Лес на дне морском, или Как журналист Orda.kz саксаул на Арале сажал

cover

В конце февраля Orda.kz опубликовала статью об акции по посадке саксаула на дне Аральского моря, организованной университетом AlmaU. Честно говоря, мы были одними из тех, кто отнёсся к этой затее скептически. Но спустя несколько дней автор статьи получил от организаторов предложение поехать и лично посмотреть на акцию, а может быть, и посадить саксаул. Что ж, от таких предложений сложно отказаться, и утром 1 марта журналист Orda.kz летел рейсом Алматы — Кызылорда, чтобы на следующий день оказаться на дне Аральского моря. 

Капля в Аральском море 

Окончательным местом сбора всех, кто отправился на акцию Syr qorǵany — sekseýil, стал посёлок Айтеке Би — центр Казалинского района. А было их около 60 человек из Алматы, Семея, Караганды, Кызылорды и даже из Ташкента. Это и волонтёры в чистом виде, то есть те, кого организаторы везли за свой счёт. И те, кто сделал взнос лично, или за кого это сделала организация-спонсор. Последних было большинство — около 40 человек. 

Собственно, те самые платные тарифы и стали поводом для скепсиса по отношению к акции. Но на общем сборе, который прошёл вечером 1 марта, ректор AlmaU Гульнара Куренкеева объяснила, что это спонсорство было нужно, чтобы компенсировать хотя бы часть затрат, которые пошли на организацию акции. А именно: перевозку, размещение, питание, заправку автомобилей и т. д. 

«Это только капля из того, что мы потратили на организацию проекта. На самом деле он стоит в 10 раз больше», — сказала Гульнара Куренкеева.
Фото: Orda.kz

А главным спонсором и вообще инициатором проекта организаторы назвали Андрея Линника — бывшего мажилисмена, общественника, отца восьми детей и топ-менеджера одной из нефтетранспортных компаний. 

Второй часто звучавший вопрос: нужно ли вообще сажать саксаул? Может быть, лучше попытаться возродить Арал? На том же общем сборе эксперты объяснили, что озеро в том виде, в каком оно было 70 лет назад, возродить уже не получится. 

«Есть такое понятие "точка невозврата". Так вот она у Арала уже пройдена. Море таким, каким оно было раньше, уже никогда не будет», — объяснил генеральный директор селекционно-семеноводческого центра РК Алиби Газиз.
Алиби Газиз. Фото: Orda.kz

Саксаул же сажают, чтобы остановить пыльные бури и раздувание соли или как минимум остановить их интенсивность. 

«Саксаул, когда вырастает, создаёт вокруг себя бархан, где может собраться до четырёх тонн песка. Уже через он из саженца превращается в куст с кроной сантиметров в 40, и под ним начинает собираться песок. А ещё от него разлетаются семена, из которых тоже вырастут саксаулы», — рассказала руководитель департамента экологии Международного фонда спасения Арала Мария Заднепровская.

Вообще саксаул на дне Арала сажают уже давно, в том числе по госпрограмме, которая действует с 2021 года — по ней до конца 2025 должны высадить более миллиона гектаров саксаульников. И, по словам Заднепровской, результат посадок уже есть: пыльных бурь действительно стало меньше. 

Мария Заднепровская. Фото: Фото: Orda.kz

Ещё один вопрос, который многие задавали в соцсетях: почему саксаул сажают в первых числах марта, можно сказать, ещё зимой. На этот вопрос ответили уже специалисты от Минприроды, которые высаживают саксаульники уже много лет. 

Главная причина, почему выбрали именно это время: в Кызылординской области, особенно на её юге, в начале марта уже полноценная ранняя весна. Здесь ещё не жарко, но и минус уже не постоянный. И для высадки саксаула это самое подходящее время. 

 Вторая причина — тоже погодная, но ещё и завязанная на транспорт. 

«Туда, куда мы едем, сейчас идеальная дорога, потому что почва твёрдая. Дней через 20 она начнёт уже "играть". Колея появится, тяжело будет ездить. А ещё через 20 дней начнутся пыльные бури», — объяснил генеральный директор селекционно-семеноводческого центра РК Алиби Газиз.
Фото: Orda.kz

А ехать предстояло далеко — примерно за 160 километров от Айтеке Би, в самое сердце пустыни Аракум, которая когда-то была дном Аральского моря.

Над нами 40 метров воды 

Из Айтеке Би выезжали рано — около 6:00. Организаторы предупредили заранее о спартанских условиях. Ехать предстояло в вахтовках, а большая часть дороги была грунтовкой со всеми вытекающими. Так что, пожалуй, мы погорячились, что любой желающий может поехать сажать саксаул. Нужен не просто желающий, но и знающий дорогу, чтобы не заблудиться. И терпеливый.

Но из тех, кто ехал 2 марта по Аралкуму, никто не жаловался. Дополнительным стимулом для многих стал ещё и показ накануне фильма Сергея Азимова «Хроники мёртвого моря» — о корнях трагедии Арала. В дороге некоторые волонтёры признавались, что до фильма не осознавали, насколько всё плохо. 
Фото: Orda.kz

 А для блогеров, которые тоже отправились сажать саксаул, это вообще стало невероятным источником контента. Рилсы и сториз из Кызылординской области в следующие дни у них из аккаунтов не пропадали. 

Фото: Orda.kz

Первая остановка колонны из трёх вахтовок и нескольких внедорожников была часа через три. И на ней участников акции ожидало осознание, что они уже едут по бывшему дну моря. Они приходило, когда ты просто смотрел на землю, которая оказывалась устлана ракушками. Как объяснили организаторы, в этом месте глубина Арала была где-то 25 метров. А там, куда ехала колонна, слой воды доходил до 40, а то и 60 метров. Это было самое глубокое место Аральского моря! Когда-то... 

Фото: Orda.kz

 Зато здесь же участники акции увидели, каким будет результат их работы через несколько лет. 

«Вот, посмотрите, какой лес вырос! Мы сажали его в 2010 году. Сейчас высота у деревьев где-то два с половиной метра», — рассказал и показал Алиби Газиз. 
Саксауловый лес, посаженный в 2010 году. Фото: Orda.kz

Вообще, по словам Алиби Газиза, акция Syr qorǵany — sekseýil — это первый случай, когда казахстанские волонтёры поехали сажать саксаул. Потому что прежде его высаживали всегда только лесники. Посильная помощь если и была, то финансовая. Например, деньги на посадку саксаульников давали меценаты из Южной Кореи, Германии и других стран. 

«А вот так, чтобы наши ехали и сажали деревья на Арале, это в первый раз!» — не без гордости говорит он.

К полудню 2 марта колонна добралась до места посадки. К тому моменту там уже несколько часов были местные лесники. Пока волонтёры делали селфи и надевали балаклавы, мужики с обветренными лицами выгружали из машин саженцы, лопаты и мечи Колесова — специальные инструменты для посадки деревьев. После короткого инструктажа участников акции разделили на группы примерно по 10 человек и отправили сажать. Но абы как это делать нельзя. 

«Сажать нужно строго в песконакопительных бороздах, потому что в них почва уже специально подготовлена — в ней солёность ниже. Если посадить рядом, то условия будут хуже. А здесь солёность высокая. Вода отсюда окончательно ушла где-то в 1980–1990-х годах», — рассказал замруководителя Кызылординской областной теринспекции лесного хозяйства и животного мира Исатай Абразахов.

Заметив, что кто-то из волонтёров посадил саксаул мимо борозды, Абразахов заставил выкопать саженец и посадить его в правильном месте. 

Ещё одно требование — саженцы должны быть на расстоянии примерно в два шага друг от друга, чтобы их корневая система могла нормально развиваться. Потому что выживаемость у саксаула и так невысокая. По словам Исатая Абразахова, если 30 % от посаженного приживается, это считается хорошим результатом. Правда, это речь скорее про машинную посадку под трактор. 

«Когда сажают вручную, то выживаемость больше. Где-то около 40 %. При этом никакого полива, никакого ухода саксаулу не нужно. Деревья должны сами акклиматизироваться», — объяснила Мария Заднепровская, притаптывая землю вокруг саженца.

Полив в том месте невозможен физически. Источников воды здесь попросту нет. Последним был Арал, да и тот солёный. 

Фото: Orda.kz

Изначально за время акции Syr qorǵany — sekseýil планировалось посадить 10 000 саксаулов. Но в итоге, по подсчётам лесников, за два часа работы волонтёры, блогеры, журналисты и сами лесники посадили около 5100 саженцев. Это, в принципе, немало, хотя по той самой госпрограмме к концу 2025 должно быть посажено в тысячи раз больше. Но организаторы признают, что целью № 2 у их проекта было привлечение внимания к проблеме гибели Арала. 

Фото: Orda.kz

Для детей и дедов 

Журналиста Orda.kz хотя и звали просто посмотреть на акцию, но отказать себе в личном участии он не смог.

Фото Меруерт Салыковой

Но попутно удалось пообщаться с участниками акции, чтобы понять, почему всё-таки люди решили отправиться за сотни километров в пустыню сажать деревья, часть из которых к тому же точно не приживётся. А кто-то ещё и заплатил деньги. Давайте дадим слово этим людям.

Дина Огай, экоблогер, бизнесмен: 

«Когда мы родились, для нас Арал уже был мёртвым морем. И благодаря этому проекту я узнала, что можно поспособствовать если не возрождению озера, то хотя бы какой-то экосистемы. Поэтому раздумья вообще не было. А после фильма "Хроники мёртвого моря" пришло осознание, что это не только экологическая, но и нравственная трагедия. И мы все её допустили: кто-то активными действиями, кто-то бездействием. И те, кто участвует в этом проекте, как мне кажется, осознают, что бездействовать нельзя: можно и нужно делать что-то».
Дина Огай. Фото: Orda.kz

 Жулдыз Жазылбекова, волонтёр:

«Я увидела пост в Instagram, и как-то ёкнуло в груди. Раньше я тратила деньги на дорогие вещи, но в какой-то момент у меня произошла переоценка. И я подумала, что для такой поездки 150 тысяч тенге не такие уж большие деньги. Я знаю, что Аральское море нам уже не вернуть. Но, может быть, это поможет сохранить то, что осталось».
Жулдыз Жазылбекова. Фото: Orda.kz

Грегори, студент из США: 

«Многие думают, что проблема Арала касается только Казахстана и Узбекистана. Но на самом деле это мировая проблема. У меня в стране озёра Мэдисон, Паул, Большое Солёное Озеро умирают по той же причине — бесхозяйственность. И я здесь, чтобы быть полезным. Из-за этой проблемы страдают и люди, и животные, и растения. Но виноваты в этом мы — люди. И мы же можем что-то сделать, чтобы изменить ситуацию».

Ибрагим Калымбет, волонтёр:

«Мои предки, мой дедушка отсюда — из Кызылординской области. Это моя историческая родина. И хотелось приложить какие-то усилия, сделать что-то полезное и ей, и Казахстану в целом. Да и дедушка, думаю, был бы мной доволен».
Фото: Orda.kz

 Екатерина Шубенко, волонтёр: 

«Я сама из Кызылорды, но об акции узнала от подруги из Санкт-Петербурга. Я откликнулась на призыв посадить саксаул из-за любви к родине. И решила внести свой вклад. Просто потому что я люблю Кызылорду».
Фото: Orda.kz

 Андрей Линник, главный инициатор проекта Syr qorǵany — sekseýil:

«Конечно, я здесь, чтобы помочь природе. Знаете, как говорят: нужно посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Вот у меня пятеро сыновей и три дочери. Так что если сажать деревья, то 10 000. Мне как-то один человек сказал, что у него мечта есть на дне Аральского моря посадить саксаул и для этого продумать логистику. Вот мы и продумали. И осуществили мечту, может быть, не одного человека».

Кстати, организаторы проекта предложили посвящать кому-то посаженный саксаул. Журналист Orda.kz посвятил их нашим читателям. Так что где-то в сердце Аралкума сейчас растут наши общие саксаулы. Глядишь, приживутся.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости