Монополия элит. Что не так с госкапитализмом в Казахстане?

cover

Если Казахстан хочет долгосрочного экономического роста, ему нужны экономические и политические ограничения и противовесы, пишет The Diplomat.

После распада СССР население, распрощавшись с эпохой развитого социализма, имело надежды на капитализм с человеческим лицом. Хотели как лучше – а получилось… Впрочем, обо всём по порядку.

Согласно The Diplomat, крупнейшие отрасли экономики Казахстана полностью контролируются государством, иностранными компаниями и бизнес-элитой. Другим предоставляется “допуск” в менее привилегированные сектора. Но попав в них, предприниматели сталкиваются с высоким уровнем конкуренции и с куда более ограниченными финансовыми потоками. Рядовым предпринимателям приходится искать прибыль в частично или полностью открытых секторах. По оценке The Diplomat, это торговля, строительство, недвижимость, транспорт, логистика и так далее.

Почему в стране сложилась именно такая картина?

"Жирные" сектора экономики и кому они принадлежат

Издание сослалось на данные исследовательского центра “Делойт”, который изучил процентное соотношение секторов казахстанской экономики. Примечательно, что суммарно они составляют 76% от ВВП.

Картинка Inbusiness.kz

Добыча и переработка (включая нефть, газ и металлы) – 29%; торговля – 16%; банковское дело и недвижимость – 12%; транспорт и связь – 11%; строительство – 6%; энергия – 2%.

Но это далеко не всё. По мнению ряда экспертов, “на компании, работающие в этих секторах, приходится от 80 до 90 процентов активов, используемых в экономике”. Более того, в каждом из упомянутых секторов, поясняет The Diplomat, в основном действуют иностранные и госкомпании, а также коммерческие структуры, связанные с элитами. Исключение составляют только сферы торговли, транспорта и строительства.

Эксперты The Diplomat добавляют, что без нужных связей доступ в "денежные" сектора невозможен или сильно ограничен. При этом по оценкам некоторых экспертов, присутствие государства в бизнесе составляет от 40 до 50 процентов (!). Издание добавляет, что официальных данных о размерах государственного (как и квазигосударственного) присутствия в ВВП Казахстана просто нет. Это приводит к неоднозначным и неутешительным выводам.

"Армия госслужащих, бюджетников и госуправленцев"

Тем временем действия государства вроде как нацелены на изменения к лучшему. Согласно плану приватизации 2015 года, доля госсектора в Казахстане должна была сократится до 15% ВВП к 2020 году. Также планировалось довести долю до уровня среднего показателя стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития.

Тем не менее, пишет издание, если взглянуть “на основные квазигоспредприятия, которые представлены финансово-инвестиционными организациями, мегахолдингами, объединяющими многопрофильный бизнес (АО «Самрук-Казына», АО «Зерде», АО «Байтерек», АО «КазАгро» и др.)”, то получается иная картина. Ведь на сегодня по активам эти учреждения занимают более 60 процентов экономики страны. Их вклад в ВВП составляет около 50 процентов.

Далее The Diplomat приводит данные из доклада “Инвестиционная активность ведущих стран в Казахстане”. Согласно докладу, общая сумма госактивов Казахстана почти равна размеру ВВП. Туда входят совокупные международные резервы Национального фонда и Национального банка (около 80 миллиардов долларов США, или около 45 процентов ВВП). Также активы госхолдингов “Самрук-Казына”, “Байтерек”, “КазАгро” и “Зерде”.

Картинка Ekonomist.kz

Примечательно, что аналогичный показатель в таких странах, как Великобритания, Германия, Дания, составляет около 5%.

Дальше становится ещё интересней. По подсчетам Казахстанской школы прикладных политико-экономических исследований, около 1,44 млн человек получает зарплату из этого госсектора. Если добавить к этой цифре 300 тыс. работников квазигосударственного сектора (около 500 компаний), пишет издание, то получается, что государство “кормит” 1,7 млн человек. На их содержание ежегодно расходуется около 6-7 трлн тенге. Это почти половина республиканского бюджета или 10 процентов ВВП страны.

В связи с этим, The Diplomat задаёт два вопроса. Первый: зачем государство накапливает такое количество активов, и противодействуя приватизации, “кормит” целую армию госслужащих, бюджетников и управленцев?

Второй: почему независимый казахстанский бизнес не допущен в “привилегированные” сектора экономики?

А разгадка одна...

The Diplomat даёт и свои ответы.

На первый ответить нетрудно. За счет госсобственности государство создает огромное количество непроизводительных рабочих мест. В том числе это высокооплачиваемые и привлекательные должности (учитывая возможность на таких должностях брать взятки).

Это делается как для поддержания социальной стабильности, так и для координации важного социального слоя (элиты). The Diplomat утверждает, что это приводит к следующему эффекту:

“Практика показывает, что люди, получающие выгоду от государства, в большинстве своем сохраняют лояльность действующему режиму в сложные для него времена”.

В то же время одним из методов "кооптации элиты" (родственников, друзей, соплеменников, “друзья друзей”) является распределение хорошо оплачиваемых госдолжностей. При столь сильной роли государства в экономике сделать это гораздо проще, поясняет издание.

Фото The Qazaq Times

На второй вопрос ответить уже сложнее.

The Diplomat утверждает, что Казахстан “уже 20 лет находится в стадии технологического застоя”. В стране практически не создаются новые технологии. Кроме этого, в республике не увеличивается доля обрабатывающей промышленности. Ситуацию также усугубляет практически отсутствующая возможность для трансформации бизнеса. Иными словами, это когда малый бизнес вырастает в средний, а затем в крупный. По данным Всемирного банка, потенциал повышения производительности и экономического роста в Казахстане ограничен “доминирующей ролью государства в экономике через квазигосударственные компании”, пишет издание. Также в качестве преграды для развития экономики и технологий издание называет отсутствие доступа простых граждан в “привилегированные” отрасли экономики. Равный и справедливый доступ, считает The Diplomat, обеспечил бы более справедливое перераспределение доходов в обществе. Но для этого государству нужно “попотеть”. Сначала для этого нужно создать базу для развития среднего класса и технологий. Кроме прочего, государству нужно улучшить инвестиционный климат и деловую активность для населения.

The Diplomat считает, что частично, а то и полностью, этот вопрос может решить масштабная приватизация госсобственности и нацхолдингов. Но и здесь велики риски. Издание пишет, что “при высоком уровне коррупции, несовершенстве судебно-правовой системы, непрозрачности работы госслужбы высок риск повторения ошибок приватизации девяностых”. Без системного реформирования этих структур проводить масштабную приватизацию бессмысленно, полагают эксперты.

Буксировка развития в эпоху Назарбаева?

Но всегда ли всё было так? The Diplomat пишет, что через Стратегию индустриально-инновационного развития в начале нулевых правительство РК активно занималось развитием технологий. Увы, продолжалось это недолго.

Издание утверждает, что в какой-то момент элита решила, что технологическое развитие рискованно, поскольку оно может привести к получению прибыли вне контроля государства или элиты. Это обстоятельство могло дать зелёный свет для появления самостоятельной политической силы.

Исходя из вышеупомянутого, в The Diplomat пришли к следующему выводу.

Страх перед “побочными эффектами” технологического развития побудил элиту взять под контроль капитал и технологии, а также ограничить доступ к некоторым секторам экономики. В результате экономическая модель, или “правила игры”, которые установила элита страны, тормозила технологическое развитие страны и приводила к постоянному снижению инвестиционного климата и деловой активности населения. В результате экономические права граждан были сужены наряду с политическими правами, а права собственности слабо защищены.

Реальная формула Нового Казахстана?

Как видно, если Казахстан хочет долгосрочного экономического роста, ему нужна система противовесов, пишет The Diplomat. И это не должно быть словами или обещаниями, а реальной долгосрочной перспективой.

Прежде всего республике требуется открытый избирательный процесс, независимый парламент и Национальный банк, а также справедливые и независимые суды. Это поможет правовой основе, которая будет служить “подушкой безопасности” для отечественных и иностранных инвесторов. У них появится уверенность, пишет издание, что их бизнес не отберут чиновники или конкуренты.

Кроме всего прочего, важны равные и справедливые возможности во всех секторах экономики. Без каких-либо исключений и дискриминации.

Лента новостей

все новости