Как землетрясения меняли облик Алматы и других городов Центральной Азии

Сильные природные катастрофы всегда оказывали влияние на внешний облик городов. Orda.kz вспомнила самые разрушительные землетрясения в Центральной Азии.
Город Алматы в XIX веке назывался Верным и застраивался в основном каменными домами. В 1887 году в нём проживало 30 тысяч человек. 9 июня в 04:35 горожане почувствовали подземные толчки, которые длились не больше минуты.
Алматы и его катастрофа
Подобные явления были частыми, поэтому люди снова отправились спать. А через 20 минут из-под земли послышался гул, и началась очень сильная тряска. При этом центр города уже был застроен двух- и трёхэтажными домами.
«Сюда присоединились грохот и треск ломающихся и обрушивающихся зданий, дикое ржание и мычание сорвавшихся с привязи и бешено мчавшихся в разные стороны животных. Жители были уже все посреди улицы и, полуодетые, учащённо крестились, с ужасом ожидая своей гибели», — писала газета «Туркестанские ведомости» в 1887 году.
Город лишился церкви, гимназии, губернаторского дома, госпиталя, тюрьмы и военных складов, не говоря о сотнях частных домов. Больше всего погибло малышей — больше сотни детей оказались под завалами. Тогда инженеры и жители обратили внимание на то, что меньше других пострадали деревянные постройки, и стали возводить преимущественно дома из дерева.
Через пару дней по разрушенному городу, где людей хоронили в общих могилах, пошли слухи о грязекаменных потоках, которые идут с гор, и началась паника:
«Большинство бежало в нижнюю часть города, которая, если бы слух оказался верен, прежде всего была бы затоплена водою. Многие бросались через бушевавшую речку, подвергаясь опасности утонуть. Давка была ужасная; несколько человек были сбиты с ног и сильно помяты. Через час-два, не видя ужасавшей воды и грязи, беглецы стали возвращаться назад».
Это напоминает стремление многих горожан уехать из города в пригороды и образовавшиеся на выездах гигантские пробки, если вспомнить события минувшего понедельника.
Спасло дерево
В 1889 году, когда город отстроили, произошло ещё одно разрушительное землетрясение. Его назвали по месту эпицентра — Чиликским. Магнитуда тогда составила 7–8 баллов. В районе Чилика были разрушены 300 построек, а городе Верном, который отстраивали уже из дерева, — всего 400, также сотни домов пострадали в пригородах и Иссык-Кульской области.
Колебания описывались как волнообразные, их ощутили за тысячи километров от эпицентра — в Омске и Павлодаре. Людей, которые остались без крыши над головой или нуждались в лечении, разместили в арендованных юртах. В течение года горожане ощутили еще 150 афтершоков.
Кеминское землетрясение
4 января 1911 года (по новому стилю) в 4:26 стихия снова пришла в Верный (Алматы). Сила подземных толчков составила 9–10 баллов. Землетрясение назвали Кеминским по названию реки в Заилийском Алатау, где находится эпицентр. Землетрясение считается одним из самых крупных в XX веке. Его зафиксировали сейсмостанции в Индии, России, Азербайджане.




Были разрушены глинобитные постройки, которые в силу традиций предпочитали татары и уйгуры. Большинство домов всё-таки выстояли, но получили сильные повреждения.
«Встречали новый 1911 год в самой необычайной обстановке: в повреждённых домах с упавшими или рассыпавшимися печами, которые некому было чинить, так как печники не могли справиться в несколько дней с ремонтом целого города; с обвалившейся штукатуркой, разбитыми стёклами в окнах, заклеенных бумагой или заделанных фанерой... Жильцы особенно пострадавших домов или наиболее трусливые люди жили даже в юртах, наспех привезённых и расставленных во дворах. Даже главное начальство края — губернатор — переселился в юрты, так как губернаторский дом как самый большой в городе пострадал очень сильно, и жить в нём было невозможно», – пишет один из свидетелей.
Тогда всех поразил размер трещин в земле, особенно на окраинах города — туда вполне могли поместиться люди и деревья. После стихии пришлось восстанавливать не только здания, но и улицы. Многие жители уехали из города; правда, некоторые спустя несколько месяцев вернулись. В качестве сейсмографов использовали блюдца с водой. Сильно изменился и горный ландшафт в окрестностях города. Там были уничтожены более 600 юрт, сотни людей погибли — в городе было минус 20 градусов, и оставшиеся без крова люди умерли от воспаления лёгких.
Сильные землетрясения в Центральной Азии
6 октября 1948 года глубокой ночью землетрясение магнитудой 9–10 баллов практически полностью разрушило столицу Туркменистана Ашхабад. В городе тогда жили 120 тысяч человек, но стихия уничтожила и десятки населённых пунктов в области. По одним данным, жертвами землетрясения стали 30–40 тысяч человек, по другим — более 100 тысяч.

В начале 90-х 6 октября стало Днём памяти в Туркменистане. Вероятно, этот день был учреждён первым президентом страны Сапармуратом Ниязовым, носившим титул Туркменбаши, потому что во время ашхабадского землетрясения 1948 года погибли два его старших брата и мать, а будущий президент вырос в детском доме.
Во времена правления Туркменбаши в центре столицы даже появился памятник, на котором ребёнка (видимо, будущего президента страны) спасают высшие силы.
Ташкентское землетрясение
Многие представители старшего поколения прекрасно помнят землетрясение 26 апреля 1966 года в столице Узбекистана. Его эпицентр располагался в самом сердце старого города. В результате оно оказалось очень разрушительным. При этом характер толчков и особенности городской застройки — преимущественно одноэтажные дома — привели к относительно небольшому числу жертв: по разным данным, от восьми до 13 человек в городе-миллионнике.

Историк Борис Чухович считает, что в Москве природную катастрофу решили превратить в большую идеологическую кампанию. Мол, объединяющий эффект от Великой Отечественной войны уже угасал, и стране нужна была масштабная стройка. Незадолго до землетрясения был подготовлен новый генплан города, который в итоге осуществили жители всех советских республик. Так, в городе новые кварталы начали возводить бригады из всех концов СССР.

Природная катастрофа полностью изменила узбекскую столицу. Вместо узких улиц появились восьмиполосные проспекты и высотки, которые должны были олицетворять новый Ташкент, который быстро шагает к коммунизму и стал образцовым городом советской Средней Азии.
Сейчас мы любим города такими, какими мы их знаем, и надеемся, что стихия больше не будет вмешиваться в ход строительства. Надо помнить, что залог безопасности — это в первую очередь качество строительства.
Читайте также:
Лента новостей
- Жара и дожди: прогноз погоды на 12 июля
- «Верните нам землю!»: в Актобе люди требуют остановить строительство двухэтажного торгового дома возле их жилья
- Полицейский стрелял в подчинённых из рогатки? Инцидент в области Абай
- Китайская компания планирует построить современный порт в Актау
- Легковушка врезалась в грузовик на трассе Караганда — Астана, есть погибшие
- Казахстан снял пошлину на галлий, но закрыл вывоз меди и алюминия
- Пузырь на KASE? Миллиардер Булат Утемуратов за две недели «разбогател» на семь миллиардов долларов
- Вечные проблемы Алаколя: бизнес жалуется на свет, связь и дороги
- Триллион за год: казахстанцы спустили состояние на туризм
- С книгой о захвате власти поймали иностранца на границе с Кыргызстаном
- Акимат объяснил переезд воспитанников детдома «Баганашыл»
- Алматы превратился в Сеул: что за кино снимают в южной столице
- Известных спортсменов Казахстана отказались заселять на сборы из-за двухлетнего ребёнка
- Суд по делу о пытках фигурантов «Хоргосского дела № 1» засекретили
- Казахстан между ливнями и зноем: погода резко разделила регионы
- Гадалки, астрологи и экстрасенсы заработали почти три миллиарда тенге за год в Казахстане
- Приезжают на ногах — уезжают на носилках: скольких казахстанцев доставили санавиацией из-за рубежа
- В Павлодаре наказали ресторан, который не закрылся после массового отравления
- Главный налоговик Жамбылской области получил штраф за игнорирование суда
- Казахстанские банки могут обязать давать отсрочку «социально уязвимым» заёмщикам