Никто в здравом уме не поддержит – эксперт об идее Минздрава лишать прав водителей без ОСМС

На прошлой неделе министр здравоохранения РК Ажар Гиният высказала идею – лишать прав автомобилистов без ОСМС. Объяснила она это тем, что фонд медстрахования не получает много денег, что может привести к тому, что он не сможет исполнять свои обязанности.
Ожидаемо, что реакция на предложение Гиният со стороны автомобилистов была негативной и часто весьма эмоциональной. Orda.kz попросила дать экспертную оценку идее Минздрава председателя Независимого автомобильного союза Эдуарда Эдокова.
Театр абсурда
К идее лишать прав за отсутствие ОСМС Эдуард Эдоков относится негативно и называет её абсурдной.
«Я не понимаю, какая связь между медицинской страховкой и автомобилем. У нас в законе «О безопасности дорожного движения» нет никаких требований, что обязательным документом должна быть медстраховка. С таким же успехом можно запретить ездить на автомобиле без флюорографии», - говорит Эдоков.
Эдоков шутит, что если свои требования к водителям начнёт выставлять Минздрав, то почему бы так же не поступить и другим ведомствам.
«Министерство образования скажет: «нельзя садиться за руль без диплома о высшем образовании». Минсельхоз придумает что-то своё. То есть это превращается в какой-то театр абсурда. При каких обстоятельствах нельзя садиться за руль – чётко указано, и медицинская страховка к этому не имеет никакого отношения. И думаю, никакой здравомыслящий человек предложение Минздрава не поддержит», - считает эксперт.

Он напоминает, что в Казахстане очень много самозанятых, которые не заключают договор ОСМС. Эксперт не понимает, почему из-за этого они должны лишиться водительских прав.
«Я понимаю, что Минздрав хочет всех охватить медицинским страхованием, но на мой взгляд нужно выбирать какие-то более разумные методы», - говорит Эдоков.
Но если даже идею Минздрава воплотят в жизнь, то руководитель ассоциации не понимает, как будут отслеживать тех, у кого из водителей есть ОСМС, а у кого нет.
«Получается, полиция должна будет останавливать каждого автомобилиста, чтобы это выяснить? Но по закону полицейский может вас остановить, если вы ничего не нарушали, только в нескольких случаях. Например, если ваш автомобиль похож на тот, что проходит по ориентировке, или если введён план «Перехват». В остальных случаях вас могут остановить, только если вы являетесь нарушителем», - говорит Эдоков.
Полицейский – не налоговик
Теоретически незарегистрированных в ОСМС водителей могут отслеживать таким же способом, каким выявляют неплательщиков транспортного налога. Патрульная полиция с помощью программы "Қорғау" вычленяет их из транспортного потока, после чего автомобили отправляются на штрафстоянку. Периодически появляется информация о том, что прошли рейды с последующей эвакуацией авто на штрафстоянку. Например, в августе этого года такое было в Астане, Алматы и Караганде. В прошлом году масштабный рейд полиции, налоговиков и приставов проходил в Шымкенте.
Хотя к такому «отлову» у Эдуарда Эдокова тоже отношение неоднозначное. С тем, что транспортный налог нужно платить, а неплательщиков наказывать, специалист ни в коем случае не спорит. Но к методам, с помощью которых собирают транспортный налог, у него есть вопросы.

Во-первых, по его мнению, если уж использовать эвакуацию автомобилей, то не с помощью редких точечных рейдов.
«Я думаю, что если провести в нескольких регионах показательные акции с массовой эвакуацией и широко их осветить, то неплательщики быстро побегут всё платить. Я считаю, такая «показательная порка» поможет сократить недоимку», - говорит Эдоков.
При этом Эдуард Эдоков не боится, что штрафстоянки от такой акции переполнятся, потому что владельцы авто начнут их довольно быстро забирать назад.
Но у него всё равно остаётся вопрос: должны ли в этом процессе участвовать полицейские, основная функция которых следить за безопасностью дорожного движения. По его мнению, сбор налога не входит в компетенцию министерства внутренних дел.
«Безопасность дорожного движения и транспортный налог – это две разные вещи. И полиция не должна обеспечивать безопасность путём эвакуации автомобилей неплательщиков. Если кто-то не заплатил налог, то принудить его к выплате должны налоговые органы – тем или иным законным способом», - говорит эксперт.
И, по его мнению, один из самых действенных способов – это тотальная блокировка банковских счетов неплательщика. Во-первых, это отнимает намного меньше времени и ресурсов. Во-вторых, становится настоящим бедствием для современного казахстанца, особенно из большого города, где все привыкли к безналичной оплате.
Читайте также:
Лента новостей
- Судье стало плохо: оглашение приговора по делу Кушеева и Каримова перенесли
- Трижды проходила медосмотр в школе: девятиклассница родила в Актюбинской области
- Азербайджан готов в четыре раза увеличить транзит казахстанской нефти
- Бизнесмен Кайрат Реимов рассказал про Гаджиева на «Хоргосе» и дал совет президенту
- «После убийства Шерзата заключённых уговаривали оговорить Хасана» — адвокат
- Самый богатый бизнесмен Казахстана теперь владеет четвертью акций Kcell
- После кошмара в Кызылкайрате сменился прокурор Талгарского района
- От банкира до чиновника: новый аким Семея — кто он?
- Наш слон: кости мамонта нашли в Акмолинской области
- Работать в Турции казахстанцам станет проще
- Нацбанк и правительство по-разному смотрят на пожирающую Казахстан инфляцию
- Цой жив, он устроился в Акорду
- Алматинское метро установило рекорд благодаря матчу «Кайрата» с «Реалом»
- Звёзды мирового тенниса посетили аутизм-центр в Алматы
- Бывшего адвоката, скрывавшегося два года за границей, доставили в Астану
- Токаев и Путин вновь поговорили по телефону
- Без Instagram и TikTok: казахстанская музыка может навсегда уйти из мировых соцсетей
- Аналитики ждут обвала в одной из ключевых отраслей экономики Казахстана
- Казахстан не повторит турецкий сценарий с инфляцией — Азамат Амрин
- «Охота на Долгалёва, а мы — побочный ущерб»: сын Садвакасова о суде по преступлению, которого не было