Дочь Назарбаева зарабатывает на каждом электронном ж/д билете и услугах "Казахтелекома"

cover Иллюстрация Orda.kz

Редакция Orda.kz рассказывает о компании Алии Назарбаевой, младшей дочери первого президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева, которая взимает комиссию у пассажиров поездов за каждый проданный в интернете билет, а также за каждый платёж за услуги "Казахтелекома".

Алия Назарбаева создала компанию ТОО «Инстант Пейментс», которая предоставляет посреднические услуги АО «НК «Қазақстан темiр жолы» и АО "Казахтелеком". Предприятие дочери Елбасы занимается обслуживанием систем продажи билетов в интернете на поезда и приёма платежей национального оператора связи.

Instant Payments установила свою фиксированную комиссию, которую берёт у КТЖ и компаний-агрегаторов по продаже билетов на поезда. Сейчас она составляет 44,8 тенге. Но с февраля ТОО Алии Назарбаевой планировало повысить её до 67 тенге. При этом отказаться от такого контракта нельзя, иначе сервис отключат от продажи билетов.

Агрегаторы по продаже билетов говорят, что повышение комиссии компании дочери Елбасы может сказаться на пассажирах, поскольку вырастит цена поездки на поезде.

Orda.kz разбирается как устроена схема сотрудничества предприятия Алии Назарбаевой и национальных компаний.

Что за компания Instant Payments

Компанию Instant Payments основали в 2011 году, за это время она сменила несколько руководителей и место расположения.

Учредителями компании на январь 2022 года значатся Алия Назарбаева, младшая дочь Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева, и руководитель Диас Мадигожин.

За почти 10 лет компания сменила руководящий состав и место регистрации, первым руководителем ТОО "Инстант Пейментс" был Дмитрий Бибик. Он ушёл в августе 2014 года и сейчас руководит ТОО "Мультикасса". Стоит отметить, что по указанному юридическому адресу в 2ГИС компания не значится. После его ухода руководителем стал Диас Мадигожин.

За время существования ТОО "Инстант Пейментс" работал по адресам в Алматы:

  • улица Тимирязева, дом 80, квартира 30.
  • улица Панфилова, дом 212.
  • проспект Аль-Фараби, дом 176, территория киностудии "Казахфильм", здание автотранспортного цеха, офис 8.

Также изменение коснулось и вида деятельности:

  • Предоставление прочих индивидуальных услуг, не включенных в другие группировки с даты создания по 8 августа 2014 года.
  • Иная профессиональная, научная и техническая деятельность, не включенная в другие группировки c 8 августа 2014 года по 5 апреля 2017 года.
  • Размещение приложений (прикладных программ) и связанная с этим деятельность; издание прочего программного обеспечения; разработка программного обеспечения c 5 апреля 2017 года по сегодня.
Справка с государственной базы данных

На сайте Instant Payments написано, что компания занимается организацией систем продаж, используя новейшие наработки в области информационных технологий. В частности речь идет о системе электронных продаж билетов Mobius, через которую предприятие продаёт онлайн-билеты с помощью сайтов, терминалов самообслуживания и виртуальных касс.

Согласно данным сайта партнёрами Instant Payments являются: Qiwi, Amadeus, "Казахстан темир жолы", Казахстанский центр межбанковских расчётов Национального банка, а также «Казахтелеком».

Скриншот с презентации о компании Instant Payments

Как Алия Назарбаева получает деньги с каждого билета

Instant Payments разработала и внедрила систему электронного билета Mobius. На сайте компании указывается:

"Система Mobius позволяет осуществить продажу электронного билета посредством различных интерфейсов продажи, таких как веб сайт, терминал самообслуживания, виртуальная касса и так далее, а благодаря наличию мобильного терминала проводника, подключённого к центральному серверу системы Mobius, имеется возможность осуществить посадку пассажира не только по билету, но и по номеру удостоверения и путём автоматического считывания штрих-код с бумажного или электронного носителя.

В рамках развития долгосрочных отношений между казахстанскими и российскими компаниями, компания разработчик ФБК Mobius провела успешные переговоры с ОАО «ВНИИЖТ» по интеграции ФБК Mobius и системы управления пассажиро-перевозками «АСУ Экспресс-3», благодаря чему система электронного билета в АО «НК «КТЖ» полностью интегрирована в системы управления пассажиропотоком других стран СНГ".

КТЖ использовал программу "АСУ "Экспресс-3" до июля 2019 года, а после перешел на систему Mobius после критики президента Касым-Жомарта Токаева о том, что из-за перекупщиков билеты на поезда стали дефицитом. Новшество Instant Payments не до конца справилось с искусственной нехваткой ж/д билетов, но всё же усложнило жизнь спекулянтам.

Каждая компания, которая продаёт билеты на поезда, в том числе и КТЖ, платят Instant Payments комиссию. Объясняем: к примеру, пассажир приобрёл на сайте bilet.railways.kz электронный билет за 2000 тенге. Из этой суммы КТЖ платит около 12-18 тенге комиссии Instant Payments, а если билет покупают через агрегаторов типа Aviata, ChocoTravel, Tickets.kz, то ТОО дочери Елбасы получает от них дополнительно 44,8 тенге.

Если суммировать обе комиссии за онлайн-платёж, то с каждого билета Instant Payments получает от 56,8 до 62,8 тенге. КТЖ продаёт от 15 млн до 20 млн билетов в год и примерно половина из них продана онлайн, то Instant Payments получает от продажи электронных билетов около 300 до 500 млн тенге в год.

При этом комиссия Instant Payments влияет на повышение цен для покупателей, потому что это дополнительный расход КТЖ и агрегаторов помимо эквайринга (безналичной оплаты товаров и услуг картой через платёжные терминалы на кассе или у курьера).

Стоимость обслуживания системы Mobius неизвестна.

коллаж Orda.kz

Что говорят компании-агрегаторы

Редакция Orda.kz обратилась в пресс-службу Aviata и Chocotravel за официальным комментарием насчёт сотрудничества с ТОО «Инстант Пейментс». Компания Aviata попросила опубликовать ответ без правок, цитируем:

"За каждый проданный ж/д билет мы платим ТОО "Инстант Пейментс" фиксированное вознаграждение за оказание услуг по обработке данных. Размер суммы вознаграждения в ходе семи лет работы менялся несколько раз.

Размер изменений является коммерческой тайной в соответствии с договором оказания услуг ТОО "Инстант Пейментс". Можем только прокомментировать, мы действительно получили в конце декабря 2021 года уведомление о значительном повышении вознаграждения с 1 февраля 2022 года. ТОО "Инстант Пейментс" сообщили, что оно связано с изменением цен со стороны Поставщика услуг, АО «НК «КТЖ».

Считаем систему ТОО «Инстант Пейментс» однозначно полезной. Она позволяет осуществлять все привычные функции по оформлению и возврату перевозочных документов в онлайн формате не только для собственных касс и сервисов КТЖ, но и для других независимых участников рынка. Используя свои технологии, этот посредник помогает КТЖ автоматизировать многие процессы, связанные с обслуживанием клиентов. Однако, если сравнивать с авиарынком, там тоже есть системы дистрибуции и поставщики контента, которые предоставляют техническую возможность подключения и продажи авиабилетов разных авиакомпаний. Существенным отличием от ситуации на ж/д рынке является то, что в авиасфере авиакомпании через системы дистрибуции платят нам, онлайн агентствам, за продажу их билетов, а не мы, онлайн агентства, им. Мы, как крупнейшее отечественное онлайн агентство по продаже авиа и ж/д билетов, хотели бы иметь возможность продавать железнодорожные билеты по цене КТЖ, что означает, что услуги подобного технологического посредника (будь то ТОО "Инстант Пейментс" или любой другой независимый провайдер, который может появиться) должны оплачиваться Поставщиком контента (АО «НК «ҚТЖ»), т.к. в конечном счете это обязательство государственного монополиста — сделать билеты доступными и удобными, в том числе для широкого распространения через цифровые сервисы.

Мы уже написали официальное письмо в адрес ТОО "Инстант Пейментс" и соответствующий филиал АО «НК «КТЖ» с просьбой не повышать или отложить повышение тарифов, так как в конечном счете это может привести к повышению цен на железнодорожные билеты для конечных потребителей".

Редакция Orda.kz обратилась также с официальным запросом в «КТЖ» взаимодействии с компанией Instant Payments и ожидает ответа.

Какая связь между Instant Payments и "Казахтелекомом"

Согласно данным сайта компании, где учредителем значится Алия Назарбаева, Instant Payments – оператор платёжной системы «Казахтелеком» и позволяет абонентам в режиме онлайн получить доступ к более чем 18 000 точкам продаж по Казахстану.  

Корреспондент Orda.kz оплатил услуги «Казахтелеком» через платёжный терминал Qiwi, комиссия составила пять процентов от суммы.

фото Orda.kz

В личном кабинете указывается, что в стоимость услуги "Казахтелеком" входит комиссия ТОО "Инстант Пейментс".

фото Orda.kz

В 2015 году команда Homebank в ответ на публикацию в социальной сети Facebook ответила, что Instant Payments взимает посредническую комиссию в размере двух процентов.

«С июня 2015 года большинство организаций были вынуждены принимать платежи за услуги АО «Казахтелеком» через посредника ТОО "Инстант пейментс". Прямой договор был расторгнут по инициативе АО "Казахтелеком". Согласно новым условиям договора ТОО "Инстант пейментс" взимает посредническую комиссию в размере 2%. Руководство банка приняло решение временно оплачивать комиссию посредника со средств банка. С 10 ноября 2015 банк вынужден перенести комиссию в размере 2% на клиента. Таким образом, комиссия за оплату услуг АО "Казахтелеком" составит 50 тенге + 2% от суммы платежа», – сообщила команда Homebank, принося клиентам извинения за неудобства.

Этой историей заинтересовалась редакция informburo.kz, но позже статью удалили, но отредактированная версия сохранилась у издания «Наша газета».

С 1 февраля в этой схеме появилась ещё одна компания – ТОО «Orion Pro», она взяла на себя обязательства по управлению платёжными терминалами. Ей "Казахтелеком" перечисляет 3% комиссии с каждой онлайн-транзакции через платёжные терминалы. Руководит предприятием крупный казахстанский инвестор Руслан Стамбеков. Схему раскрыли журналисты газеты «Уральской недели», но позже статью также удалили.

«В рамках политики по оптимизации расходов АО «Самрук Казына», а также в соответствии с договором о совместной деятельности компания Orion Pro с 1 февраля 2015 управляет сетью платёжных терминалов АО «Казахтелеком», где компания взяла на себя обязательства по полному аутсорсингу. Данный шаг позволил "Казахтелекому" улучшить работоспособность существующей сети терминалов, значительно оптимизировать внутренние бизнес-процессы, сократить расходы и высвободить финансовые и людские ресурсы», – сообщал директор ТОО «Orion Pro» Руслан Стамбеков в ответ на официальный запрос informburo.kz в 2015 году.

Контракт предусматривал пятилетний полный аутсорсинг и должен был завершиться в 2020 году, если его не пролонгировали. 

коллаж Orda.kz

В «Казахтелекоме» отказались раскрывать подробности сотрудничества с компаниями Instant Payments и Orion Pro.

«Согласно положению о коммерческой тайне условия коммерческих контрактов являются коммерческой тайной и в соответствии с Законом РК «О средствах массовой информации» общество вправе не разглашать подобную информацию», – ответили в пресс-службе "Казахтелекома" на официальный запрос Orda.kz.

Что за компания Orion Pro

На сайте компании «Orion Pro» значится, что она функционирует в Казахстане с 2007 года, но, по данным государственной базы, первичная регистрация произошла 13 ноября 2013 года.

Среди партнёров «Orion Pro» – ТОО "Инстант Пейментс", «Казахтелеком», «ҚТЖ», Qiwi и Казпочта. Компания размещает свою рекламу на терминалах и чеках.

Что связывает ТОО "Инстант Пейментс" и Orion Pro

Кроме того, что компании по факту являются партнёрами друг друга, а также предоставляют одну и ту же услугу одним и тем же предприятиям, они находятся в одном здании в Алматы.

На сайте Instant Payments указан адрес: Алматы, проспект Аль-Фараби, 176, киностудия "Казахфильм", офис на территории объекта «Автохозяйство», 3-й этаж. Но фото проезда показывает немного другое расположение.

картинка проезда

В Call-центре Instant Payments добавили, что они осуществляют свою деятельность в офисе № 8. Такой адрес значится и у Orion pro: проспект Аль-Фараби 176, офис № 7 и 8, но в Call-центре не смогли ответить, где у них находится офис.

«К сожалению, у нас такой информации не имеется. Не могу вам подсказать. Мы - отдел техподдержки», – ответили корреспонденту Orda.kz. 

Важно отметить, что нынешние руководители компаний работали вместе в АО «Национальные информационные технологии». 12 марта 2009 года Диаса Мадигожина назначили председателем правления «Национального процессингового центра», в тот же день его заместителем стал Руслан Стамбеков.

Лента новостей

все новости