Как дочь, зять и внучка Назарбаева зарабатывают миллиарды на грузоперевозках из Китая

cover

На территории Казахстана зарегистрирован холдинг, который владеет контейнерным терминалом, приграничным автомобильным пе­реходом и несколькими транспортно-логистическими центрами. На днях одну из дочек холдинга решили отдать в руки государства. Orda.kz не только выяснила, какие активы перейдут в госвладение, но и то как с ними связаны Дарига Назарбаева и её неофициальный муж Кайрат Шарипбаев

Утром 1 ноября премьер-министр Алихан Смаилов на заседании комиссии по демонополизации экономики рассмотрел вопрос передачи активов транспортно-логистической компании из Алматинской области государству. В период с апреля по декабрь прошлого года предприятие получило монопольный доход на 4,3 млрд тенге. А в октябре руководство ТОО решило передать 100% доли участия государству. Название компании нигде не озвучивалось.

Корреспондент Orda.kz проанализировал опубликованную в открытом доступе информацию и пришел к выводу, что речь идет о ТОО "Eurotransit Cargo". Проверку компании главная транспортная прокуратура провела в начале года. Результаты ревизии передали в Департамент экономических расследований по Алматинской области.

По данным официального сайта, предприятие входит в холдинг Eurotransit Group. Компания имеет собственные транспортно-логистические центры на маршруте транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Она специализируется на транспортировке грузов ж/д и автомобильным транспортом.

Как дочка Назарбаева и его неофициальный зять занялись грузоперевозками

В Eurotransit Group входят компании Eurotransit Cargo, Eurotransit Terminal, ETT Delivery и Eurotransit-КТС. Многопрофильная транспортно-логистическая компания управляет одним железнодорожным и четырьмя автомобильными терминалами «Нур Жолы», «Калжат», «Бахты» и «Майкапчагай» на казахстанско-китайской границе.

В единую транспортно-логистическую сеть входят:

  • Автоматизированный контейнерный терминал «Eurotransit-KTC».
  • Приграничный автомобильный пе­реход «Нур Жолы».
  • Транспортно-логистический центр Eurotransit на КПП «Нур Жолы».
  • Транспортно-логистический центр Алматы.
  • Собственный ж/д тупик в Алматы.
  • Кон­тейнерная площадка и крытый склад в Алматы.

Огромная сеть Eurotransit Group предлагает широкий спектр услуг от складирования и логистики до автомобильных, морских, воздушных и железнодорожных перевозок.

Проекты Eurotransit Group

Как Шарипбаев решил Великий Шёлковый путь восстановить

В конце сентября 2018 года на границе РК и КНР открыли новый контрольно-пропускной пункт "Нур Жолы" с казахстанской стороны и "Хоргос" с соседней. На торжественном открытии присутствовал бывший вице-министр финансов Канат Баедилов, экс-председатель Комитета государственных доходов Ардак Тенгебаев и предыдущий аким Алматинской области Амандык Баталов. Общая площадь пункта пропуска составила 25,59 гектара, а территория транспортно-логистического центра Eurotransit Nur Zholy – 23,58 гектара.

Строительством таможенного поста "Нур Жолы" на принципах государственно-частного партнерства занималась компания Eurotransit Terminal, конечные бенефициары которой сейчас – Дарига Назарбаева, её дочь Венера и сын Кайрата Шарипбаева. Договор Минфин, министерство по инвестициям и развитию и предприятие заключили 26 декабря 2017 года.

Для строительства контрольно-пропускного пункта ЕАБР и Eurotransit Terminal подписали кредитный договор. Согласно его условиям, банк предоставил 32 млрд тенге, на тот момент это было 87 млн долларов. Кредитная линия у компании действовала до апреля 2020 года. По данным пресс-службы акимата Алматинской области, ТОО "Eurotransit Terminal" инвестировал 70 млрд тенге. Проект назвали "самым крупным в Средней Азии".

Новый пункт пропуска стал не только главными воротами коридора «Западная Европа – Западный Китай», логическим завершением масштабного проекта, но и возрождением Великого Шёлкового пути. Немаловажно, что "Нурлы жол" активно продвигал экс-президент Нурсултан Назарбаев. Проект аналогичен программе Китая "Один пояс, один путь".

Пропускная способность на КПП увеличилась в 30 раз, а пассажирский поток в 18. На пункте пропуска экспедиторские услуги предоставляло в том числе ТОО Eurotransit Cargo, которое сейчас передают государству.

На "Нур Жолы" применили автоматическую систему управления логистикой, которую интегрировали с информационной системой таможенных органов "АСТАНА-1". Это должно было максимально минимизировать "человеческий фактор", но потом случилась пандемия.

КПП "Нур жолы"/Фото Facebook

Зелёный коридор для овощей и ковид

28 сентября 2019 года, за несколько месяцев до обнаружения Covid-19, на КПП "Нур жолы" открыли "зелёный коридор". Это было необходимо для ускоренного пропуска сельхозпродукции, поступающей из Китая в Казахстан. Для проезда фур с фруктами и овощами определили отдельную полосу, потому что товар мог испортится по дороге. Время прохождения таможенных процедур составляла 30-35 минут.

С казахстанской стороны на церемонии открытия участвовали представители Комитета государственных доходов и ДГД по Алматинской области. А со стороны Китая – заместитель министра главного таможенного управления Ван Линцзюнь.

Всё складывалось благополучно до объявления пандемии коронавируса. Китай усилил со своей стороны контроль, поэтому время проезда увеличилось до суток. В итоге это породило многокилометровые очереди, а время простоя увеличилось до двух, а то и трёх недель. Постоянные заторы приводили к недовольству дальнобойщиков и даже к дракам.

В марте 2022 года в Агентстве по защите и развитию конкуренции рассказали, что ситуацией на контрольно-пропускном пункте воспользовалась одна компания – Eurotransit Nur Zholy, которая и строила пропускной пункт. Китай отменил въезд на свою территорию тентованных прицепов и полуприцепов, а также экспортных грузов из Казахстана. Вот только руководство ТОО при таком раскладе не только установило своё монопольное положение, не являясь оператором по перевозке грузов, но и начало оформлять грузы.

Кому принадлежит Eurotransit Cargo?

В октябре 2014 года ТОО "Eurotransit Cargo" создал Ибулла Сердиев, ныне Серди. Отметим, что бывшего управляющего директора АО "НК "КазМунайГаз" разыскивает Агентство по финансовому мониторингу уже 175 дней. В АФМ в конце сентября 2022 года сообщили, что Серди разработал некую преступной схему совместно с Кайратом Боранбаевым. Директор Eurotransit Cargo Азамат Токжанов, по данным за 2016 год, значился членом правления ТОО "КазРосГаз", где аффилированными лицами выступают братья Шарипбаевы – Талгат и Нурхат. Неизвестно, являются ли они однофамильцами Кайрата Шарипбаева или их связывают родственные узы.

Спустя полгода, в июле 2015 года, у Eurotransit Cargo сменились директор и учредитель. ТОО перешло в руки Аскара Турмана, который до апреля 2015 был кандидатом во внутренние аудиторы «КазТрансГазАймак». Директорское кресло в разные годы занимали Арман Абдыкалыков и Анар Исаева. Первый в 2008 году работал заместителем председателя правления «КазТрансГаз-Алматы». Сейчас он руководит компанией ТОО «Строй Сервис Холдинг». Исаева – супруга председателя правления "Казахстанская Жилищная Компания" Рустама Исаева.

20 июля 2016 года 100% доли участия Eurotransit Cargo перешло ТОО Qazaq Business Group, о котором мы подробно писали здесь. В этот момент компания-учредитель принадлежала предприят Astana group KZ (Новое название Asia W Partnership – Прим Ред.) и Ерлану Диханбаеву. Astana group KZ создал муж Дариги Назарбаевой, сейчас им владеет его дочь Корлан Шарипбаева. Об этой компании ранее мы уже писали в нашем расследовании "Газ, заводы и отель: как строилась империя Кайрата Шарипбаева под защитой Дариги Назарбаевой".

10 мая 2018 года ещё одним учредителем стало ТОО "Eurotransit Terminal", которым руководит Ерлан Диханбаев. Кроме того, в 2020 году его назначили директором Tethys Petroleum Limited на Каймановых островах. Также Диханбаев занимал руководящие должности в АО "КазТрансГаз Аймак", ТОО "Казак Бизнес групп", ТОО "Союзтранслинк" и "Проктер и Гэмбл" Центральная Азия.

Сегодня список учредителей ТОО "Eurotransit Cargo" не поменялся, директором числится Айдос Шерьязданов.

Скрин с Egov.kz

Где находится Eurotransit Cargo и какие компания платит налоги?

ТОО "Eurotransit Cargo" зарегистрировано в селе Узынагаш Алматинской области. Однако, по данным 2Gis, находится предприятие на 12 этаже бизнес-центра «Нурсая» на ​улице Конаева, 14/3​. По удивительному стечению обстоятельств, этим зданием владеет предприятие Asia W Partnership, предыдущее название которого Astana group KZ.

Судя по налоговым отчислениям, компания имеет неплохую прибыль. В 2021 году ТОО внесло в казну государства 1,2 млрд тенге. Предприятие также участвует в электронных закупках на сайте фонда Самрук-Казына. Eurotransit Cargo выиграло четыре тендера на общую сумму 406 млн тенге. Каждый раз организация предоставляла услуги по перевозке почты. На автомобилях, принадлежащих компании, нанесён логотип АО "Казпочта".

Скрин с kgd.gov.kz

Кто стоит за Eurotransit Terminal и причём тут Дарига Назарбаева и её пасынок?

Один из учредителей ТОО "Eurotransit Cargo" – Eurotransit Terminal принадлежит частной компании EURASIA TRANSIT HOLDING Ltd. Она зарегистрирована в комитете Международного финансового центра "Астана" (МФЦА).

Учредителями предприятия значатся:

  • Данияр Кайрат – сын Кайрата Шарипбаева, который избавился от известной фамилии отца и поменял на его имя.
  • Ерлан Диханбаев – директор Eurotransit Terminal и EURASIA TRANSIT HOLDING Ltd.
  • Галым Нургазиев – заместитель председателя правления "Фонда "Даму" по данным на 1 апреля 2019 года и супруг члена правления ТОО "КазРосГаз". Отдельно отметим, что ранее он носил фамилию Шарипбаев, но по неизвестным причинам взял имя отца. Его братья Талгат и Нурхат всё ещё значатся Шарипбаевыми.
  • ТОО "Property Investment Group" зарегистрировано в Алматы на площади Республики 13, где находятся большинство казахстанских телеканалов и интернет - СМИ. Компания предоставляет прочие индивидуальные услуги. Директор предприятия – Самал Шакирова, однако учредители скрыты.
Скрин с Egov.kz

Ранее с подобным явлением мы сталкивались в своих расследованиях в части активов семьи Назарбаева – Дариги и её сына Нурали Алиева.

Корреспондент Orda.kz заинтересовался идентичностью ситуации. Так, Property Investment Group, 22 июля 2021 года основал Дамир Кайыржан. Занималась компания арендой и управлением собственной недвижимостью. Зарегистрировали ТОО в микрорайоне Жас Канат в Алматы.

29 ноября 2021 года у Property Investment Group появился новый директор и учредитель. Кресло руководителя заняла Самал Шакирова, а владельцем стало ТОО "Darbusinnes". Основателем юридического лица выступила старшая из дочерей Нурсултана Назарбаева – Дарига. Информация о ней, как об учредителе, пропала из данных электронного правительства 3 февраля 2017 года.

После событий Кровавого января, 10 марта 2022 года, у ТОО Property Investment Group появился ещё один учредитель – дочь Дариги Назарбаевой – Венера Чайжунусова. Но эту информацию 10 октября уже скрыли.

Скрин с Egov.kz

По данным КГД, компания Property Investment Group не платила налоги с 2017 года.

Скрин с kgd.gov.kz

Кто стоит за Qazaq Business Group и причём тут дочь Кайрата Шарипбаева?

Второй учредитель Eurotransit Cargo – ТОО Qazaq Business Group, который принадлежит Asia W Partnership (предыдущее название Astana group KZ – Прим. Ред.) и Жанибеку Ахетову. Он же –директор предприятия. С 17 октября 2019 года Ахетов значится членом палаты профессиональных бухгалтеров РК.

А вот за Asia W Partnership стоит дочка Кайрата Шарипбаева – Корлан. Подробнее о предприятии можно прочесть здесь. Зарегистрирована компания всё в том же бизнес-центре "Нурсая".

За первое полугодие 2022 года ТОО внесло 23 518 180 тенге налогов. Отметим, что у Qazaq Business Group имеется небольшая задолженность в 247 тенге за социальный налог.

Скрин с kgd.gov.kz

Вот и получается, что конечными бенефициарами транспортно-логистической компании Eurotransit Cargo выступают Дарига Назарбаева, её дочь Венера Чайжунусова, а также дети Кайрата Шарипбаева – Корлан и Данияр.

Графика Orda.kz

Как Eurotransit Cargo грузы на ГПЗ Кайрата Шарипбаева доставлял

В июле 2016 года компания Eurotransit Cargo стала участником Ассоциации экспедиторов Казахстана. В конце мая 2018 года на предприятии обновили автопарк для транспортировки грузов в Китай, Европу и страны СНГ.

Автомобили IVECO с изотермическими полуприцепами / Фото eurotransit.kz

Так вышло, что оборудование для нового газоперерабатывающего завода на месторождении Кожасай в Актюбинской области поставил всё тот же Eurotransit Cargo. А строило ГПЗ – доверенное лицо Кайрата Шарипбаева, Асет Нурдос. Технику привезли из КНР, на станции Алтынколь её перегрузили на контейнеры Eurotransit-КТС.

Когда Кайрат Шарипбаев начал строить ещё один газоперерабатывающий завод, только уже на месторождении Кашаган. Он опять привлёк аффилированную компанию. Контракт на поставку достался ТОО «Eurotransit Cargo». О самом заводе и ходе строительства более подробно – в этом материале.

Контракт включал три этапа:

  • Управление цепью поставок строительных материалов для промышленной ж/д станции, автомобильной дороги и предприятия.
  • Доставка комплектного оборудования из Китая, России и Европы.
  • После запуска обеспечение вывоза всей готовой продукции.

Учитывая, что газоперерабатывающий завод государству уже передали, а экспедиторской это только предстоит, то скорее всего контракт пролонгируют.

Eurotransit Cargo занимался доставкой буферной ёмкости и газотурбинной установки для ТЭЦ. А также угля, нефтепродуктов и различного оборудования как для Казахстана, так и для соседних стран.

В апреле 2021 года крупнейший частный железнодорожный оператор «Исткомтранс» и Eurotransit Cargo объявили о запуске сквозного трансграничного коридора для грузов. Через пограничный переход Хоргос-Алтынколь машины, следующие из Юго-Восточной Азии, добирались до Алматы.

Eurotransit Cargo со своей стороны занимался перевозкой контейнеров на станции Алтынколь. А «Исткомтранс» выступал единым ж/д оператором. Он предоставлял свои платформы и сопровождал грузы на всём пути следования.

ТОО «Eurotransit Cargo» по итогам 5 месяцев 2022 года перевезло более 11 000 грузов. 20 июля они установили новые тарифы.

Новая расценка Eurotransit Cargo

Как компания дочери и зятя Назарбаева автомобили из Японии, Южной Кореи и Таиланда возила

В феврале 2021 года в Казахстан пришёл первый состав из 29 вагонов с автомобилями марок Toyota и Lexus японского производства. Выполняла эту работу одна из дочек холдинга ТОО «Eurotransit – КТС». Экспресс-доставка проиходила в рамках контракта между автомобилестроительным концерном "Toyota Motor Corp." и группой компаний Eurotransit.

По итогам 2021 года, контейнерный терминал Eurotransit – КТС на станции Алтынколь принял около 5 тысяч автомобилей Lexus и Toyota. Доставили их из Японии транзитом через Китай.

ТОО "Eurotransit-KTC" имеет девять современных грузоподъемных механизмов. А также полностью автоматизированные краны австрийского производства марки "KUNZ".

Контейнерный терминал ТОО «Eurotransit-КТС» в июне 2022 года принял Mitsubishi L-200 из Таиланда. Качественная работа по доставке первой партии дала возможность продлить контракт на поставку ещё 312 автомобилей.

17 августа 2022 года на станцию Алтынколь прибыла пробная партия автомобилей премиум-класса из Южной Кореи. Везли их транзитом через РК и КНР в Кыргызстан.

А спустя несколько дней на территорию Казахстана доставили машины марки Chery. Всего из Китая привезли 261 автомобиль. После груз отправили для дальнейшей реализации в дилерские центры.

По данным компании Eurotransit-КТС, контейнерный терминал может перегружать до 30 вагонов-автомобилевозов.

В итоге государству отойдет только часть от крупного холдинга – ТОО "Eurotransit Cargo". В то время, как контейнерный терминал, контрольно-пропускной пункт и транспортно-логистические центры останутся в руках предыдущих владельцев.

Orda.kz продолжит раскрывать новые подробности бизнес-проектов казахстанских олигархов.

Лента новостей

все новости