Новые экоправила Алматы: спасут ли они город от смога

cover Фото: Александра Мохирева, Orda.kz

О том, видят ли эксперты в новых экоправилах шанс на экологический ренессанс, рассказывает Orda.kz.

Новые правила подготовило управление экологии и окружающей среды Алматы. Публичное обсуждение прошло в августе. Большинство алматинцев раскритиковали проект, но эксперты, представленные в акимате, его поддержали.

Эксперт по законотворчеству Ерлан Бузурбаев заметил, что проект охватывает все сферы, влияющие на состояние воздуха. Для каждой из них предусмотрены меры: сокращение выбросов и переход на экотехнологии.

Директор учебного центра палаты экологических аудиторов Райдин Касымов назвал документ «живым инструментом». По его словам, в Алматы может быть до 80 тысяч старых машин, токсичность которых превышает норму на 84 %. Это эквивалентно миллиону исправных автомобилей.

В проекте есть программа по обновлению автопарка. Но как именно её реализуют, пока не известно.

«В документе написано, что АТС могут быть выкуплены (глава 2, п. 43). И что означает формулировка в п. 44 той же главы? Никакой конкретики! На каких условиях? По 315 000 тенге за отличную сданную на утилизацию машину с рыночной стоимостью семь-восемь миллионов, как сейчас принимают авто в утиль? Вы пишете в своих ответах: "по средней медианной стоимости". Это ничего не значащие слова...», — писал в августе Валерий Ермошин.

В акимате тогда ответили, что детали определят позже специальным постановлением. Обещали, что выкуп будет по рыночной цене.

Директор компании «Ренессанс плюс» Асет Тазабеков напомнил: в Алматы ежедневно ездит более 800 тысяч автомобилей, 15 % из них не соответствуют нормам. Транспорт даёт 60 % загрязнений, но виноваты не только машины.

«Мы выявили более 13 тысяч бань и 500 шашлычных, которые напрямую загрязняют атмосферу. Переход ТЭЦ на газ и отказ от твёрдого топлива должны стать приоритетом»,заметил Тазабеков.

Гендиректор ТОО «EСО Almaty» Асыл Батыргереев добавил: в Алматы более 300 тысяч автомобилей классов Евро-0 — Евро-3, из 672 тысяч зарегистрированных. Его слова привели в релизе акимата, хотя смысл их остался неясным.

«Каждый автовладелец должен понимать, что его автомобиль — источник выбросов вредных веществ, и по возможности ограничивать его эксплуатацию, особенно для езды на малые расстояния. Нужно качественно обслуживать двигатель, устанавливать каталитический нейтрализатор. Предприятия общепита, особенно шашлычные, должны позаботиться об установке фильтров для улавливания запахов и дыма от мангала и печей, этого требуют и санитарно-эпидемиологические правила к предприятиям общепита»,сказала эксперт-эколог управления экологии Алматы Назия Аухинова.

Она добавила, что одна из главных задач — контроль за качеством топлива на АЗС. В новых правилах появятся зоны с пониженными выбросами и система мониторинга воздуха: стационарные посты, мобильные лаборатории и цифровая платформа «Чистый город».

Эколог Евгений Мухамеджанов напомнил, что похожие меры уже помогли Лондону, Дубаю и Пекину снизить смог. Там сработали строгие стандарты и обновление транспорта.

Тем временем в Алматы по-прежнему горит мусор по ночам, а погода способствует накоплению вредных веществ. Перестанет ли город попадать в список самых грязных в мире, покажет время.

Читайте также:

Лента новостей

все новости