Мир, нефть и деньги: что стоит за телефонными переговорами Казахстана и США?

На этой неделе глава МИД Казахстана Мурат Нуртлеу и госсекретарь США Марко Рубио провели телефонный разговор. И это была бы совершенно проходная новость о рутинной дипломатической беседе, если бы не контекст, в котором эти переговоры состоялись. Orda.kz рассказывает, что стоит за сухими официальными формулировками и пресными формальностями.
Формально ничего очень интересного в разговоре Рубио и Нуртлеу не было: согласно релизу МИД РК, они просто «обсудили нынешнее состояние и перспективы развития расширенного стратегического партнёрства». Но в таких случаях всегда важнее не то, что опубликовали в открытом доступе, а то, что говорили не под запись.
Новость о беседе Нуртлеу и Рубио появилась сразу после того, как госсекретарь США завершил переговоры в Эр-Рияде по урегулированию российско-украинского конфликта. То есть Марко Рубио беседовал с казахстанским министром, едва встав из-за стола в столице Саудовской Аравии, где только что обсуждал перспективы перемирия между Россией и Украиной. Велика ли вероятность, что в таких обстоятельствах стороны обошлись дежурными дипломатическими расшаркиваниями?
Кто на проводе?
Главный вопрос, важный для понимания контекста, — кто кому всё-таки звонил? По негласному дипломатическому протоколу, министр иностранных дел Казахстана не должен был беспокоить госсекретаря США, зная, что у того ещё могли не завершиться крайне важные переговоры. Поэтому можно предположить, что разговор состоялся по инициативе Рубио.
«Судя по времени публикации сообщений, действительно похоже, что инициатором разговора была американская сторона. Это логично, учитывая, что Рубио только что завершил переговоры по Украине в Эр-Рияде — возможно, он хотел обсудить с Казахстаном региональные аспекты и потенциальное участие Астаны в дипломатических процессах», — считает эксперт по международным отношениям Ануар Бахитханов.
Такой же точки зрения придерживается политолог Замир Каражанов. Но он сомневается, что Казахстан претендует на существенную роль в прекращении конфликта между РФ и Украиной.
«Если брать украинский конфликт, то непонятно, каким образом Казахстан может участвовать в этом процессе. У США и России уже есть площадка для переговоров, это Саудовская Аравия, и менять эту площадку никакого смысла нет. Она удовлетворяет все стороны, прежде всего американскую. Можно заметить, что отношение к странам Персидского залива у администрации Трампа особое: мы помним, что и по Афганистану шли переговоры в Дохе, и теперь уже по Украине в Эр-Рияде. В этом регионе Трамп любит проводить переговоры. Поэтому я не думаю, что Казахстан будут привлекать в качестве посредника, тем более что вряд ли мы можем какую-то роль сыграть, кроме как предоставив свою территорию (либо Астану, либо Алматы) для проведения переговоров»,Замир Каражанов
Астана никогда не отказывалась от статуса потенциальной переговорной площадки по российско-украинскому конфликту, и очень вероятно, что Мурат Нуртлеу вновь напомнил об этом в разговоре с госсекретарём. Но вряд ли Вашингтон сам просил главу казахстанского МИДа о таком напоминании.
«Темы разговора официально не раскрываются, но, учитывая контекст, можно предположить, что обсуждали вопросы двустороннего сотрудничества, геополитическую ситуацию и, возможно, роль Казахстана как нейтральной площадки. Казахстан уже предлагал свою территорию для мирных переговоров по Украине, и такой сигнал мог быть повторён»,отмечает Ануар Бахитханов.
В недрах дипломатии
Не исключено, что Рубио и Нуртлеу просто обсудили текущие двусторонние отношения и их перспективы. В дипломатическом календаре на ближайшие недели нет визита Касым-Жомарта Токаева в США или Трампа в Астану, так что этот разговор мог стать вполне рутинной заменой такой встречи.
Но если госсекретарь США (вероятнее всего) звонит в Казахстан — значит, госсекретарю это нужно. Отношения у двух стран стабильные, необходимости срочно сглаживать острые углы нет. Поэтому звонок Марко Рубио в Астану сразу после переговоров в Эр-Рияде говорит о том, что у нашей страны есть нечто, интересующее США.
Возможно, это «нечто» находится в казахстанских недрах.
«У Трампа особое внимание к редкоземельным металлам. Может быть, американцы решили обговорить такой момент, как их добыча. Но в этом особого смысла нет, поскольку у нас есть закон о недропользователях, по которому любая компания может заходить в Казахстан и обсуждать добычу редкоземельных металлов — здесь нет ни двойных стандартов, ни ограничений. Казахстанская сторона в лице президента и правительства неоднократно говорила, что готова совместно с иностранными компаниями разрабатывать редкоземельные месторождения. Так что видимых, острых причин для этого звонка не было». Замир Каражанов
Контекст, который окружает разговор Рубио и Нуртлеу, включает важный вопрос об участии американских компаний в казахстанском нефтяном секторе. Касым-Жомарт Токаев недавно заявил, что контракты с зарубежными недропользователями следует пересмотреть на более выгодных для Казахстана условиях. Первый кандидат на такой пересмотр — Тенгиз, где работает американская корпорация Chevron.
Мог ли Марко Рубио замолвить словечко за «родного» инвестора, намекнув, что Казахстану в политическом плане невыгодно давить на американскую корпорацию?
«У Chevron есть лобби, и компания может настаивать на своей точке зрения. Здесь у нас действительно могут возникнуть серьёзные недопонимания с американской стороной. Давить на нас смысла нет: есть международные арбитражные суды, есть определённые договорённости, и если наши требования оправданны, то этот вопрос будет решаться между Chevron и Казахстаном. Но, конечно, есть риски, что администрация Трампа может подключиться к этому вопросу. Трамп очень болезненно относится к защите интересов американских компаний, он абсолютно на стороне корпоративного сектора и недропользователей очень любит», — предупреждает Замир Каражанов.
US, aid!
Ещё одна тема переговоров, мысль о которой напрашивается сама собой, — сокращение 83 % программ американского агентства USAID (его с февраля возглавляет Марко Рубио). Часть денег USAID выделяло на проекты в Казахстане, и разговор о том, нужно ли нашей стране американское финансирование, мог стать логичной частью беседы.
Раньше деньги USAID в Казахстане тратились на проекты, связанные с толерантностью, защитой прав меньшинств и так далее. Возможно, теперь американским деньгам найдут более экономически обоснованное применение.
«Надо признать, что критика USAID со стороны администрации Трампа имела под собой определённую почву. Действительно трудно понять, как защита сексуальных меньшинств связана с вопросами устойчивого развития государства. Я бы не сказал, что в Казахстане проблема сексуальных меньшинств остро стоит. Вопрос USAID будет решаться самой американской стороной. Я думаю, что Марко Рубио там долго не задержится — у USAID появится своё руководство, и оно должно будет сформулировать чёткую повестку дня, чем будет заниматься это агентство». Замир Каражанов
По словам политолога, в Казахстане достаточно более важных проблем, которые США могут помочь решить. Среди направлений, финансирование которых через USAID действительно может интересовать казахстанскую сторону, — развитие образования и здравоохранения, поддержка сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности.
Снабжение засушливых регионов Казахстана водой, например, — задача, для решения которой деньги USAID пригодились бы значительно в большей степени, чем для заботы о благополучии местного ЛГБТ-сообщества. И не исключено, что об определении новых направлений сотрудничества по линии агентства Рубио и Нуртлеу тоже поговорили.
«Что касается USAID, приостановка его программ действительно создаёт вопросы по дальнейшему финансированию социальных и экономических инициатив. Вероятно, Казахстан и США ищут альтернативные механизмы поддержки, особенно в стратегически важных сферах», — указывает Ануар Бахитханов.
Дипломатические связи между Казахстаном и США налаживаются на высоком уровне — и это радует. Однако в Астане до сих пор нет постоянного американского посла. О том, почему это плохо, можно прочесть в нашем материале по ссылке.
Читайте также:
Лента новостей
- Гроза и дождь — прогноз погоды на 23 апреля
- Россия сняла запрет на импорт сельхозпродукции из Казахстана
- Верховный суд объяснил, почему закрыли свободный доступ к делам
- В индийском Кашмире расстреляли туристов
- Почему казахстанские чекисты уходят молча и вовремя? Пять выстрелов в замакима Шымкента. Совпадение?
- Доступ к банку судебных дел усложнили в Казахстане
- Черногория может предоставить политическое убежище Дине Тансари
- «В белый покрасьте»: Бердымухамедов готов покупать собранные в Казахстане автомобили
- Импорт картофеля взлетел в 90 раз, а цены всё выше
- Стало известно, за что разыскивают бизнес-партнёра Кайрата Боранбаева
- На поле в Талгаре, где уничтожили краснокнижные тюльпаны, вели незаконную стройку
- Как не умереть во время марафона, рассказал профессиональный спортсмен
- Толпой на одного: в Павлодаре дети жестоко избили семилетнего мальчика
- Нефть есть, прозрачности нет: Каспий мелеет, а властям нет до этого дела
- Четыре человека погибли в ДТП с внедорожником в Алматинской области
- Allur и Jetour создадут международный учебный центр в Центральной Азии
- Пассажирка родила в поезде и выбросила младенца из окна
- Фиктивное производство молока разоблачили в Караганде
- Журналистку Orda.kz Сандугаш Дуйсенову вызвали в полицию из-за её публикаций
- Акиматы обязали «рассекретить» очередь на земельные участки