Не стоит объединять понятия: депутаты обсудили законопроект об онлайн-рекламе

cover

В мажилисе обсудили законопроект "Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе", который будет регулировать деятельность онлайн-платформ, передаёт корреспондент Оrda.kz

Директор Департамента государственной политики в области СМИ МИОР РК Кайнар Ахетов пояснил, что принятие проекта закона создает новые правовые механизмы для регулирования общественных отношений в этой области.

"Более 70% населения являются пользователями интернета, в Facebook – более 2 млн, в Instagram – более 11 млн и в TikTok – более 7 млн пользователей есть. Можно сказать, что этот проект закона – это шаг к регулированию общественных отношений в этой сфере", – отметил Ахетов.

Комментируя законопроект, депутат Анас Баккожаев поднял вопрос распространения в Cети недостоверной информации.

"Сейчас интернет развивается? и это хорошая тенденция, но вместе с тем необходимо понимать, что есть такие направления, как духовность, язык, защита детей, экономики и так далее. В 2022 году выявлено 5 545 фактов связанных с распространением недостоверной информации, из них 278 носят деструктивный характер, 5 267 фактов касались признаков мошенничества и 2 846 – реклама финансовых пирамид", – отметил депутат.

По его словам, онлайн-платформы, функционирующие в Казахстане, не полностью выполняют  требования по госязыку, интерфейсы большинства ресурсов автоматически не переводятся на казахский язык.

"Не следует забывать и экономические аспекты – наполнение казны. Есть немало граждан, которые широко используют интернет-аудиторию, чтобы размещать рекламу и получать прибыль, но не платить налоги", – отметил депутат.

Он подчеркнул, что проект закона вводит ряд понятий: пользователь онлайн-платформы, инфлюэнсер, блогер, который занимается предпринимательской деятельностью. Также устанавливаются их права и обязанности.

По словам политолога Жанар Тулиндиновой, необходимо регулировать общественные отношения в соцсетях, потому что сегодня они действительности обрели политическую окраску, но не стоит объединять разные понятия.

"Разработчики приблизили два понятия – онлайн-реклама и онлайн-платформа, и тем самым мы уровняли блогера с инфлюэнсером, но блогер в моём понимании – больше представитель гражданской журналистики, который не ведёт коммерческую деятельность инфлюэнсера. А инфлюэнсер – действительно предприниматель. Поэтому, объединяя эти два понятия в рамках одного, мы как бы подразумеваем, что блогер равняется предпринимателю. Всё, что касается онлайн-рекламы, я бы больше включила в закон о рекламе, который все эти аспекты регламентирует", – пояснила Тулиндинова.

Всё, что касается гражданской журналистики,она предлагает отнести к закону о масс-медиа, то есть разделить его на эти два закона.

"В текущей ситуации регулирование социальных сетей касается как распространения дезинформации, так и постановки тех, кого мы можем назвать блогерами, гражданскими журналистами, инфлюэнсерами, в один ряд со СМИ. Потому что медиа, официальные медиа, институциональные медиа обложены значительной частью ограничений, и это нас приводит к ситуации, когда какого-нибудь блогера или журналистам задерживают со взяткой в 50 млн тенге, потому что они оказываются гораздо более влиятельными, чем журналисты. Это значимая проблема, с которой нам нужно что-то делать", – считает депутат Никита Шаталов.

Также он отметил, что необязательно пережить фашизм и массовое истребление народов, чтобы вписать в Уголовный кодекс оскорбление памяти умерших.

"Разжигание ненависти, распространение изображений насилия, изменнический подлог – это всё существует в демократической Федеративной Республике Германия. И нам пора всё-таки об этом задуматься. Лучшие практики со стороны Европейского союза и со стороны отдельных стран, входящих в этот состав, заключаются в том, что всё, что запрещено в Уголовном кодексе, должно быть запрещено и в социальных сетях. Это важный фактор", – подчеркнул депутат.

По поводу деятельности инфлюенсеров и рекламы он отметил, что объёмы этого рынка точно ещё неизвестны, потому что большая часть прибыли там идёт через "чёрные кассы", конверты, переводы на карты.

"Причём чтобы определить, кто из нас инфлюенсеры, которые зарабатывают на этом, достаточно посмотреть переводы и сопоставить с публикациями. Но, так или иначе, про маркировку рекламы я хочу немного оппонировать – она присутствует практически везде, даже в Штатах. Там в СМИ и среди обычных инфлюенсеров за этим очень внимательно следят", – пояснил Шаталов.

Он отметил, что рекламу определить достаточно просто.

"Как лингвист я вам могу сказать, что есть чёткие маркеры, которые определяют, где реклама, а где нет. Законодательная, техническая возможность делать такие вещи. Другой вопрос немного расплывчатого понятия блогера и инфлюенсера, но, я думаю, что это вопрос дискуссионный, дальнейшего обсуждения", – отметил депутат.

Напомним, положения нового законопроекта «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» не будут касаться пользователей, а лишь регламентируют само понятие рекламы в Сети. В правительстве надеются обезопасить казахстанцев от мошенников, а также обязать блогеров платить налоги и маркировать коммерческие посты.

Автор: Дильназ Мамырова

Лента новостей

все новости