Выборы – тема вечная. Без них о местном самоуправлении даже мечтать не стоит. Наверное, поэтому идея выборов, хотя бы местной власти, обсуждается в Казахстане уже лет тридцать. Говорят все об этом ярко, громко и заинтересованно. Вот и действующий президент Токаев решил обозначить свою позицию по этому поводу: выборам местных акимов быть! На пятом заседании НСОД, он так и заявил: прямые выборы районных акимов могут пройти в 2024 году.

— Уверен, что данная инициатива внесет значительный вклад в демократизацию нашей страны и укрепление института местного управления, убежден президент.

Но красивые заявления об этом, казалось бы, самом важном, всерьез уже не воспринимаются и напоминают эффект дежавю. Именно такое ощущение испытывает Мұхтар Сеңгірбай, который уже много лет собирает и анализирует всё сказанное по поводу важных для общества вопросов.

— Мы как будто катаемся по кругу. Экономика, инновации, образование, здравоохранение… Во всех сферах говорится одно и то же. Как будто бы включили заезженную пластинку, говорит Мұхтар Сеңгірбай, доцент университета имени Сулеймана Демиреля и главный редактор Общественного фонда национального бюро переводов.

Нурсултан Назарбаев 23 года назад (!) в своем обращении к народу говорил: «…мы должны разработать масштабную поэтапную программу выборов руководителей всех уровней».

Местное самоуправление – мечта или эффект дежавю

Но до сих пор акимов всех уровней назначали вышестоящие руководители. Только трижды это правило нарушалось.

В 1999 году жители села Шамалган, малой родины Первого Президента Казахстана, впервые выбирали акима прямым голосованием. Это были «экспериментальные» выборы.

в 2001 году впервые были избраны акимы уже 28 сельских округов.

В 2004 году на съезде партии «Нур Отан» Назарбаев пообещал: «Мы сделали определенные шаги в направлении децентрализации системы исполнительной власти, создали условия для введения выборности акимов. В августе этого года мы проведем экспериментальные выборы акимов районов областей, городов Астаны и Алматы и поэтапно начнем выборы акимов аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков, завершив их в 2007 году.

Одновременно Правительству необходимо разработать и внести на рассмотрение Парламента проекты законов, завершающие процесс разграничения полномочий между уровнями государственного управления, определяющие систему местного самоуправления в Республике Казахстан. Кроме того, Правительству следует разработать Государственную программу поддержки развития местного самоуправления в Казахстане».

В 2005 году прошли экспериментальные выборы глав администраций четырех районов, а конкретно в Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Алматинской областях.

Местное самоуправление – мечта или эффект дежавю
Мұхтар Сеңгірбай Фото из Facebook

— Нам тогда рассказали что это «инициатива для демократизации властных вертикалей». Народ открыл рты и похвалил их, сетует Мұхтар Сеңгірбай.

Несмотря на обещания властей распространить этот опыт на другие регионы и населенные пункты, прямые выборы акимов так и не прижились в Казахстане. Главы администраций до сих пор назначаются сверху либо избираются выборщиками из числа депутатов маслихатов.  

— Неужели казахстанский народ не готов к демократии? Как тогда народ избирает президента? Похоже, что все предвыборные кампании «реализованы» благодаря демократическим силам международных организаций, которые поддерживают общественные протесты до выборов или после, убежден Мұхтар Сеңгірбай.

Так быть выборам или нет? Видимо, чтобы понять серьезность намерений властей, придется подождать. На этот раз нам обещают, что идея будет созревать недолго. Электорат на выборы пригласят всего-лишь года через три-четыре.

Поделиться: