Кто платит за памятники иностранцам в Казахстане и нашим за рубежом?

cover Коллаж: Orda.kz

12 марта Касым-Жомарт Токаев и Ильхам Алиев открывали в азербайджанском городе Физули центр детского творчества, построенный казахстанскими меценатами. Центр носит имя Курмангазы, и перед его фасадом установили памятник великому кюйши. Он стал далеко не первой статуей казахстанскому деятелю, установленной за рубежом. А в Казахстане увековечивают память иностранцев. Но кто за всё это платит? 

Orda.kz задалась этими вопросом и выяснила, кто платил за статую Кемаля Ататюрка в Алматы, бюст Абая в Рио-де-Жанейро и другие изваяния. 

Добрые люди

Обмен памятниками между государствами — это практика вполне обычная. Казахстан тут совсем не исключение, и список казахстанцев, которым поставили памятники за рубежом, весьма длинный. Поэтому мы обратили внимание на те из них, что установили в других странах в 2023–2024 годах. Это тот самый бюст Курмангазы Сагырбайулы в Физули, бюст Абая в Рио-де-Жайнеро и памятник Таттимбету в Анкаре. 

Открытие этих скульптур очень скупо освещалось в Казахстане. Например, об открытии бюста Абая в Бразилии в августе 2023 года была буквально пара сообщений на весь Казнет. О нём не рассказывал даже МИД на своих ресурсах. Об открытии памятника Татимбету в Турции журналисты Orda.kz вообще узнали, можно сказать, случайно.

Памятник Абаю в Рио-де-Жанейро. Фото: посольство РК в Бразилии

Такая скрытность наводит на мысль о том, что кто-то то пытается уйти от хейта по поводу траты государственных денег. Но, согласно ответу Министерства иностранных дел, бюджетные деньги на это как раз не тратились. 

«Памятник Таттимбету Казангапулы, установленный в городе Анкаре в сентябре 2023 года, принадлежит известному скульптору Мурату Мансурову. Памятник был изготовлен при поддержке спонсоров и передан в качестве подарка муниципалитету Этимесгут в Анкаре от акимата Карагандинской области. Бюст Абая Кунанбаева, установленный в городе Рио-де-Жанейро в августе 2023 года, был также изготовлен на спонсорские средства», — говорится в сообщении МИДа.

Что это были за спонсоры и какие средства они направили на памятники, в министерстве не ответили. Зато точно известно, на чьи средства установлен памятник Курмангазы Сагырбайулы в Физули — это компания BI Group, которая и строила центр детского творчества, открытый Токаевым и Алиевым.

Памятник Курмангазы в Физули. Фото: Акорда

То, что памятник кюйши тоже установлен на их деньги, журналисту Orda.kz подтвердили в самой компании. 

Президент на 100 миллионов 

А вот на установку памятников иностранным деятелям в Казахстане бюджетные деньги всё-таки тратятся. Правда, не всегда. Orda.kz выяснила, что это касается как минимум двух случаев, и в обоих речь идёт о памятниках турецким деятелям.

Первый — памятник премьер-министру Турции Аднану Мендересу, открытый в марте 2023 года в Туркестане. Согласно ответу акимата Туркестана Orda.kz, его создание действительно было за счёт областного бюджета. 

«С ТОО "Туркестан Жарык Тазалык" 9 декабря 2022 года был заключён договор № 255 и установлен памятник перед Международным казахско-турецким университетом имени К. А. Яссави города Туркестана. Сумма договора — 68 906 129,6 тенге», — говорится в ответе.
Открытие памятника Аднану Мендересу. Фото: акимат Туркестанской области

Акимат не уточняет, что договор почти на 70 миллионов тенге заключали без конкурса. Впрочем, как и большинство договоров между отделом инфраструктуры и коммуникации акимата Туркестана и ТОО «Түркістан жарық-тазалық», если судить по сайту госуслуг. 

Второй случай установки памятника за счёт бюджетных средств — это скульптура первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка в Алматы, которую открыли в январе 2024 года. Его стоимость, согласно сайту госзакупок, составила 114 060 800 тенге.

Фото Orda.kz

Занималось установкой памятника ТОО «Буркитбаев Айдос»: как несложно догадаться, носящее имя его основателя — скульптура Айдоса Буркитбаева. Согласно сайту госзакупок, эта же компания занималась в Алматы созданием памятника жертвам Ашаршылыка в 2017-м. А непосредственно Айдос Буркитбаев значится автором памятника Ахмету Байтурсынову, который осенью 2022 года лично открывал президент. 

Договор на создание памятника Ататюрку, как и Мендересу, тоже заключался напрямую. Хотя здесь, конечно, вопросов меньше — к услугам ТОО «Буркитбаев Айдос» акимат Алматы прибегал не так часто, как акимат Туркестана к услугам «Түркістан жарық-тазалық». 

За счёт гостей

Но всё-таки не все памятники иностранным деятелям, установленные в прошлом году в Казахстане, ставили за госсчёт. В том же Алматы на скандальный памятник Александру Невскому акимат не потратил не копейки. Он финансировался за счёт православных меценатов и Российского военно-исторического общества, его руководитель Владимир Мединский лично приезжал на открытие. Аким Алматы Ерболат Досаев там был только в качестве гостя и получателя ордена «Бейбітшілік пен Келісім». Впрочем, и сам памятник формально стоит не на городских землях, а на относящихся в митрополичьему округу. 

Открытие памятника Александру Невскому в Алматы. Фото: Orda.kz

А акимат Астаны, согласно его ответу на запрос Orda.kz, вообще не тратился на памятники иностранным деятелям, хотя их за прошлый год там появилось три. В августе, во время дней Таджикистана в Казахстане, открыли памятник учёному и философу Ибн Сине, в октябре — турецкому поэту Юнусу Эмре, плюс памятник герою кыргызского эпоса Манасу уже установлен, но пока ждёт официального открытия. 

«Установка памятника Абу Али ибн Сине была за счёт Республики Таджикистан. Установка памятника Юнусу Эмре — за счёт Турецкой Республики. Установка памятника Манасу — за счёт Республики Кыргызстан. Планируется его торжественное открытие», — ответили нам в управлении культуры Астаны.

Так что на памятники иностранцам в столице Казахстана, как минимум в прошлом году, не потратили ни тиына — только сомы, сомони и лиры.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости