«Морковка» от ЕС для ЦА: что Россия скажет на Евразийском межправительственном совещании?

cover

На завершившемся 30 января в Брюсселе форуме ЕС — ЦА представители Европейского союза пообещали странам Центральной Азии до 2027 года мобилизовать государственные и частные инвестиции на десятки миллиардов евро. По мнению политического обозревателя Анатолия Иванов-Вайскопфа, с большой долей вероятности можно предположить, что ждать ответа Москвы и Минска долго не придётся. 

В Европе уже не пытаются скрывать, что после начала войны в Украине начался активный поиск новых поставщиков ресурсов для европейской экономики. Интересует буквально всё — нефть, газ, чёрные и цветные металлы, редкоземельные элементы, хлопок, лён, шерсть и сырьё для продовольственных товаров. Ради всего перечисленного страны Европейского союза, численность населения которого вплотную приблизилось к 500-миллионной отметке, готовы платить уже не миллионы, а миллиарды евро. Поиски новых партнёров ведутся в Африке, Латинской Америке и странах Тихоокеанского региона.

Однако наиболее перспективным направлением для расширения сотрудничества, судя по проведённым за последние два года многочисленным встречам на различных уровнях, для ЕС ныне является регион Центральной Азии и, в частности, Казахстан. Хотя ещё каких-то пять лет назад, несмотря на неоднократные попытки привлечь к себе внимание, наши страны не представляли для Единой Европы какого-либо интереса. Достаточно сказать, что на различных мероприятиях в западноевропейских странах приходилось сталкиваться с довольно пренебрежительным отношением к представителям нашего региона: «Откуда вы? Из Казахстана? Из Узбекистана? Это же где-то в Азии, да? А, вспомнил(а) — Борат!!! Ха-ха-ха, вы такие смешные…»

На фоне откровенностей Борреля

Вот и имеющий степень доктора экономических наук экс-руководитель МИДа Испании, а ныне Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Европейской комиссии Жозеп Боррель в своём выступлении 29 января на открытии Инвестиционного форума ЕС — ЦА в Брюсселе признался, что ещё недавно мало что знал о странах Центральной Азии.

«В этой очень сложной геополитической среде Центральная Азия стала для нас важнейшим партнёром. Раньше я говорил, что четыре года назад, когда я приехал в Брюссель, Центральная Азия была где-то в глуши, а теперь вы находитесь в центре всего. Вы — краеугольный камень между Европой и Азией. Всё, что имеет значение между Европой и Азией, проходит через вас. И именно поэтому наше партнёрство так важно для нас», — заявил Жозеп Боррель.

Воодушевлённые вниманием Брюсселя, центральноазиатские чиновники почти наверняка потирают руки от открывающихся перспектив, что было видно и в ответных выступлениях на инвестиционном форуме представителей Бишкека, Ташкента, Астаны, Душанбе и Ашхабада. Только на создание устойчивого транспортного сообщения Центральная Азия — Европа (речь в первую очередь идёт о Транскаспийском мультимодальном транспортном коридоре), который станет альтернативой северному маршруту через Россию и Беларусь, Европейский союз обязался выделить 10 млрд евро. В его рамках Европейская комиссия и Европейский инвестиционный банк уже заключили с правительствами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана соглашение о предоставлении займов на общую сумму полтора миллиарда евро на развитие транспортной инфраструктуры. При этом сообщается, что в соответствии с проведёнными Европейской комиссией исследованиями развитие Транскаспийского транспортного коридора позволит осуществлять грузоперевозки между Центральной Азией и Европой за 15 дней. 

Почти необсуждаемые риски

Вот тут и появляются подозрения, что Центрально-Азиатский регион для европейских «белых воротничков» с их «морковкой» в виде обещанных инвестиций всё ещё остаётся некой глушью, а чиновники наших стран, вероятно, в силу своей неподготовленности не всегда осознают политические и экономические риски продвигаемых с подачи ЕС инициатив. Особенно это заметно на примере всё того же суперважного Транскаспийского транспортного коридора. Такое впечатление, что разработчики проекта все исследования проводили, изучая только карты в тиши своих кабинетов, ведь за 15 дней грузы из Центральной Азии в Европу можно доставить лишь при очень благоприятных условиях.

Первое — в акватории Каспийского моря будет шторм, а он «предательски» там случается. 

Второе — учитывается наблюдаемое с 2006 года обмеление водоёма, которое в любой момент может смениться на резкий подъём уровня воды, как это произошло в 90-е годы, из-за чего Туркменистан был вынужден взорвать плотину в лагуне Кара-Богаз-Гол. 

Третье — положительно решён вопрос по созданию соединяющего материковый Азербайджан с Нахичеванской автономией Зангезурского транспортного коридора через армянскую область Сюник — все без исключения политические силы Армении категорически против реализации этого проекта и грозят начать военные действия.

Четвёртое — будет достигнута договорённость о безопасности перемещения грузов с живущими на северо-востоке Турции курдами, которые уже много лет требуют своей независимости. 

Пятое — подписано особое соглашение с Россией о прохождении построенных на верфях третьих стран танкеров и контейнеровозов для нужд Казахстана и Азербайджана через Керченский пролив, Азовское море и Волго-Донской канал. Другого пути их появления на Каспии нет, тогда как текущий флот Казахстана и Азербайджана не в состоянии обеспечить увеличение грузоперевозок.

Шестое — Москва и Тегеран, несмотря на санкции стран Запада, откажутся от периодических военно-морских учений на Каспийском море вблизи от маршрутов Транскаспийского транспортного коридора. Пока же на Каспии наблюдается увеличение российского и иранского флотов. Иран в ноябре 2023 года спустил на воду эсминец «Дилман», Россия с 2018 года на 85 процентов обновила свою Каспийскую флотилию.

В ожидании взаимных претензий

Кстати, российские СМИ уже отреагировали на итоги Инвестиционного форума в Брюсселе. Естественно, в ожидаемо негативном ключе. Особенно досталось Казахстану, который «на радостях обещаниям Брюсселя» в лице министра транспорта Марата Карабаева даже объявил о намерениях передать во внешнее управление сразу 22 региональных аэропорта. При этом утверждается, что на самом деле сотрудничество с Европой будет сопровождаться появлением прозападных советников и лоббистов транснациональных корпораций, а обещанные инвестиции прежде всего пойдут на создание устойчивого гражданского общества, транспарентную политику и права человека.

«Иными словами — всё необходимое для продолжения выкачивания ресурсов страны в интересах ТНК», — словно под копирку пишут сразу несколько российских изданий. 

Учитывая появление публикаций такого рода в российском информационном пространстве, следует ожидать, что и на предстоящем уже 2 февраля Евразийском межправительственном совещании (ЕМПС) в Алматы казахстанской делегации во главе с Алиханом Смаиловым придётся выслушать немало упрёков со стороны представителей России и Беларуси. И будет правильно, если казахстанские правительственные чиновники не будут молча выслушивать негативные высказывания Москвы и Минска, а предъявят свои претензии. Например, попросят белорусскую делегацию объяснить крайне недружественный шаг в отношении транзита казахстанской нефти в страны Европы. Для тех, кто не в курсе: с 1 февраля тарифы на транспортировку нефти из Казахстана увеличены сразу на 38 процентов. Для России, кстати, они выросли на 10,2 процента.

Хорошо бы услышать и точку зрения Москвы, которая «дружественно» продолжает ставить торговые барьеры для целого ряда товаров из Казахстана. Да, Россия 16 января 2024 года наконец-то разрешила поставки на свой рынок яиц, мясной и молочной продукции из Казахстана, но по другим товарным позициям наблюдается ещё много препон. Другое дело — есть подозрение, что чиновники в силу своей привычной неподготовленности стандартно предпочтут обиженно промолчать.

Автор: Анатолий Иванов-Вайскопф

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Лента новостей

все новости