«Никогда такого не было». Репортаж из Пиджима, где из-за беспорядков пострадали дома жителей

cover Мужчина на крыльце магазина в Пиджиме, пострадавшего при беспорядках. Фото Багдата Асылбека

В ночь с 27 на 28 октября в селе Пиджим Алматинской области произошли массовые беспорядки. Причиной стала возникшая днём драка двух школьников. Власти в официальном сообщении подчеркнули, что конфликт носит не «межнациональный характер», а «бытовой». Корреспонденты Orda.kz отправились в посёлок Пиджим на границе с Китаем, чтобы выяснить, что и из-за чего произошло и передать картину жизни в данном посёлке.

Село Пиджим – в 15 километрах от китайской границы. Почти в 300 км от Алматы. Дорога туда – ровный автобан. При въезде в посёлок вокруг села на горизонте – вагоны, которые застряли из-за таможенных ограничений со стороны Китая.

Въезд в село Пиджим. Фото: Леонид Рассказов

Пиджим, как нам объяснили местные жители, означает пять озёр. В ауле живёт чуть больше 12 тысяч человек (7 тысяч – казахи, 5 тысяч – уйгуры). Уйгуры, как и казахи, живут здесь поколениями. В основном люди занимаются сельским хозяйством, держат скот, сеют кукурузу, некоторые работают в торговле.

Из-за чего произошёл конфликт?

27 октября в школе имени Абдуллы Розыбакиева посёлка Пиджим подрались два ученика из-за того, что задели друг друга плечом на перемене. В результате драки один упал и ударился головой об бетон. Его госпитализировали в больницу в тяжёлом состоянии. Вечером в селе начались беспорядки: около дома одного из школьников собралась толпа, по официальной версии, около 30 человек. По данным полиции, группа людей разбила стёкла в нескольких домах и машинах.

Дом «примирения»

Сразу же отправляемся на собрание с участием жителей, чиновников, руководителя районной полиции, которое организовали жители, чтобы «помирить» участников конфликта. На нём обсуждались взаимоотношения казахов и уйгуров, живущих в Пиджиме.

В зале местного дома культуры. Фото: Багдат Асылбек

Аксакалы по очереди подходили к микрофону и рассказывали свои версии причин конфликта, а также предлагали действия, чтобы подобных конфликтов в будущем не было.

– Мы все виноваты – родители, потому что не смогли дать правильное воспитание своим детям. Это не первый случай. Тут говорят, что пришли люди из Алмалы (соседний посёлок. – Авт.). Вы видели? Не видели. Не надо сплетничать. Вот (инцидент с дракой и беспорядками. – Авт.) – это отсутствие родительского воспитания, – заявил пенсионер Ербосын Жангазулы.

Жители Пиджима на собрании, устроенного на следующий день после беспорядков. Фото: Багдат Асылбек

В свою очередь Болатбек Турапбаев сказал, религия – единственное общее, в чём есть взаимосвязь казахов и уйгур. Но по другим вопросам, говорит он, "уйгуры сами по себе".

– Закинули миллион в уйгурскую мечеть. Её объединили. Только благодаря религии мы взаимодействуем хоть в чём-то. Если бы не религия, никто из нас вместе не держался бы, – сказал Болатбек Турапбаев, отметив, что живёт в Пиджиме 54 года и «никогда такого не видел, чтобы дети дрались как шакалы».

Старожил подчеркнул, что главная ошибка – в законодательстве. По его словам, когда в посёлке происходит даже бытовой конфликт, всё переводится на межнациональную почву.

– В наше время такого не было, потому что тогда у нас у всех были равные права: у казахов, уйгуров и русских. Поэтому, в первую очередь, мы просим вас, прежде всего, убрать статью 174 (из Уголовного кодекса). За детьми всегда стоят взрослые, прежде всего, нужно привлечь к ответственности их, – предложил выступавший.

Из зала прозвучал голос мужчины, который обратил внимание представителя местной полиции на частые вызовы казахов в правоохранительный орган после конфликтов.

– Что-то не так сказали – межнац (разжигание межнациональной розни. – Авт.). Даем отпор в ответ – межнац. Нас уже запугали, – сказал он из толпы присутствующих на собрании.

– Кого-то разве закрыли? Хоть один раз вызывают, хоть три. Вызывают, чтобы задать вопросы, отпускают же, – сказал в ответ Талгат Омиралиев, аким Панфиловского района, к которому относится село Пиджим.

Ещё один мужчина, подошедший к микрофону из зала, заявил, что «уйгуры живут сами по себе, не вливаются в общество».

– Вы (обращаясь к этническим уйгурам. – Авт.) дома учите детей, чтобы они называли себя уйгурами? В первую очередь нужно, чтобы они называли себя казахстанцами, – сказал выступающий.

Выступления собравшихся порой напоминали дебаты, но в более напряжённой обстановке.

К микрофону подошла бабушка.

– Что за ужас?! Это не айтыс, чтобы до вечера говорить и отвечать друг другу. Это тема, которая требует большой ответственности. Дети – наше будущее, поэтому когда прекратим разделяться? Там, где единство, там жизнь. Наши пожелания едины. Я, как мать, призываю к спокойствию и прекратить вражду, – эмоционально выступила умудренная жизненным опытом жительница села.

Собравшиеся также предложили переименовать село и школу, где произошла драка между учениками. Школа носит имя советского общественного деятеля прошлого века Абдуллы Розыбакиева, уйгура по национальности. В зале снова послышался гул одобрения.

Ещё один выступающий, комментируя драку школьников, отметил, что это пробелы в воспитании, но подчеркнул, что нельзя закрывать глаза на проступки подростков, так как ответственность наступает с 16 лет.

Выступающих со стороны уйгуров было меньше. Представителей этого народа в зале не было видно и слышно. Один из них извинился «от имени уйгуров Жаркента и всех граждан уйгурской национальности» за инцидент с дракой школьников.

– Я на всех собраниях уйгурам говорю: поскольку мы живём в Казахстане, мы должны соблюдать его законы. Казахстан даёт нам любую возможность. И это мы должны считать главной ценностью. Елбасы создал все условия для жизни в этой стране. Поэтому мы должны объединиться и внести вклад в развитие Казахстана, – взволнованно, сопровождая речь жестами, сказал представитель уйгуров.

Житель Пиджима Маруп Арзиев. Фото: Багдат Асылбек

– Я родился и вырос в Пиджиме, работал учителем в школе. И в то время уйгуры, казахи все были дружны, – начал своё выступление житель посёлка Маруп Арзиев и перешёл на уйгурский язык.

– Рахмет, рахмет, – говорил ему ведущий мероприятия Жандарбек Булгаков и торопился забрать у него микрофон, предположительно из-за того, что он перешёл на уйгурский язык.

– Вот такой ситуации в то время не бывало. Это уже третий случай. Первый случай был, когда.., – начал Арзиев говорить на казахском.

– Да всё уже, не надо, – прерывали его речь голоса из зала.

Ведущий забрал у него микрофон и напомнил о равных правах представителей разных национальностей в Казахстане, но добавил:

– Если живут в нашей стране, то должны уважать правителя, традиции, обычаи, литературу, культуру, религию этой страны.

В зале одобрительный гул и аплодисменты.

– Они попросили прощения, и теперь говорить, что было три года назад, два года назад – не нужно. За прошлую эпоху мы не отвечаем. Представитель уйгуров извинился. Всем народом прощаете? – обратился ведущий к залу.

В зале был шум, но единогласный ответ не прозвучал.

Вскоре начался спор между женщиной и мужчинами, сидевшими в средних рядах.

– Где супруг этой женщины? Почему ей разрешают так себя вести? – прозвучал упрёк в зале.

– Соблюдайте спокойствие! – призвал аким Панфиловского района.

Талгат Омиралиев подвёл итоги собрания.

Нужно прислушиваться к словам: «Шаңыраққа қара» («Посмотри, в чьём ты доме»). Эти слова адресованы всем нам. Где и в каком государстве мы живём? Что мы должны делать? Не будем терять нашего единства, – сказал аким Панфиловского района.

Аким Панфиловского района Талгат Омиралиев выступает перед жителями Пиджима. Фото: Багдат Асылбек

К микрофону хотели подойти ещё несколько человек. Но аким сказал, что количество выступивших было достаточным и заявил, что выполнил обещание провести встречу. После этого он обратил внимание на общие экономические проблемы.

– С мэром Хоргоса мы встречались три раза. Два раза онлайн, один раз вживую. Каждый раз поднимаем одни и те же вопросы. Если раньше давали четыре пропуска, сейчас дают по 12 пропусков, – сказал аким. – Кстати, мэр Хоргоса наш, казах. Он всегда спрашивает, как дела у казахов, у уйгуров. Живут ли народы в мире и согласии.

«Какие-то недочёты»

К моменту, когда проходило собрание, было известно об одном пострадавшем в результате событий в Пиджиме – о школьнике. После собрания аким района сообщил о втором пострадавшем.

– Когда молодые люди бегали по посёлку, кидали камни, попали в голову мужчине, травму головы получил мужчина 1968 года. Мы его посетили, он лежит в больнице, он в адеквате, медики ему помогли, – сказал Талгат Омиралиев.

У него спросили о причинах драки школьников.

– Шли по коридору два мальчика 9-го и 10-го класса, один другого толкнул, не пропустил. Ну, пошли выяснять отношения на улице, а там перемена была. Видео видели, наверное? Буквально в минуту всё произошло. Накинулись, этот мальчик того ударил. Учителя выбежали разнимать. А мальчик упал и ударился головой. Вот и весь разговор. А из этого хотели раздуть, – заявил аким и добавил, что «где-то какие-то недочёты, перегибы во внутренней политике были, но мы примем меры».

На уточняющий вопрос репортёра Orda.kz, какие именно были недочёты, аким ответил, что это «будут выяснять».

О проделанной работе доложил начальник отдела полиции Панфиловского района Жандос Кавлиев.

– После поступления сообщений о драке учеников, сотрудники полиции своевременно выехали в школу. Там начали следственные действия, установление лиц причастных к преступлению, очевидцев. Провели опрос свидетелей, усилили патрульные наряды, – заявил начальник полиции.

Он заявил, что «молодёжь Пинджимского сельского округа не так поняла ситуацию и начала хулиганские действия, которые мы пресекли своевременно».

Репортёр Orda.kz спросил: «Камни в окна домов полетели до или после прибытия полицейских?». Начальник районного управления полиции сказал, что «ответит позже, так как торопится».

Между тем, полиция начала два досудебных расследований по двум статьям УК РК – «Нанесение телесных повреждений», получившим в драке школьника» и «Хулиганство».

Он не сообщил, сколько человек было доставлено в полицию из-за беспорядков, но ответил, что общее количество участников в беспорядках, по его данным, «в пределах 10-15 человек, но может и больше».

«Кидали заготовленные камни»

Прошлись по улицам Пиджима. В посёлке одна длинная улица с асфальтированной дорогой, другие (без асфальта) – пересекаются с ней. Гособъекты – в основном вдоль главной улицы. Там никаких следов от вчерашних беспорядков нет.

На одной из пересекающих улиц Пиджима несколько магазинов и кафе. Стёкла магазина выбиты. Спрашиваем у предполагаемых работников магазина, загружавших ящики в ГАЗель, что произошло. В ответ: вежливая улыбка, жест рукой и ответ: «Жок-жок (Нет-нет)».

Продавцы магазина тоже отказались что-либо рассказывать. Подходим к мужчине, наблюдавшего за нашими попытками получить комментарий. Он тоже отказался говорить.

Идём дальше. В окне одного из домов зияет дыра и трещины вокруг. Дверь калитки открывает ребёнок дошкольного возраста и здоровается, протягивая руку.

– Взрослые дома?

Кивает.

Заходит домой. Через минуту выходит с женщиной в платке. Улыбается, здоровается на казахском.

Гульфия Турдиева. Фото: Багдат Асылбек

Это Гульфия Турдиева. Она рассказывает, что во время беспорядков супруг и дети спали.

– Мы легли пораньше. Свет отключили, и сразу камни полетели. Стёкла были разбиты, дети сильно испугались. В последней комнате они спали, еле спасли их, когда камни кидали. Большие камни летели, к счастью, в детей не попали. Не знаю, как сказать, ужас испытали, все испугались. Дочка всю ночь плакала и блевала. Она до сих пор не спала. Утром даже чай не выпила. Мы детей в школу не отпустили из-за этого, – говорит она.

– На тот момент невозможно было оставаться дома, – продолжает Гульфия, – Но и выйти на улицу тоже было опасно – там толпа. Ходили то туда, то сюда. Мы боялись, даже свет не включали. Полицейские не заходили, даже не смотрели. Толпа людей бежала, они – за ними.

Гульфия родилась в Пиджиме, её дом в 4-5 кварталах от этого дома – здесь она невестка. У неё четверо детей. Она переживает за них.

– Никто нас не охраняет. Утром сами убирали (осколки). Люди из акимата, ниоткуда не приходили, – сообщает она.

Во дворе Гульфии – коровы. Её муж нигде не работает, поэтому держит скот. Она – домохозяйка.

– Только держим скот, сеем кукурузу, свекровка получает пенсию, – сказала она.

Она добавила, что единственное, чего сейчас хочет – восстановить окна. В конце беседы Гульфия делится, что мыслей о том, чтобы куда-то уехать, нет.

– Страх есть, но куда поедем? – пожимает плечами женщина.

Разбитое стекло в доме в Пиджиме. Фото: Багдат Асылбек

Идём дальше по улице. Мужчина толкает тележку. Заговорили. Он просит не снимать, но рассказывает, что «в 8 вечера вчера вот здесь толпа собралась».

Он указал на пересекающую улицу и на свой дом, окно которого также пострадало. Когда задали вопрос о событиях ночи, сельчанин сказал, что больше не хочет говорить на эту тему и спешно зашагал к воротам дома.

Напротив его дома – двухэтажный дом. Ворота открыты. Примечательно, что ворота и калитки почти всех домов, куда мы приходили, были открытыми.

– Я думал, вы пришли ставить нам окна, – встречает девушка-уйгурка лет 20-25 лет. – Нам обещали поставить.

Рассказываем, кто мы такие и для чего приехали. Девушка согласилась поговорить на условиях анонимности, так как переживает за безопасность своей семьи.

Вечером, когда начали звенеть сирены неотложки и патрульных машин, семья девушки подумала, что где-то произошла авария.

– Потом где-то ближе к 9 часам на WhatsApp писали все родственники. Они нам говорили, что окна разбили. Мы не верили, нам видео отправляли, мы были в школе, но думали, это где-то далеко и нас не коснется. Но ближе к 10 родители были на улице, они думали, что просто выйдут поговорить, чтобы они так не делали. Но толпа из ста человек, голоса были как будто больше 50 точно. Мы сразу вышли на улицу, стояли. И они сразу начали кидаться камнями, три окна разбили, я даже камни сохранила. Хотите покажу? – рассказывает о той тревожной ночи она.

Камни, которыми, по словам жителей, разбили стёкла окон. Фото: Багдат Асылбек

Она забегает домой и через несколько секунд выбегает с двумя крупными круглыми камнями в руках.

– Хорошо, что мы на улицу вышли, потому что вдруг в нас попали бы, – сказала она, когда мы разглядывали камни.

Говоря о конфликтах в селе, девушка погружается в воспоминания о школе, которая двуязычная (обучают на казахском и уйгурском). Она говорит, что в школе всегда были конфликты между казахами и уйгурами.

– Бывало, что в туалет не могли сходить по одному, они поджидали. Когда мы учились, нас на стадионе поджидали толпой, но всё это было подростково-школьное. Никогда до такого не доходило, – подчёркивает жительница Пиджима.

Девушка уверена, что к конфликту больше причастны жители близлежащих сёл.

– У нас все вперемешку живут. С соседями казахами мы нормально общаемся, просто видео отправили, и это разлетелось. Мне кажется, просто драка была. Наверное, он не знал, кого избил. И что я заметила вчера, было немало подростков – пятнадцатилетних пацанов. Были и взрослые, которые говорили – сюда-сюда. И они кидали только в дома уйгуров. У меня остался вопрос: кто нам окна восстановит, моральный ущерб возместит. Никто не приходил. Никто не спрашивал. Мы до двух ночи стояли на улице, – сказала девушка.

О бездействии полицейских и других представителей власти говорят и другие жители пострадавших домов. Повредили и окна дома, где живёт семья мальчика, который был участником драки, в результате которой другой подросток получил травму головы.

Мама мальчика отказалась от комментариев. Находившаяся рядом женщина сказала, что школьник с отцом в Жаркенте. Она также добавила, что папа подростка на связи с семьей пострадавшего, помогает ей.

Вид из дома, в окна которого бросали камни. Фото: Леонид Рассказов

Идём по улицам и снимаем повреждённые дома.

– Вы откуда? – выходит из калитки девушка.

Узнав, что мы журналисты, она согласилась рассказать об увиденном прошлой ночью, но тоже анонимно:

– Наши родственники позвонили и предупредили нас, после этого мы спрятались в другую комнату. Примерно через 10 минут после звонка они разбили стёкла, камни влетели в комнату. Мы очень испугались. Нас было трое: я, мама и новорождённый ребёнок. Мы в это время не знали, что делать и позвонили в 102, но там ответили, что они «не занимаются этим делом» и «там ходят полицейские». А полицейские на нашей улице ходили за ними (за нападавшими), как будто сопровождали их. Хотели их припугнуть с помощью мигалки. Там в основном подростки, школьники и я видела их в нашем ауле – они, по-моему, местные, – говорит девушка.

Она также показала камни.

– Сегодня после собрания до нас дошли слухи, что сегодня ночью опять повторится. Наверное, мы на время уедем в город… придётся бросить дом. Я боюсь, что дом могут поджечь, – оглядывается она по сторонам.

Ещё одна женщина, согласившаяся описать произошедшее, полагает, что камни для атаки были заранее заготовлены.

– Сидела с соседкой вечером. Слышим гул. Потом видим толпу. Одеты во всё черное. На руках – дубинки и какие-то палки. Камни, наверное, были заранее подготовлены, потому что как подошли, так и начали кидать. Сначала сказала им: вы что делаете? Потом зашла домой, мандраж был. Они кидали, потом побежали дальше разбивать: вон соседскую машину разбили, – сказала Гуляймхан Кусаинова, указывая на машину: корпус помят, стёкла разбиты. На капоте – следы красной краски (снимали отпечатки).

Автомобиль, пострадавший при беспорядках. Фото: Багдат Асылбек

Кстати, по точному количеству повреждённых домов информация разная. На это указывают и жители, встречавшиеся пути.

– Уже писали в СМИ, что 30 домов пострадало, но на самом деле – 200, машин – около 10, – говорит женщина, на вид лет 40-50.

Самих нападавших, на её взгляд, было около сотни. Они разделились: одна толпа из 20 человек, другая из 30.

По её словам, толпа также атаковала дома выборочно.

– Они трогали не всех уйгуров – только тех, кто хорошо живёт, у кого есть бизнес. Например, на этой улице есть уйгуры, но их не трогали. Я не знаю, почему, какой-то одной причины нет. Может, завидуют, кто знает. Но это были люди не только из нашего посёлка. Они были из Алмалы, Баскунчи. Незнакомые, короче. А местные им показывали: вот этот дом разбить, но сами не делали, не кидали. В мой дом тоже кидали камни, я сразу записала номер машины, позвонила в полицию, потом нашли этот автомобиль, – рассказывает жительница.

Жительница Пиджима на фоне соседского дома, окна которого пострадали во время беспорядков. Фото: Багдат Асылбек

Женщина имеет свой магазин, продаёт вещи. Раньше, когда работал МЦПС "Хоргос", привозила товары оттуда, а теперь возит вещи из Кыргызстана через Алматы.

Она описывает, что большая часть молодёжи, которая, предположительно, могла участвовать в драке, безработная.

– В посёлке работы нет. Работают на тысячу-две тенге (в день), помогают в магазинах, грузчиками работают. Сейчас у нас (вспахивают) поле, вон – кукурузу сажают, – говорит она, указывая на рассыпанную кукурузу перед домом одного жителя.

В Пиджиме трудно выделить «богатые» улицы и «бедные». С одноэтажными постройками, похожих на времянки, контрастируют большие дома с хорошим ремонтом. Однако некоторые жители утверждают, что в «богатых» домах в большинстве случаев живут уйгуры. На вопрос «Почему так?» отвечают, что «в своё время они взяли лучшие земли».

Многие жители Пиджима (независимо от этнического состава) до пандемии работали в торговле. На МЦПС «Хоргос» жители Пиджима покупали товары и перепродавали оптовикам. Но с начала пандемии МЦПС закрыли, и теперь многие переключились на сельское хозяйство: огород, скот. Некоторые работают в сухом порту, Нуркенте, но это малая часть населения.

Авторы: Багдат Асылбек, Бек Байтас

Лента новостей

все новости