Непрозрачность, неэффективность и никчёмность: за что уволили Азамата Ескараева

cover Коллаж Orda.kz

Президент Касым-Жомарт Токаев 9 января уволил Азамата Ескараева, который около двух лет занимал должность министра юстиции. Это произошло вскоре после того, как Казахстан окончательно завершил многолетнюю судебную тяжбу с молдавскими бизнесменами Анатолем и Габриэлем Стати. Orda.kz узнала мнение политологов о том, за что глава Минюста поплатился высокой должностью.

Политолог Валерий Володин полагает, что увольнение Азамата Ескараева с поста министра юстиции связано с накопившимися претензиями к его работе. Это и вопросы, связанные с международными судебными спорами (такими как дело Стати), и работа министерства в целом, которую можно расценить как неэффективную.

«Правовые инициативы министерства времён Ескараева неоднократно критиковали за непрозрачность, неэффективность и никчёмность. Текущие реформы в юридической сфере, включая обеспечение правовой защиты граждан и модернизацию судопроизводства, не демонстрировали хоть каких-либо убедительных результатов. И, хотя прямых обвинений в адрес министра не звучало, возможные репутационные и коррупционные проблемы в системе юстиции могли стать катализатором его ухода», — подчёркивает Валерий Володин.

Политолог Замир Каражанов считает увольнение Азамата Ескараева логичным. Ведомство под его руководством нередко отправляло в парламент «сырые» законы, которые вызывали жалобы.

«У нас в законах есть одна проблема — они иногда пишутся не совсем корректно. Есть даже определённого рода противоречия в них. Есть критика со стороны разных профессиональных ассоциаций по поводу того, что законы сырые постоянно у нас выходят. Такое часто бывает. В общем, они плохо продуманы», пояснил Замир Каражанов.

Законы проходят не только через Минюст, но и через парламент. Однако это не уменьшает ответственность ведомства за конечный результат. Отставку Ескараева политолог сравнивает с недавним увольнением министра нацэкономики Нурлана Байбазарова. Оба, по мнению Замира Каражанова, не справились с поставленными задачами. В частности, Нурлан Байбазаров не обеспечил рост экономики на должном уровне.

«Казахстан, скорее всего, не смог по итогам 2024 года преодолеть свой рост экономики в пять процентов. В прошлом году рост впервые за 10 лет достиг пяти процентов, но в этом году ожидается, что показатели будут ниже. Итоги обнародуют позже, но уже разного рода институты дают свои оценки. Министр экономики за это дело и ушёл в отставку. С министром юстиции, скорее всего, такой же тренд. Если ведомство позволяет выпускать какие-то полусырые законы, то, естественно, у нас ставится под вопрос уважение по поводу президентских реформ, поэтому тут надо что-то предпринимать», — считает Замир Каражанов.

На вопрос о том, как он оценивает экс-министра юстиции как политика, политолог лаконично ответил: никак.

«У нас министры не являются политиками в таком смысле слова. Они исполнители. Их задача — организовать работу, добиться тех решений, задач и целей, которые ставит перед ним президент. В целом они ничем не отличаются друг от друга». Замир Каражанов

Место Азамата Ескараева занял бывший судья Конституционного суда Ерлан Сарсембаев, сведений о его биографии сравнительно мало. Когда-то он служил в КНБ, а затем много лет работал в канцелярии премьер-министра и в аппарате Сената. Но о каких-либо выдающихся достижениях экс-судьи широкой общественности не известно, отмечают эксперты.

По мнению Валерия Володина, назначение Ерлана Сарсембаева — это стратегический шаг, связанный не столько с его профессиональными качествами, сколько с политическим доверием.

«Фигура Ерлана Сарсембаева, связанного с КНБ, может вызвать обеспокоенность в обществе, ведь усиление влияния силовых структур, как правило, негативно отражается на правах и свободах граждан. Такое назначение, хотя и продиктовано стремлением усилить Министерство юстиции, может восприниматься как сигнал дальнейшей консолидации власти вокруг силовых органов и уменьшения прозрачности в правовой сфере», отмечает Валерий Володин.

Возможно, с приходом г-на Сарсембаева Минюст станет более закрытым, предполагает эксперт. Не исключено также, что власти будут использовать министерство для политического контроля, а это чревато критикой со стороны общественности и международных партнёров.

Председатель республиканской коллегии адвокатов Айдын Бикебаев надеется, что новый министр сможет провести нужные для адвокатуры реформы, необходимость в которых давно назрела. Он считает, что статус адвокатов следует поднять на тот же уровень, что и прокурорский. Сейчас, по словам эксперта, в работе юридической системы есть множество проблем.

«И в рамках гарантированной государственной юридической помощи есть проблемы, когда людям оказывают помощь за счёт государства. Реформа нужна в этой сфере, чтобы обеспечить должную защиту. Необходимо повысить эффективность защиты для граждан, которые попадают в орбиту уголовного преследования. В целом взгляды на адвокатуру и программные установки глава государства давал, он говорил, что правовое государство невозможно построить без сильной и независимой адвокатуры. Необходимы реальные реформы, и мы надеемся, что новый министр Ерлан Сарсембаев сможет их провести».  Айдын Бикебаев

Что касается Азамата Ескараева, то он в качестве министра юстиции сделал важный шаг, признав адвокатуру, которая прежде не имела в глазах Минюста особого статуса. При Ескараеве также решили проблемы с тарификацией услуг адвокатов в рамках гарантированной государством юридической помощи, когда их работу оценивали по минутам. Сейчас работу адвокатов тарифицируют по часам.

«В целом Азамат Ескараев недолго был на посту министра, но положительные решения в отношении адвокатуры были», говорит Айдын Бикебаев.

Оправдаются ли ожидания профессиональных юристов и опасения политологов насчёт нового главы Минюста, покажет время. Главное, чтобы министерство под управлением г-на Сарсембаева демонстрировало реальную эффективность.

«Важно, чтобы под новым руководством ведомство не утратило своей основополагающей задачи — служить правам граждан и обеспечивать верховенство закона», — резюмирует Валерий Володин.

О том, как Минюст не смог ответить на важный вопрос о деле Стати, читайте здесь. А о том, чем известен (или, скорее, неизвестен) новый министр юстиции, мы писали в этом материале.

Авторы: Никита Дробны, Жадра Жулмухаметова, Анастасия Прилепская

Читайте также:

Лента новостей

все новости