Новые экоправила Алматы: спасут ли они город от смога
Фото: Александра Мохирева, Orda.kz
О том, видят ли эксперты в новых экоправилах шанс на экологический ренессанс, рассказывает Orda.kz.
Новые правила подготовило управление экологии и окружающей среды Алматы. Публичное обсуждение прошло в августе. Большинство алматинцев раскритиковали проект, но эксперты, представленные в акимате, его поддержали.
Эксперт по законотворчеству Ерлан Бузурбаев заметил, что проект охватывает все сферы, влияющие на состояние воздуха. Для каждой из них предусмотрены меры: сокращение выбросов и переход на экотехнологии.
Директор учебного центра палаты экологических аудиторов Райдин Касымов назвал документ «живым инструментом». По его словам, в Алматы может быть до 80 тысяч старых машин, токсичность которых превышает норму на 84 %. Это эквивалентно миллиону исправных автомобилей.
В проекте есть программа по обновлению автопарка. Но как именно её реализуют, пока не известно.
«В документе написано, что АТС могут быть выкуплены (глава 2, п. 43). И что означает формулировка в п. 44 той же главы? Никакой конкретики! На каких условиях? По 315 000 тенге за отличную сданную на утилизацию машину с рыночной стоимостью семь-восемь миллионов, как сейчас принимают авто в утиль? Вы пишете в своих ответах: "по средней медианной стоимости". Это ничего не значащие слова...», — писал в августе Валерий Ермошин.
В акимате тогда ответили, что детали определят позже специальным постановлением. Обещали, что выкуп будет по рыночной цене.
Директор компании «Ренессанс плюс» Асет Тазабеков напомнил: в Алматы ежедневно ездит более 800 тысяч автомобилей, 15 % из них не соответствуют нормам. Транспорт даёт 60 % загрязнений, но виноваты не только машины.
«Мы выявили более 13 тысяч бань и 500 шашлычных, которые напрямую загрязняют атмосферу. Переход ТЭЦ на газ и отказ от твёрдого топлива должны стать приоритетом»,заметил Тазабеков.
Гендиректор ТОО «EСО Almaty» Асыл Батыргереев добавил: в Алматы более 300 тысяч автомобилей классов Евро-0 — Евро-3, из 672 тысяч зарегистрированных. Его слова привели в релизе акимата, хотя смысл их остался неясным.
«Каждый автовладелец должен понимать, что его автомобиль — источник выбросов вредных веществ, и по возможности ограничивать его эксплуатацию, особенно для езды на малые расстояния. Нужно качественно обслуживать двигатель, устанавливать каталитический нейтрализатор. Предприятия общепита, особенно шашлычные, должны позаботиться об установке фильтров для улавливания запахов и дыма от мангала и печей, этого требуют и санитарно-эпидемиологические правила к предприятиям общепита»,сказала эксперт-эколог управления экологии Алматы Назия Аухинова.
Она добавила, что одна из главных задач — контроль за качеством топлива на АЗС. В новых правилах появятся зоны с пониженными выбросами и система мониторинга воздуха: стационарные посты, мобильные лаборатории и цифровая платформа «Чистый город».
Эколог Евгений Мухамеджанов напомнил, что похожие меры уже помогли Лондону, Дубаю и Пекину снизить смог. Там сработали строгие стандарты и обновление транспорта.
Тем временем в Алматы по-прежнему горит мусор по ночам, а погода способствует накоплению вредных веществ. Перестанет ли город попадать в список самых грязных в мире, покажет время.
Читайте также:
Лента новостей
- Мужчину, убившего пожилого таксиста в Петропавловске, приговорили к девяти годам тюрьмы
- Шарлапаев в опале: бывший помощник президента лишился всех ответственных постов
- Сад не вырос: в Шымкенте арестовали бывшего главу фонда АПК
- Психически больной мужчина зарезал мать в Алматы
- Новые экоправила Алматы: спасут ли они город от смога
- Спортсмена, по вине которого погиб хоккеист, освободили от наказания в Усть-Каменогорске
- Что происходит на месте убийства Ержана Бабакумарова
- «Люди против, когда их не слушают»: урбанист Жанна Спунер — о том, что нужно сделать с рощей Баума
- Девушка едва не спрыгнула с 15-го этажа в Астане — видео
- После «масляного» контракта брата Кожамжарова: КТЖ через суд вернула почти 100 миллионов тенге
- Международные организации требуют остановить закон, ведущий Казахстан к культурной изоляции
- Строили молочную ферму без разрешения: компания из ВКО отделалась символическим штрафом
- «Хуторской банды нет» — последнее слово Хасана Касымбаева
- Компания с представительством в Алматы купит зарубежные активы «Лукойла»
- Вычислили по ДНК: во Франции задержали ещё пятерых по делу об ограблении Лувра
- Иностранные маркетплейсы будут блокировать в Казахстане, если они не встанут на учёт по НДС
- «Оценка 12 из 10»: как США и Китай вновь сближаются после угроз
- Популярный канал для знакомств заблокируют в Казахстане
- «Не могу открыть окна»: алматинцы массово жалуются на едкий запах гари
- Банки будут рассказывать налоговой обо всех счетах казахстанцев: Бектенов дал пояснения



