«Моё дело — это показательная порка» — Адилбеков выступил с последним словом в суде

cover Фото: Orda.kz

Автор телеграм-канала «Дикая орда» Данияр Адилбеков выступил в прениях и с последним словом в суде, сообщает Orda.kz. Он заявил, что дело в отношении него сфабриковали сотрудники КНБ, которые предложили ему сидеть тихо и признать вину, взамен пообещав условный срок. 

«Дело сфабриковали "оборотни в погонах"»?

Адилбеков считает, что в отношении него происходит незаконное уголовное преследование.

«Преследование организовано двумя агентами КНБ — Аккенженовым и Ергалиевой, а также "оборотнями в погонах": Сартбаевой, Абишевым и Какорой при поддержке прокуратуры. Все вышеуказанные люди не смогли даже по уму сфабриковать уголовное дело, даже на это мозгов у них не хватило. Сартбаева, Абишев, Какора, гособвинитель Кайдаров выполняют преступные приказы. Я понимаю, что они лишь пешки в этой игре. И им дали команду. Они её пытаются исполнить. Все они позорят честь мундира и звание офицеров», заявил Адилбеков.

Он сослался на слова президента о «Новом Казахстане» и «нулевой терпимости к коррупции».

«Но, как видите, будучи автором текстов о коррупционных рисках, сейчас нахожусь в тюрьме по сфабрикованному делу, инициированному представителями "Старого Казахстана" — Аккенженовым и его "оборотнями в погонах". А также в этом деле активное участие принимает пенсионерка, которая мнит себя гуру журналистики, а в реальности просто шестёрка КНБ, которая по первому зову побежала помогать им фабриковать дело в отношении меня», считает он.

Упомянул он и то, что дело в отношении сотрудников КНБ, на которых Адилбеков писал заявление по факту пыток и выбиванию показаний, закрыли.

«Я не удивляюсь, что всё повернулось именно так. Ведь ворон ворону глаз не выклюет. (...) Я помню, как во время следствия Абишев из КНБ говорил мне: делай, что хочешь, но ты никогда не докажешь причастность Аккенженова к тому, что ты пишешь в своих текстах. И мне предложили тихо сидеть на суде и признать вину, и тогда я получу условный срок. А буду отрицать и поднимать шум в СМИ, получу пять лет реального срока. И вот сейчас Кайдаров запрашивает мне эти пять лет реального срока после шума в СМИ, тем самым, уважаемый суд, они бросают тень на вас и на всю судебную систему», обратился он к суду.

Он также заявил, что во время следствия тот «Абишев из КНБ говорил, что Альджаудера и Ергалиеву попросили написать заявление для усиления заявления Аккенженова».

«Ведь Аккенженов не хотел быть единственным потерпевшим. И была вероятность, что обвинение по его эпизоду может быть разбито, что в самом деле и случилось», сказал он.

Аккенженов, Бекетаев, Капенов и нефтедоллары

В СИЗО сейчас также находится экс-министр юстиции Марат Бекетаев, которого задержали в октябре 2023 года.

«По моему делу я много консультировался, в частности, по 419 статье (ложный донос — прим. авт.) с бывшим министром юстиции РК Маратом Бекетаевым, который сейчас также находится в СИЗО в Астане. Бекетаев изучал мой кейс и дал очевидный ответ, что здесь нет состава преступления. Замечу, что это главный юрист страны, и он явно более компетентен, чем гособвинитель Кайдаров», сказал Адилбеков.

Он считает, что дивиденды, которые сейчас получают из Нацфонда дети, могли бы быть больше в разы, «если бы не было таких хапуг, как Аккенженов».

«Недавно и в одном из интервью одному из новостных порталов Буркитбаев, бывший глава Qazaq Oil и экс-министр транспорта, заявил, что практика отката за “правильные” графики НДО всегда была в Минэнерго, и что курирующему вице-министру сумками заносят эти грязные нефтедоллары»,
сказал он.

Он также упомянул о расследовании прокуратуры Нидерландов, которая заинтересовалась деятельностью трейдера казахстанской нефти, компанией Vitol.

«Опять же, всё, что мы писали в своих текстах, сейчас находит реальное отражение в деле. Сам Азамат Капенов (экс-зять Масимова — прим. авт.), герой одной из наших публикаций, сам вышел на связь с одним из моих защитников. Капенов фигурирует в одном из текстов. Он говорит, что подтвердит каждое моё слово, написанное в двух постах: "Грязные нефтедоллары Аккенженова" и "Кто вы, мистер Аккенженов?". Также он заявил о готовности дать полное и развёрнутое интервью по этому поводу»,  сказал Адилбеков.

Он указал на второго подсудимого, нефтетрейдера Ерлана Саудегерова, бизнес которого из-за уголовного дела остановился.

«В своём послании народу 2 сентября Токаев ставит задачу перед правительством увеличить долю среднего бизнеса вдвое с семи до 15 %. Вот он, средний бизнесмен, банкрот. То есть как это называется? Дискредитация поручения президента? Мало того, что Аккенженов свою работу не делает. У нас по всей стране дефицит бензина и газа в разных областях страны. Так он и людям не даёт работать»,
сказал Адилбеков. 

«Заказчики — мои внутренние убеждения»

Прокомментировал он и обвинения в его адрес от журналистки Гульжан Ергалиевой. Упомянув, что сам — отец дочери. И не приемлет того, что блогеры защищали Куандыка Бишимбаева.

«И я не могу себе представить, что кто-то растоптал бы мой цветок, а потом купил блогеров, а они бы мне рассказывали, что не всё так однозначно в этом деле. Никто не вправе убить человека, никто не вправе отнимать жизнь. Ергалиева хотела знать, кто заказчик. Я скажу, Гульжан Хамитовна: заказчик — мои внутренние убеждения», сказал Адилбеков.

Упомянул он и многомиллионный иск Ергалиевой.

«Она просила сначала три миллиона, потом пять, теперь она просит 15 миллионов. Надо уже женщине определиться. Исходя из этой чехарды, я думаю, что сумма вылетает из её фантазий. Там нет никакого ущерба ни морального, ни материального. От моих постов студия у неё не сгорела, аппаратура не сломалась, штат работает по-прежнему. Отписались смотреть эту помойку адекватные люди», сказал он.

«Будь ты хоть трижды инвестором, но нужно соблюдать законы»

Касаемо обвинений Юсуф Рашеда Альджаудера он отметил, что тот работает по миру и владеет аэропортами в африканских странах и в Узбекистане.

«Грубо говоря, работает в странах третьего мира. И, видимо, Альджаудер привык, что основная масса людей в этих странах малообразованная и с постколониальным мышлением, где инвестор — это чудо и манна небесная. Но мы живём в Казахстане, и нужно работать по закону. Будь ты хоть трижды инвестором, деньги деньгами, но законы страны нужно уважать и считаться с ними. И именно об этом был пост по аэропорту Астаны», сказал он.

Адилбеков отметил, что не раскрывал подробности его интимной жизни, как утверждает гособвинение.

«Якобы я озвучил вещи из его интимной жизни, а его тысячная семья из-за этого огорчилась. Это ложь. Я не писал про его интимную жизнь. Там была фраза, что он заводит знакомства, да. А с кем он спит, мне вообще без разницы. Это его личное дело. Я свечку не держал, и мне это не интересно», добавил Адилбеков.

Он считает, что если его осудят за ложный донос, то это «даст возможность нечистым на руку чиновникам избавляться от журналистов».

«Я стану первым журналистом, кто будет осуждён по этой надуманной статье. Вы дадите нечистым на руку чиновникам возможность судить журналистов и дальше по сфабрикованным делам. Только за этот год Казахстан упал на 18 пунктов в международных рейтингах свободы слова. И мы стремительно приближаемся к соседству с такими странами, как Туркменистан и Зимбабве. Я считаю себя абсолютно невиновным. Считаю, что в отношении меня идёт уголовное преследование со стороны 10-го отдела КНБ», заявил он.

Во время последнего слова он также добавил, что свой суд считает показательной поркой.

«Это общество нуждается в правде. И если не журналисты, то кто? (...) Они (чиновники — прим. авт.) уже настолько обнаглели, что с сумками в кабинет друг к другу заносят деньги, откаты. Мы, конечно, не пишем это открыто, но мы даём пищу к размышлениям, чтобы люди делали выводы. (...) Всех не осудят в любом случае. А Адилбеков — это показательный процесс, порка. Ну ничего, и это мы переживём», сказал он.

«Возможно, я откажусь от гражданства РК»

С последним словом также выступил второй подсудимый, нефтетрейдер Ерлан Саудегеров. Он выразил сожаление, что бизнес, который он выстраивал долгие годы, «пришёл к краху». 

«Я выступал раньше на разных конференциях, пытался объяснить, что в нашей стране есть проблемы именно в нефтяной отрасли, потому что я в ней работаю. Я хотел это донести, смотрел, наблюдал за всем, что происходит. Возможно, не совсем правильно я донёс, но всё равно я очень рад, я очень счастлив, потому что всё это судебное разбирательство и моя “сидка” в тюрьме подтолкнула министерство сделать цифровизацию», сказал Ерлан Саудегеров.

Он также сослался на Агентство по защите и развитию конкуренции, которое также заявляло о монополии на рынке переработки нефти.

«Притесняются права нефтедобывающих организаций. Я думаю, что своим действием я сделал больше добра, по крайней мере, для работников отрасли. Потому что цифровизация позволяет им быть наравне и получать то, что они должны были получить — возможность продавать свою нефть на те рынки, на которые они хотели бы. И поставлять объёмы нефти именно на те заводы, которые они хотят. И это будет определять не человек, а будет электронный способ, что позволит им всем на равных получать эти возможности», добавил он.

Он выразил надежду, что дела у коллег пойдут лучше. Но, говоря о себе, не был так оптимистичен.

«Скорее всего, меня посадят в ближайшее время. Мне очень жаль. Если будет приговор обвинительный, я, наверное, задумаюсь о том, чтобы просто отказаться от гражданства Республики Казахстан, потому что я не могу жить в такой стране», заключил Саудегеров.

Напомним, дело против Данияра Адилбекова завели в марте 2024 года. На него написали заявление сразу три человека — журналистка Гульжан Ергалиева, арабский инвестор, директор столичного аэропорта Юсуф Рашед Альджаудер и вице-министр энергетики Ерлан Аккенженов.

Поводом для всех заявителей стали публикации Адилбекова в анонимном телеграм-канале «Дикая орда». О Гульжан Ергалиевой Адилбеков писал, что она брала деньги за интервью с адвокатами Куандыка Бишимбаева. О Юсуфе Рашед Альджаудере в публикации говорилось, что он незаконно даёт распоряжения и поручения в обход настоящего правления аэропорта. 

Одно из обвинений в адрес Адилбекова — ложный донос о коррупционном преступлении на вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова. В публикациях говорилось о его связях с бывшим зятем Карима Масимова Азаматом Капеновым. Также со ссылкой на одного из нефтетрейдеров Адилбеков описал коррупционную схему, которая якобы работает при распределении нефти в Казахстане. По этому делу задержали Ерлана Саудегерова — нефтетрейдера, который был источником информации для Адилбекова. Подробности этого дела можно прочитать здесь.

Прокурор Данияр Кайдаров запросил для Адилбекова пять лет лишения свободы в учреждении средней безопасности. Он требует признать Адилбекова виновным по двум статьям УК РК («Ложный донос о коррупционном преступлении» и «Распространение заведомо ложной информации»). Для Ерлана Саудегерова гособвинитель запросил четыре года. Его он потребовал признать виновным по статьям «Организация преступления» и «Заведомо ложный донос».

Читайте также:

Лента новостей

все новости