Новая надежда Степи

В Алматы проходит персональная выставка художника Асхата Ахмедьярова «Үмiт».
Асхат Ахмедьяров учился у известных казахстанских художников Виталия Симакова и Молдакула Нарымбетова, основателей легендарной шымкентской арт-группы «Кызыл трактор». В молодости его привлекал сюрреализм, но в начале 2000-х он переехал в Астану, чтобы начать творческую жизнь с чистого листа. В столице Ахмедьяров прожил 20 лет, и за это время создал огромное количество произведений в различной технике – живопись, графика, видео, фотография, инсталляция. Также он проводил различные акции, например, в защиту урочища Бозжыра и озера Талдыколь, против задержаний активистов и журналистов после трагических событий января этого года.
В 2016-м прошла персональная выставка Ахмедьярова «Единственное множественное» в Национальном музее в Астане, его работы принимали участие в коллективных выставках «Lost to the Future: Contemporary Art from Central Asia (Сингапур, 2013), «Протагонисты. Невидимый павильон Казахстана» (Венецианская биеннале, 2015), «Фокус Казахстан: постномадические горизонты» (Лондон, 2018). «Үмiт» («Надежда») – первая персональная выставка художника в Алматы.
«Үмiт» – это дань эпохе перемен и надежды на перемены, через которую проходит Казахстан, а также дань бабушке Асхата, которую звали Yміт. Её 93-летняя жизнь захватила две мировые войны, революцию, голод, репрессии, холодную войну и распад Советского Союза.

Об исторических событиях, в частности о Гражданской войне 1920-х годов на территории Центральной Азии, рассказывает монументальная инсталляция «Столетие» из белых и красных кесе, открывающая выставку с улицы.
«Когда больной начинает говорить о болезни, он делает первые шаги к выздоровлению. Он бессознательно ищет причину, почему это произошло с ним? Этой выставкой я прямо или косвенно спрашиваю себя: «Почему это происходит с нами?» В 1900 году родители моей бабушки дали ей имя Yміт. Тогда, на пороге ХХ века, в степи тоже надеялись, что всё будет хорошо», – говорит Ахмедьяров.
Выставка поделена на четыре части. Первая – уже упомянутая инсталляция «Столетие». Остальные три части находятся в отдельных залах галереи. Там представлена новая инсталляция художника из казанов для плова. Её название, «Сабыр», отсылает к фразе, часто употребляемой полицейскими при задержании: «Сабыр етіңіз» – «Сохраняйте спокойствие, молчите». Ирония в том, что этот призыв в зале выполнить невозможно: нужно пробираться между подвешенными к потолку казанами, невольно сталкивая их между собой. А в степной культуре перевёрнутый казан – символ утраты, разрушенного шанырака, домашнего очага.

На выставке представлено и новое видео Ахмедьярова «Іле», снятое в 2022 году. В нём художник ведёт поэтический рассказ о жизни прибалхашского села Орта Дересин и месте встреч его жителей у ствола огромного дерева, принесённого когда-то на берег рекой, вышедшей из русла.
В третьем зале можно увидеть серию рисунков 2021 года «Квадратное солнце», выполненных сухой кистью и порохом, – это портреты предков художника, репрессированных в советское время; девушки, подвергшейся гонениям в Синьцзяне в наши дни; жертв январских событий в Алматы; и оппозиционера, поэта и публициста Арона Атабека, умершего в ноябре 2021 года после пятнадцати лет заключения.

Выставка «Үмiт», вход на которую свободный, продлится в алматинской галерее Aspan (проспект аль-Фараби, 140а/3) до 18 сентября.
Лента новостей
- В Алматы временно перекроют два участка улицы Желтоксан
- В Чехии запретили пропаганду коммунизма
- «Налоги — как ремень безопасности»: Жумангарин о новом кодексе
- В Астане потушили рынок «Big Шанхай»
- Казахстанские рестораторы жалуются, что новый Налоговый кодекс убьёт их бизнес
- Как и почему казахстанские чиновники обжигались на заверениях о стабильности курса
- Распределять ваучеры для детей в Астане будут по-новому
- Любитель фальшивого: за что уже судили казахстанца Ержана Ниязова, арестованного в Болгарии
- Евросоюз утвердил новые санкции против российской нефтянки и банков
- Бектенов обрушил тенге? Почему курс доллара в Казахстане поставил рекорд
- Экология и эффективность: как китайские технологии помогут угольной промышленности Казахстана
- Астанчанке дали три года колонии за стикеры с QR-кодами
- Без eGov и приложений: в аэропорту Астаны ночью не будут работать цифровые госуслуги
- Бывший дипломат Сакен Мамаш будет сидеть шесть лет за истязания жены
- НДС вырастет, но отчётности станет меньше: Токаев утвердил новый Налоговый кодекс
- Ливни, шквалы и жара до 43 градусов обрушатся на Казахстан
- Учителю из Абайской области дали пожизненное за изнасилование восьмилетней девочки
- Казахстан уже использовал 60 % трансфертов из Нацфонда
- Не платили зарплату: скандальную нефтекомпанию из Актау заставили рассчитаться с рабочими
- YouTube удалил канал журналиста Лукпана Ахмедьярова