Нужен ли Казахстану «кровавый» импорт?

cover Фото: Elements.envato.com

Национальное статистическое ведомство отчиталось о том, что в 2023 году Казахстан стал закупать за рубежом больше крови. Но ещё пять лет назад представители Минздрава заявляли, что страна не импортирует кровь. Кто ошибся — медики или статистики, выясняла редакция Orda.kz.

В начале апреля профильное издание для медиков «Казахстанский фармацевтический вестник» сообщило любопытную новость: Казахстан стал импортировать больше крови. Медицинское СМИ ссылалось на информагентство LS Aqparat, которое в своей публикации также указывало, что «Казахстан стал закупать больше крови и лекарств из-за рубежа».

По данным Бюро национальной статистики, на которые ссылаются оба издания, в 2023 году импорт «крови, иммунных сывороток и фракций крови» в Казахстан вырос на 15,7 % и достиг солидного показателя в полторы тысячи тонн. Условную «кровь» в страну ввозили из Австрии, Германии, Ирландии, США и Швейцарии.

Однако ещё в 2018 году директор «Научно-производственного центра трансфузиологии», ныне вице-министр здравоохранения РК Жандос Буркитбаев официально заявлял: Казахстан не испытывает потребности в покупке крови за рубежом.

«Казахстаном человеческая кровь за рубежом не приобретается, также кровь человека из нашей страны не вывозится за границу для продажи. Вся потребность медицинских организаций в компонентах крови, как плановая, так и экстренные заявки больниц, удовлетворяется на 100 %», сообщал Жандос Буркитбаев.

В связи с этим редакция Orda.kz решила поинтересоваться в Минздраве: изменилось ли что-то за последние пять лет? Возникла ли у Казахстана потребность в «кровавом импорте» — или же всё дело в тонкостях статистического учёта?

На наш вопрос ответил Улугбек Медеубеков, директор Центральной городской клинической больницы Алматы. Он объяснил, что разночтения по поводу «кровавых» закупок возникли из-за особенностей национальной статистики.

«Импорт и экспорт товаров на территории стран ЕАЭС осуществляется в соответствии с принятой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В ней ввозимые и вывозимые товары имеют свои индивидуальные коды», указывает Улугбек Медеубеков.

Специалист отмечает: кровь, которую теоретически ввозят в Казахстан, упоминается в разделе под номером 30 («Фармацевтическая продукция»). Код 3002 в этом разделе описывается очень длинно и витиевато: «Кровь человеческая, кровь животных, приготовленная для использования в терапевтических, профилактических или диагностических целях; сыворотки иммунные, фракции крови прочие и иммунологические продукты, модифицированные или немодифицированные, в том числе полученные методами биотехнологии; вакцины, токсины, культуры микроорганизмов (кроме дрожжей) и аналогичные продукты».

То есть наряду с кровью в том же самом разделе числятся и сыворотки для производства вакцин, и сами вакцины, и даже яды (токсины). А непосредственно кровь кодируют последовательностью чисел 3002 90 100 0 — её сложно с чем-то перепутать.

«Так как данный код (3002) включает в себя и вакцины, и сыворотки, и препараты крови, возможно, произошла некорректная трактовка товара, и ему присвоили несоответствующий код. Либо в отчёте государственного органа по госдоходам не провели детализацию импортируемых товаров по кодам, а указали, например, 3002 или 3002 90», говорит Улугбек Медеубеков.

По словам специалиста, на самом деле за последние пять лет ничего не изменилось: Казахстану по-прежнему не требуется закупать кровь за границей, внутренняя потребность в донорской плазме обеспечена.

«В соответствии с информацией Научно-производственного центра трансфузиологии Минздрава РК, в Казахстане компоненты донорской крови для клинического применения (для больниц) производят только центры крови. Они имеются в достаточном количестве. Заготовкой крови и её компонентов занимаются 20 центров крови, распределённых по территориально-административному принципу. Все плановые и экстренные заявки удовлетворяют в полном объёме. Нет никакой необходимости импортировать кровь для этих целей из-за рубежа», — подчеркнул Улугбек Медеубеков.

Между тем статус донора крови в Казахстане, вероятно, скоро станет более почётным. Ещё будучи депутатом Сената, нынешняя глава Минздрава Акмарал Альназарова призывала правительство в пять раз увеличить денежное вознаграждение для людей, сдающих кровь в больницах. Став министром, г-жа Альназарова поручила Минздраву проработать реализацию этой инициативы.

Так что казахстанцам беспокоиться не о чем: если им срочно потребуется переливание крови, «заказывать» её у зарубежных доноров точно не придётся.

Читайте также:

Лента новостей

все новости