Импорт дизеля из России вызывает вопросы у депутатов мажилиса

cover Фото: Pixabay

Мажилисменов интересует, сколько будет стоить российский дизель, какие потребители его получат и как на Казахстан могут повлиять антироссийские санкции

Члены фракции «Народная партия Казахстана» обратились к заместителю премьер-министра Роману Скляру. В своем запросе они обращают внимание на импорт дизельного топлива российского производства, который вызывает множество вопросов.

Депутаты вспоминают выступление министра энергетики Болата Акчулакова в феврале 2022 года, когда глава ведомства сообщил о формировании запасов нефтепродуктов для предотвращения дефицита топлива, особенно в сезон аграрных работ.

"Планировалось создать резерв нефтепродуктов на базе НК «КазМунайГаз» примерно в объёме 150 тысяч тонн, а также использовать мощности по хранению на базе «Казахстан Темир Жолы» до 50 тысяч тонн, преимущественно для дизтоплива. Отмечаем, что несмотря на все усилия правительства, уже летом начались перебои с поставками, наблюдался рост цен и стали вводиться различные ограничения", – говорит мажилисмен Айкын Конуров.

В сентябре 2022 года министр энергетики отметил, что Казахстан будет импортировать дизельное топливо из России объёмом до 100 тысяч тонн. По его словам, фонд «Самрук-Казына» и «КазМунайГаз» уже подписали контракт на поставки необходимых объёмов в сентябре и октябре.

"Фракция "Народной партии Казахстана" считает, что правительство в очередной раз показало недостаточную эффективность при планировании, стабилизации рынка дизельного топлива", – заявил Конуров.

Так, депутаты просят Скляра ответить на ряд вопросов:

  • Были ли созданы обещанные резервы и в каких регионах?
  • На каких условиях Казахстан закупает российский дизель и за чей счёт?
  • Закуп изначально проводится у одного источника или рассматривалось несколько альтернативных поставщиков?
  • Как и по какому принципу будут распределены импортируемые объёмы?

"Ценовой вопрос крайне важен. Российское топливо дороже отечественного на 200-300 тысяч тенге за тонну, значит, закупать его Казахстан будет себе в убыток, и нужно посчитать эти убытки. Или импортные нефтепродукты пойдут в обещанный резерв? Да и вообще нужен ли был нам тот импорт, да еще в весьма крупных объемах?" – задаётся вопросом Конуров.

Мажилисмен подчёркивает, что не стоит забывать о политической ситуации в мире, ведь за импортом дизеля у северного соседа могут последовать санкционные и международные репутационные последствия для Казахстана.

Напомним, с приближением осени нехватка дизельного топлива накрыла всю страну, вынудив министерство установить дифференцированные цены. Эксперт нефтегазовой отрасли и обозреватель Orda.kz Артур Шахназарян рассуждает, почему Казахстан сотрясает дизельная лихорадка и кто в этом виноват.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости