Квота на ошибку: спор об образовательных грантах для пострадавших от паводков решают в суде

cover Фото: Ольга Ибраева, Orda.kz

2 декабря в столичном административном суде начали рассматривать иск казахстанки Медины Майсар к Министерству науки и высшего образования РК. Девушка оспаривает решение ведомства о распределении образовательных грантов и введении так называемой «Квоты для регионов ЧС». В ходе заседания адвокат Халида Ажигулова, представляющая интересы Медины, заявила, что Миннауки нарушило права абитуриентов, которые пытались заполучить грант своими силами. Представители министерства утверждают, что права Медины Майсар не были нарушены, поскольку она в итоге получила грант. Подробнее — в репортаже Orda.kz.

Адвокат Халида Ажигулова считает, что Миннауки допустило дискриминацию по двум причинам. Во-первых, оно не имело права вводить квоту для регионов, пострадавших от паводков, так как это не предусмотрено законом. Во-вторых, эта квота якобы частично была применена к абитуриентам, которые не жили в пострадавших районах и набрали меньше баллов на ЕНТ, чем Медина Майсар, вместе с другими поступавшая учиться на «право».

«Медина Майсар набрала 119 баллов и участвовала в конкурсе на грант по специальности „право“. Но, согласно списку, 18 абитуриентов с меньшими баллами (от 115 до 118) получили гранты по квоте для пострадавших регионов. Семь абитуриентов не проживали в то время в зоне подтоплений. А в списке было явно указано, что это квота для таких регионов, и приказ Миннауки это подтверждает. Однако в законодательстве нет упоминания о квоте для регионов ЧС, и ведомство не смогло объяснить, на основании какого правового акта она была введена», сказала Халида Ажигулова.

Адвокат обратилась к суду и заявила, что Министерство науки и высшего образования имеет право утверждать размеры уже существующих квот, а не создавать новые. Создание квоты для ЧС, по её словам, не соответствует закону, поскольку такие полномочия есть только у парламента. И так как квота для ЧС изначально не была предусмотрена в законе об образовании, адвокаты считают, что она была введена незаконно, нарушив конституционные права Медины Майсар.

Представители стороны Министерства науки отметили, что Медина Майсар все-таки получила грант по своей специальности в конце августа 2024 года и сейчас учится. Они считают, что иск можно было бы подать только если права были бы реально нарушены.

«Представители истца теперь предлагают иск не об оспаривании, а о признании его незаконным. Вам нужно определиться: вы чего хотите? Отменить приказ? Если его признают незаконным, то он будет подлежать отмене. Но этого не может произойти, потому что он не может быть признан обременяющим. Представитель истца вместо защиты истца почему-то начинает говорить о других вещах. Возникает такое ощущение, что цель у неё... непонятно какая. Если права не нарушены, то чего они хотят?» сказал адвокат ответчика.

При этом Халида Ажигулова утверждает, что Миннауки несправедливо распределило гранты, выбрав только шесть областей для квоты, несмотря на то, что режим ЧС был введен в 10 областях. И сами представители ведомства не смогли объяснить суду, почему было решено помочь лишь абитуриентам из шести областей страны.

«Мы требуем признать акт незаконным. На это у нас есть полное право. Потому что в дальнейшем мы, возможно, подадим гражданский иск о взыскании морального вреда. Именно из-за этой дискриминации Медина Майсар была вынуждена посещать психолога, находилась в тяжёлом психоэмоциональном состоянии. За 25 дней, пока они выпустили свой второй приказ, она находилась в подвешенном состоянии», добавила Халида Ажигулова.

Корреспондент Orda.kz продолжает следить за судебным процессом.

Читайте также:

Лента новостей

все новости