Новые города Центральной Азии: что они дадут и почему их строят?

cover коллаж Orda.kz

Центральная Азия становится территорией больших строек. Почти каждая страна объявила о строительстве новых городов, а Туркменистан уже презентовал миру свежеиспечённый населённый пункт, названный в честь экс-президента. Orda.kz о больших стройках В Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане

29 июня 2023 года в Туркменистане презентовали миру новый город Аркадаг – это официальное звание второго президента страны (в переводе в туркменского – покровитель), отца нынешнего главы государства Сердара Бердымухамедова. Он расположен в 25 километрах от столицы Ашхабада, в столичном Ахалском велаяте (область) и рассчитан на 70 тысяч жителей. Презентация прошла с большой помпой, как сообщают жители Туркменистана, чтобы придать массовости на открытие принудительно согнали бюджетников со всей страны. 

Туркменистанский Аркадаг

Впервые в истории страны Аркадаг получил особый статус "города государственного значения". Особенностью пригорода Ашхабада также станет приставка "умный". Утверждается, что это единственный город в Центральной Азии, который напичкан современными системами управления: светофоры переключаются в зависимости от плотности трафика, все дома и квартиры в Аркадаге подключены к единому центру управления, на котором видно всё, вплоть до уровня потребления воды и электричества (будем надеяться, без прослушивающих устройств).

план города Аркадаг, turkmenistan.gov.tm
план города Аркадаг, turkmenistan.gov.tm

Город расположился на площади в 3 тысячи гектаров. Все дома в нём белокаменные. Так власти борются с жарой в стране, а столица уже попала в книгу рекордов Гиннеса как "город с самой высокой в мире концентрацией зданий, облицованных белым мрамором". В Аркадаге не обошлось без туркменской эксцентрики: на двух площадях установили позолоченную конную статую аркадага Гурбангулы Бердымухамедова, а также скульптуру его коня Акхана на одноименном проспекте города. 

Весь общественный транспорт в Аркадаге будет функционировать на электричестве, и такси тоже. При строительстве использовались энергосберегающие технологии, а также разместили солнечные панели для производства электричества. Эффективно ли они работают, пока сказать сложно, пробок в новом городе не наблюдается. Потратили на возведение улиц, домов и проведение коммуникаций 3,3 млрд долларов.

Внедрение электронных систем стало возможным благодаря тому, что город строился "с нуля", во всяком случае так утверждают туркменистанские официальные издания. При этом город строился отнюдь не на пустом месте. Ради строительства, как пишет портал "Хроники Туркменистана", были вырублены 300 гектаров садов и виноградников, которые многие десятилетия возделывали жители расположенного на месте Аркадага села Годжав. Их дома также были частично разобраны, а частично уничтожены бульдозерами. 

спутниковый снимок строящегося Аркадага на фоне уничтоженных сельхозугодий и села Годжав, фото hronikatm.com
Спутниковый снимок строящегося Аркадага на фоне уничтоженных сельхозугодий и села Годжав, фото hronikatm.com

При этом жителям обещали квартиры в новом городе, но получили ли они их  – неизвестно. Также издание "Азатлык" сообщает, что купить квартиру в Аркадаге могут только жители столицы и столичного велаята. Для туркменцев из других регионов город закрыт, или открывается за взятку в 50 тыс. долларов. Такая дискриминация.

Новый Ташкент

Не отстаёт от строительного бума и соседний Узбекистан. Президент Шавкат Мирзиёев 18 марта 2023 года тожественно заложил капсулу для строительства "Нового Ташкента". Это будет продолжение узбекской столицы, население которой приближается к отметке в 3 миллиона человек. По мнению президента, это избавит Ташкент от пробок, пыли, и нагрузки на инфраструктуру. "Новый Ташкент" будет примыкать к столице с юго-востока на площади 20 тысяч гектаров, что равно половине существующей площади столицы. Обещают много зелёных зон, скоростной транспорт. Мастер-план города разработала британская архитектурная компания. 

мастер план Нового Ташкента, рендер Benoy
мастер план Нового Ташкента, рендер Benoy

Сумма, которую планируют потратить на город будущего, пока не озвучивалась. На первом этапе построят многоквартирные дома для 60 тысяч жителей, 30 школ, 20 детских садов, многопрофильную больницу и поликлиники. В новой части столицы хотят разместить университет, здание Национальной библиотеки, музеи, театры, объекты торговли и бизнес-центры. 

рендер Нового Ташкента, Benoy
рендер Нового Ташкента, Benoy

Строительство предстоит колоссальное, в итоге в Новом Ташкенте должны поселиться миллион человек, а возможно и два. Таким образом, в 2050 году население узбекской столицы может превысить 5 миллионов жителей. В планах и создание большого зелёного пояса вокруг ташкентской кольцевой автодороги.

Асман на Иссык-Куле

Новый город Асман, без столичных функций, а с финансово-рекреационными зонами хотят строить на берегу популярного центральноазиатского курорта. 30 июля 2023 года президент Кыргызстана Садыр Жапаров заложил капсулу в часть начала большой стройки в районе села Чырпыкты. Это северное побережье озера, в 30 км от Балыкчи и 11 километрах от аэропорта Иссык-Куль.

О намерении основать новый город Жапаров начал говорить ещё в начале своего президентства в 2021 году. С тех пор у администрации проекта сменилось 3 руководителя, на одного из которых, бизнесмена Тимузы Фаузылова завели уголовное дело. Город должен быть построен (зачем-то) в форме национального музыкального инструмента комуза и вместить полмиллиона жителей. 

мастер-план города Асман, фото Cabar.asia
мастер-план города Асман, фото Cabar.asia

На стройку из бюджета тратить деньги не собираются. По данным властей, умный, экологичный город требует колоссальных для Кыргызстана вложений – 20 млрд долларов (примерно столько же за много лет выплатил в бюджет страны канадский инвестор, разрабатывающий золотоносное месторождение Кумтор – прим. ред.). Возводить его на начальном этапе будет корейская компания Promise Land, которая как раз специализируется на строительстве городов будущего, то есть с самой современной начинкой. Однако как отметили в кыргызской прессе, южнокорейских гостей на церемонии закладки капсулы не было, только из бишкекской стройкомпании, которые возводят модульные дома. 

проект города Асман, фото из презентации города
проект города Асман, фото из презентации города

Помимо прочего, много опасений из-за стройки у кыргызских экологов. Они боятся, что без тщательной экспертизы, большой город испортит экологию уникального озера. Урбанисты же сомневаются в экономическом благополучии города на озере, где курортный сезон длится максимум 4 месяца. Они предлагают создать несколько благоустроенных городков по всему побережью Иссык-Куля, а также выдвигают версии, что Асман в будущем может стать столицей Кыргызстана. 

Gate city – перспективный район или очередной человейник? 

Главный новый город независимого Казахстана, безусловно, Астана. Проект переноса, хоть и дался огромными расходами республиканского бюджета, зачастую в ущерб другим регионам, оказался довольно успешным. Сейчас население столицы больше 1 млн человек, город продолжает привлекать новых жителей и бурно расти, является точкой развития севера страны, как когда-то и задумывал автор – Нурсултан Назарбаев. 

А на юге Казахстана проходит реализация другого мега-проекта – G4 – строительство четырёх городов-спутников между Алматы и Конаевым вдоль Капчагайской трассы в пределах Большой Алматинской кольцевой автодороги. Старт строительства был намечен ещё на 2008 год. Предполагалось строительство 4 городов, в зависимости от удаленности от центра мегаполиса: Gate city – как ворота в Алматы, Golden city – медицинский и образовательный кластер, Growing city – центр промышленности и логистики и Green city – курортный город на берегу Капчагайского водохранилища и искусственными островами. 

проект Green city, фото сайт Caspian Group
проект Green city, фото сайт Caspian Group 

Проектом занимается группа компаний Caspian Group, совет директоров которой возглавляет участник списка Forbes Юрий Цхай, первым руководителем является Александр Ким. Согласно данным базы Kompra.kz, основная деятельность АО "Caspian Group" указана как "аренда (субаренда) и эксплуатация арендуемой недвижимости". 

Проект G4 переживал взлёты и падения, от громкого старта и привлечения иностранных инвесторов и выделения бюджетных средств на строительство инфраструктуры, до полной остановки и критики со стороны акима Алматы Ахметжана Есимова в 2013, а КазНИИСА (научно-исследовательский институт строительства и архитектуры) в 2014 выдал заключение о том, что строительство спровоцирует пробки и ухудшение качества воздуха. 

Гейт сити, фото Orda.kz
строящиеся кварталы Гейт-сити. фото Orda.kz

В этом году проект реанимировали, и даже придали ему статус СЭЗ на 30 тыс. гектаров земли, где будет действовать льготный режим для резидентов до 2048 года. Сейчас реализуется первая часть проекта G4 – Гейт-сити. Корреспондент Orda.kz посетил новый спутник Алматы. 

Гейт-сити как он есть

Первые кварталы города расположились на Капчагайской трассе, и многие алматинцы уже успели с дороги увидеть яркие дома. На сайте Caspian Group сообщается следующая информация о проекте.

"Главными целями проекта являются: осуществление, пожалуй, одного из самых амбициозных проектов за годы Независимости Республики Казахстан – строительство и всестороннее развитие в период с 2022 по 2050 годы суперсовременного города G4 City, ориентированного на инновации, экспорт и туризм; создание сотен тысяч рабочих мест; формирование нового поколения здоровых, активных, образованных граждан Казахстана; существенное повышение качества жизни; улучшение демографической ситуации; создание условий для развития человеческого капитала, а также прорывного развития страны".

На сайте также говорится, что население четырёх спутников будет 2,2 млн человек с созданием 1,1 млн рабочих мест. То есть рабочее место будет у каждого второго жителя, включая пенсионеров и детей. Сейчас полностью готов только один квартал, куда уже заселились жители. Город относится к Илийскому району Алматиинской области (с перспективой присоединения к Алматы), и все необходимые госучреждения находятся в посёлке ГРЭС. 

Ранее города-спутники планировали связать с Алматы монорельсом, который должен был иметь пересадку с метрополитеном. Однако метро на север Алматы в близкой перспективе прокладывать не собираются, речь идёт только о строительстве двух станций на запад, в сторону Каскелена, соответственно, монорельсу также соединяться не с чем.

В 2021 году аким Алматинской области Амандык Баталов, отвечая на вопросы журналистов заявлял, что ничего не слышал о стройке монорельса. А ведь для того, чтобы попасть в Гейт-сити, он бы очень пригодился. Пока ходят 3 областных автобуса, которые останавливаются на трассе.

строящиеся кварталы в Гейт сити, фото Orda.kz
строящиеся кварталы в Гейт-сити, фото Orda.kz

На общественном транспорте без пробок из центра Алматы сюда можно добраться за 45-50 минут, или за полчаса на такси, но это без пробок. Что происходит вечером, в час пик, предсказать сложно. Это может быть больше часа.  

В отделе продаж застройщика компании Nest Stroy говорят, что в Гейт-сити возведут целых 70 домов. При этом никаких бизнес-центров не предусмотрено: будет только торговый центр и магазины. Пока же в районе нет ни одного продуктового магазина, ни аптеки. Ближайший супермаркет в 5 минутах на машине. Нет также школы, детсада и поликлиники. Первые социальные объекты обещают сдать к следующему учебному году, а пока дети ездят на учёбу в ближайшую школу в посёлке Ынтымак. 

Мы пообщались с жителями нового района, которые гуляли на благоустроенной детской площадке. Они рассказали, что все, кто живёт здесь, ездят на работу в город  и имеют личный автомобиль. Иначе пока в Гейт-сити не прожить. По сути, район является обычным спальником, из которого ежедневно все уезжают в Алматы, и в будущем возможны заторы.

Если ещё 3 населённых пункта будут также заставлены многоэтажками, то примыкающие к городу спутники встанут в пробках, и прогнозы КазНИИСА 9-летней давности о заторах сбудутся. 

Новые города зачастую строятся, чтобы решать текущие задачи: например, увеличить население в определённой местности, или развить курорт, производство. Они могут решать поставленные задачи, а могут создать новые проблемы. Строительство городов с нуля – также важный инструмент привлечения инвестиций, в том числе из-за рубежа. 

Людей грандиозные планы как правило вдохновляют, у них появляется ощущение перспективы, надежды на будущее. Но архитекторам, планировщикам, застройщикам необходимо к этим проектам подходить очень взвешено: учитывать опыт старых городов, чтобы в будущем не пришлось хвататься за голову, поскольку градостроительные ошибки очень сложно быстро исправить.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости