«Кто выживет, тот выживет»: почему Алматы смертельно опасен для людей с инвалидностью
Фото: коллаж Orda.kz
При пожаре и землетрясениях очень важно быстро эвакуироваться. К сожалению, не каждый может сделать это самостоятельно. С какими проблемами, связанными с эвакуацией, сталкиваются люди с инвалидностью, выяснял корреспондент Orda.kz.
Люди с инвалидностью в четыре раза чаще погибают в результате стихийных бедствий. По данным Группы Всемирного банка, каждый шестой человек на земле имеет инвалидность. В Казахстане на 2024 год насчитывается более 730 тыс. человек с инвалидностью.
Во время недавних землетрясений в Алматы многие из них не могли выйти из своих квартир. Проблемы были у незрячих людей, людей с особыми потребностями, людей на колясках и тех, кто не может передвигаться без посторонней помощи.
Как они пережили землетрясения?
Даурен Башенов работает в ОО «Жан». У него инвалидность по зрению.
«Когда было первое землетрясение, я уже засыпал и резко проснулся. Сначала мне показалось, что я сам себя разбудил. Потом подумал, что это стандартное землетрясение, но когда толчки усилились, я понял, что в этот раз землетрясение сильнее, чем обычно. Мы с семьёй встали под колонну и простояли так несколько минут. Во второй раз я тоже не понял, что произошло. Я был в офисе», рассказывает он.




Офис находится на первом этаже, поэтому можно легко выбраться на улицу. Даурен услышал слова коллег о том, чтобы все собрали свои вещи, переобулись и покинули здание.
«Мы так и сделали, стоя в очереди у выхода. Нас тогда было человек 10».
Даурен понимал, что паниковать нельзя, поэтому сохранял максимальное спокойствие. Первое землетрясение напугало его больше, чем второе, потому что оно ощущалось сильнее. Несмотря на сейсмоустойчивость, дом, в котором он живёт, показался ему картонным. Он знал, как вести себя при чрезвычайных ситуациях из общих рекомендаций, поэтому особо не паниковал. Никаких дополнительных инструктажей в офисе не проводили.
«Было бы хорошо, чтобы работники ЧС, сейсмологи, те, кто разбирается в архитектуре, базово научили людей безопасно эвакуироваться. Объяснили, в каком здании живут люди, работают, учатся. Сигнальное оповещение хоть и было, но абсолютно не было слышно, что сообщали в громкоговоритель», отметил он.
Даурен признался, что ему было страшно за свою семью. Он бы не хотел получить травмы в критической ситуации и оказаться под завалами.
«У меня до этого никогда не было тревожного чемоданчика, а сейчас появился», добавил он.
Что запомнилось больше всего?
Юлии Зыряновой, которая работает вместе с Дауреном, повезло больше. Она живёт в частном доме, передвигается самостоятельно с тростью.
Она рассказала, что проснулась ночью во время землетрясения и увидела своих кошек. Паники не было абсолютно.
«Я живу в своём доме, поэтому смысла выбегать на улицу не было. А вот в офисе землетрясение ощущалось по-другому, так как ты начинаешь переживать за ребят, чтобы каждый смог вовремя выбраться из здания», говорит Юлия.
Юлию не пугают землетрясения, она боится схода селевых потоков.
«Мой частный дом находится около речки. Она настолько засорена и загажена, что страшно и неприятно, если эта вода окажется в доме». рассказывает она.
У Юлии нет тревожного чемоданчика, но она запасается консервами.
«Даже если дом завалит, я знаю, что голодная не останусь. Консервы заказала через интернет».
К проблемам эвакуации она относится философски.
«Кто выживет, тот выживет. Есть люди с ограниченными возможностями с такой невероятной силой воли, что невозможно предугадать, что с ними случится», считает Юлия Зырянова.
С какими проблемами столкнулись во время эвакуации?
Наша следующая собеседница столкнулась со множеством проблем во время эвакуации. У Акботы Сулеймен инвалидность по зрению. Она до сих пор с ужасом вспоминает последние землетрясения.
«Это было ужасно. У нас новый девятиэтажный дом. Квартиры выдавали для людей с инвалидностью, мамам-одиночкам, многодетным семьям под ипотеки», говорит Акбота Сулеймен.
Акбота живёт на втором этаже в ЖК «Жас Канат». Дом сильно шатался и гремел во время ночного землетрясения. Люди, которые живут на девятом этаже, думали, что дом упадёт.
«Мы вместе с моим ребёнком и мамой встали в коридоре, где находился шкаф. Никакая сирена на сработала. Я отдала документы маме и сказала убегать с моим сыном. У мамы больная нога, она еле спустилась по лестнице. Схватив все вещи, я выбежала за семьёй», вспомнила Акбота.
В тот день на улице было холодно, люди замёрзли, пока ждали новостей от МЧС. Они не знали, что делать. Пункты временного размещения открыли только через несколько часов. Многие люди передвигались на инвалидных колясках.
«Как людям на инвалидных колясках спуститься с девятого этажа? Чем эти этажи оснащены? Эти вопросы не давали мне покоя. У меня есть знакомые, они тоже люди с инвалидностью по зрению, но они абсолютно ничего не видят. Они спустились с девятого этажа на лифте. Когда я спросила, зачем они использовали лифт, они ответили, что по-другому было никак»,поделилась Акбота Сулеймен.
Подъезды домов жилого комплекса «Жас Канат», а также лестницы захламлены. На площадках стоят пылесосы, сушилки, у входных дверей хранятся ковры, детские коляски и велосипеды.






Когда люди жалуются КСК, там говорят, что ставить что-то в подъездах нельзя, но всё равно ничего не проверяют. Это доставляет огромные неудобства людям с инвалидностью.
Хранить личные вещи в подъездах нельзя. Подъезды — это часть общего имущества кондоминиума, а не личные кладовые.
«Право ограниченного пользования — например, складирование, — должно быть оформлено соответствующим договором на соответствующие помещения. Более того, захламление проходов и эвакуационных выходов противоречит правилам пожарной безопасности, что влечёт наложение штрафа со стороны уполномоченных органов на лиц, допустивших такое правонарушение. Если решение проблемы путём разговора не помогает, можно вызвать полицию или написать заявление участковому. В первый раз нарушители отделаются предупреждением, за повторную жалобу получат штраф», прокомментировал адвокат Таир Назханов.
Согласно ст. 410 КоАП «Нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности, за исключением требований, установленных техническими регламентами», хранение вещей в подъезде или на лестничных площадках влечёт предупреждение или штраф в размере 5 МРП — 18 460 тенге.
Есть ещё одна проблема для передвижения. Жители жалуются, что высота порогов входных наружных дверей превышает норму.
В требованиях по созданию доступной среды для людей с инвалидностью прописан пункт о высоте порогов входных наружных дверей. Высота не должна превышать 1,4 см внутри здания без порогов.
После случившихся землетрясений Акбота не может спать одна. Ей кажется, что дом может упасть на неё. Она уже несколько месяцев спит в одной комнате с мамой.
«Конечно, в душе я понимаю, что приношу государству убыток, так как я человек с инвалидностью. Обо мне надо заботиться, меня нужно спасать. А сейчас в стране и без того страшная ситуация — паводки. Вот и молчу, радуюсь тому, что у меня есть», подытожила Акбота.
Можно ли изменить ситуацию?
Все собеседники Орды отметили, что многие объекты, дома и жильцы требуют особого внимания, начиная с порогов и систем оповещения, заканчивая профилактикой. Было бы хорошо это всё организовать, учитывая потребности людей с инвалидностью.
Меруерт Кулахметова передвигается на инвалидной коляске. Она рассказывает, что испытала страх и ужас после землетрясения.
«Нет у нас никакой памятки, методички, условного алгоритма, по которому нужно действовать. Мы не знаем, как реагировать на такие ситуации с учётом наших особенностей. Не сталкивались с землетрясением такого масштаба, поэтому не были готовы», говорит Меруерт Кулахметова — председатель общества лиц с инвалидностью «Кедергiсiз KZ».
Мерует вместе с коллегами написала проект. В рамках этого проекта предлагается учесть важность и остроту проблемы людей с инвалидностью при чрезвычайных ситуациях во время эвакуации.
Исходя из этих потребностей, они сейчас разрабатывают рекомендации. Возможно, потребуется изменить законы.
«Вся информация, которая сейчас написана, не учитывает разные потребности людей с инвалидностью. К примеру, для меня нужны другие потребности, которые могут не подойти незрячим людям. Должен быть точечный подход в этой ситуации. Мы хотим собрать эту информацию для государства, чтобы оно потом ввело это в свои рекомендации, инструктажи, планы эвакуации», заявила Меруерт Кулахметова.
Пока же людям приходится рассчитывать на себя, на близких и неравнодушных соседей, которые во время эвакуации помогут выбраться из дома, если сами при этом сохранят свою жизнь.
Читайте также:
Лента новостей
- ЛГБТ-активистам срывают мероприятие, но в полиции оказываются именно они
- Платные уколы без врачей и документов: в Казахстане выявили более 400 нелегальных процедурных кабинетов
- Жители Жетысу возмущены качеством новой дороги
- Пострадавшую девочку из Алгабаса доставили в Шымкент санитарным вертолётом
- Почему по делу Bek Air признали виновными мёртвых пилотов? Интервью ORDA News
- «Один из самых тяжёлых моментов»: Зеленский обратился к украинцам из-за плана Трампа
- Почему регионы Казахстана годами ждут бюджет на инфраструктуру
- 28 пунктов Трампа: что предлагает США и на что не готова Украина
- «КазМунайГаз» продаст половину своих европейских активов, включая румынские НПЗ
- «Убил из-за ревности» — подробности гибели супругов в Актобе
- Тимати не помог: что с делом блогера, которую защитила министр Балаева
- Названы НПЗ и аэропорты, которые скоро приватизируют
- До 75% ввезены нелегально: что даёт IMEI-верификация смартфонов в Казахстане?
- Какой коллаген халал и допустим ли киберспорт, разъяснили в ДУМК
- Атырау кишит крысами: откуда они взялись и почему их так много
- Fitch Ratings подтвердило рейтинг Kcell на уровне BB+
- «Экономика перегрета»: МВФ потребовал от Казахстана урезать льготы и субсидии
- Индийский самолёт разбился в Дубае
- Дважды проданный ЖК и бывшая компания Кулибаева: новые загадки акординца Баялиева
- В Караганде закрывается бывший завод Нигматулина



