КТЖ досрочно расторг контракт с компанией дочери Назарбаева
Это произошло после публикаций Orda.kz о том, как дочь Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева Алия зарабатывает на каждом ж/д билете.
АО "НК"Қазақстан темір жолы"досрочно расторгло контракт о закупке услуг по организации оформления и продажи электронных проездных документов на пассажирские поезда с компанией дочери Первого Президента - Елбасы Алии Назарбаевой ТОО "Инстант пэйментс".
Компания Алии Назарбаевой, младшей дочери Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева, ТОО «Инстант Пейментс» обслуживала систему по продаже электронных ж/д билетов. Договор на оказания аутсорсинговых услуг между КТЖ и ТОО подписали в 2014 году, который должен был действовать вплоть до 31 декабря 2023 года.
"Национальная компания будет самостоятельно предоставлять данные услуги. Оформление проездных документов будет вестись в обычном режиме на сайте, кассах и онлайн-сервисах. При этом доступ к сервису будет предоставлен всем участникам рынка на принципах открытости и прозрачности", – сообщили в КТЖ.
КТЖ платила компании Алии Назарбаевой за каждый оформленный проездной билет. С момента заключения договора ставка не менялась и не должна была измениться вплоть до его окончания.
Что известно о ТОО «Инстант Пейментс»
Алия Назарбаева создала компанию ТОО «Инстант Пейментс», которая предоставляет посреднические услуги АО «НК «Қазақстан темiр жолы» и АО «Казахтелеком». Компания дочери Елбасы занимается обслуживанием систем продажи билетов в интернете на поезда и приёма платежей национального оператора связи.
Instant Payments установила свою фиксированную комиссию, которую берёт у КТЖ и компаний-агрегаторов по продаже билетов на поезда. Сейчас агрегаторы за каждый билет платят 44,8 тенге. С 1 февраля ТОО Алии Назарбаевой планировало повысить комиссию до 67 тенге, но после публикации Orda.kz этого не сделало.
Как Алия Назарбаева получала деньги с каждого билета
Instant Payments разработала и внедрила систему электронного билета Mobius. На сайте компании указывается:
«Система Mobius позволяет осуществить продажу электронного билета посредством различных интерфейсов продажи, таких как веб сайт, терминал самообслуживания, виртуальная касса и так далее, а благодаря наличию мобильного терминала проводника, подключённого к центральному серверу системы Mobius, имеется возможность осуществить посадку пассажира не только по билету, но и по номеру удостоверения и путём автоматического считывания штрих-код с бумажного или электронного носителя.
В рамках развития долгосрочных отношений между казахстанскими и российскими компаниями, компания разработчик ФБК Mobius провела успешные переговоры с ОАО «ВНИИЖТ» по интеграции ФБК Mobius и системы управления пассажиро-перевозками «АСУ Экспресс-3», благодаря чему система электронного билета в АО «НК «КТЖ» полностью интегрирована в системы управления пассажиропотоком других стран СНГ».
КТЖ использовал программу «АСУ «Экспресс-3» до июля 2019 года, а после перешел на систему Mobius после критики президента Касым-Жомарта Токаева ситуации, когда из-за перекупщиков билеты на поезда стали дефицитом. Новшество Instant Payments не до конца справилось с искусственной нехваткой ж/д билетов, но всё же усложнило жизнь спекулянтам.
Каждая компания, которая продаёт билеты на поезда, в том числе и КТЖ, платят Instant Payments комиссию.
Объясняем: к примеру, пассажир приобрёл на сайте bilet.railways.kz электронный билет за 2000 тенге. Из этой суммы КТЖ платит около 12-18 тенге комиссии Instant Payments, а если билет покупают через агрегаторов типа Aviata, ChocoTravel, Tickets.kz, то ТОО дочери Елбасы получает от них дополнительно 44,8 тенге.
Если суммировать обе комиссии за онлайн-платёж, то с каждого билета Instant Payments получает от 56,8 до 62,8 тенге. КТЖ продаёт от 15 млн до 20 млн билетов в год и примерно половина из них продана онлайн, то Instant Payments получает от продажи электронных билетов около 300 до 500 млн тенге в год.
При этом комиссия Instant Payments влияет на повышение цен для покупателей, потому что это дополнительный расход КТЖ и агрегаторов помимо эквайринга (безналичной оплаты товаров и услуг картой через платёжные терминалы на кассе или у курьера).
Стоимость обслуживания системы Mobius неизвестна.
Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!
Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.
Лента новостей
- «Скажи детям, что я отравился»: истории синтетических наркозависимых
- Нет дорог — нет налога: за чей счёт страдают казахстанские водители?
- Миллионный штраф за соседство огурца и колбасы: бизнес жалуется на репрессии госорганов
- Глава МЧС прибыл в ЗКО с проверкой
- В «Юрте несокрушимости» провели флешмоб в поддержку казахстанского народа, который пострадал от паводков
- Эрдоган посетил Казахстан и рассказал о борьбе с опасными элементами в Турции
- Наводнение в СКО: спасатели рассказали о промежуточных итогах работы
- Tesla отзывает практически все автомобили модели Cybertruck
- Стал известен перечень имущества, за порчу которого пострадавшие от паводков могут получить компенсацию
- Токаев назначил судей и председателей судебных коллегий
- С журналиста Данияра Адилбекова сняли обвинение в ложном доносе
- В кабмине назначили трёх новых вице-министров
- «Это огромные убытки»: общественники запускают петицию за изменение нефтеконтрактов
- В Актау отключат горячую воду на все лето
- ДУМК ещё назвало «гражданский брак» нарушением шариата
- Убытки и снесённый ТРЦ: у кого из Назарбаевых не получается бизнес
- Евросоюз выделит 200 тысяч евро пострадавшим от паводков казахстанцам
- Вейпы официально под запретом в Казахстане
- Все аэропорты Казахстана начнут снимать биометрию лица пассажиров при посадке на рейс
- Казгидромет предупредил о начале пожароопасного сезона