Новая надежда Степи

cover

В Алматы проходит персональная выставка художника Асхата Ахмедьярова «Үмiт».

Асхат Ахмедьяров учился у известных казахстанских художников Виталия Симакова и Молдакула Нарымбетова, основателей легендарной шымкентской арт-группы «Кызыл трактор». В молодости его привлекал сюрреализм, но в начале 2000-х он переехал в Астану, чтобы начать творческую жизнь с чистого листа. В столице Ахмедьяров прожил 20 лет, и за это время создал огромное количество произведений в различной технике – живопись, графика, видео, фотография, инсталляция. Также он проводил различные акции, например, в защиту урочища Бозжыра и озера Талдыколь, против задержаний активистов и журналистов после трагических событий января этого года.

В 2016-м прошла персональная выставка Ахмедьярова «Единственное множественное» в Национальном музее в Астане, его работы принимали участие в коллективных выставках «Lost to the Future: Contemporary Art from Central Asia (Сингапур, 2013), «Протагонисты. Невидимый павильон Казахстана» (Венецианская биеннале, 2015), «Фокус Казахстан: постномадические горизонты» (Лондон, 2018). «Үмiт» («Надежда») – первая персональная выставка художника в Алматы.

«Үмiт» – это дань эпохе перемен и надежды на перемены, через которую проходит Казахстан, а также дань бабушке Асхата, которую звали Yміт. Её 93-летняя жизнь захватила две мировые войны, революцию, голод, репрессии, холодную войну и распад Советского Союза.

Об исторических событиях, в частности о Гражданской войне 1920-х годов на территории Центральной Азии, рассказывает монументальная инсталляция «Столетие» из белых и красных кесе, открывающая выставку с улицы.

«Когда больной начинает говорить о болезни, он делает первые шаги к выздоровлению. Он бессознательно ищет причину, почему это произошло с ним? Этой выставкой я прямо или косвенно спрашиваю себя: «Почему это происходит с нами?» В 1900 году родители моей бабушки дали ей имя Yміт. Тогда, на пороге ХХ века, в степи тоже надеялись, что всё будет хорошо», – говорит Ахмедьяров.

Выставка поделена на четыре части. Первая – уже упомянутая инсталляция «Столетие». Остальные три части находятся в отдельных залах галереи. Там представлена новая инсталляция художника из казанов для плова. Её название, «Сабыр», отсылает к фразе, часто употребляемой полицейскими при задержании: «Сабыр етіңіз» – «Сохраняйте спокойствие, молчите». Ирония в том, что этот призыв в зале выполнить невозможно: нужно пробираться между подвешенными к потолку казанами, невольно сталкивая их между собой. А в степной культуре перевёрнутый казан – символ утраты, разрушенного шанырака, домашнего очага.

На выставке представлено и новое видео Ахмедьярова «Іле», снятое в 2022 году. В нём художник ведёт поэтический рассказ о жизни прибалхашского села Орта Дересин и месте встреч его жителей у ствола огромного дерева, принесённого когда-то на берег рекой, вышедшей из русла.

В третьем зале можно увидеть серию рисунков 2021 года «Квадратное солнце», выполненных сухой кистью и порохом, – это портреты предков художника, репрессированных в советское время; девушки, подвергшейся гонениям в Синьцзяне в наши дни; жертв январских событий в Алматы; и оппозиционера, поэта и публициста Арона Атабека, умершего в ноябре 2021 года после пятнадцати лет заключения.

Выставка «Үмiт», вход на которую свободный, продлится в алматинской галерее Aspan (проспект аль-Фараби, 140а/3) до 18 сентября.

Лента новостей

все новости