Кто и зачем собрался на Лесбийский курултай в Казахстане и почему его пытаются сорвать

cover Фото: создано при помощи ИИ DALL-E

Мероприятие от организации «Феминита» планировалось с 7 по 10 октября. Девушки проводят конференцию «Экология и её влияние на ЛБКТ-сообщество: как мы переживаем кризисы и представляем своё будущее». Конечно, мероприятие под названием Лесбийский курултай не осталось незамеченным, 7 октября для феминисток было настоящей проблемой найти себе площадку для выступления. Вчера, 8 октября, журналист Orda.kz лично присутствовала на конференции, а уже сегодня организаторы сообщили, что мероприятие пытаются сорвать.

С самого начала правозащитница и открытая лесбиянка Жанар Секербаева попросила нас не распространяться о том, где проходит конференция. Оно и понятно, днём ранее у девушек отключали свет, и, по их заверению, у окон зала дежурил сотрудник КНБ.

Скриншот инстаграм Жанар Секербаевой
Скриншот инстаграма Жанар Секербаевой

Фотографировать тоже попросили с разрешения девушек. В итоге присутствие журналиста согласовали, и мы отправились на место.

В помещении, по-простому устроенном, с пластико-металлическими стульями почти не было свободных мест. Девушек было что-то около 50. Небольшой проектор отражал на выбеленной стене презентацию.

Девушки были самых разных возрастов. Вопреки стереотипным суждениям, никаких провокационных образов не было. 

Меня встретили с некоторой насторожённостью, но увидев, что я тихо села и без разрешения не фотографирую, перестали обращать внимание.

Темой, которую удалось застать, была «Дискуссия, посвящённая COVID». 

Девушки обсуждали, как на их жизнь повлияла пандемия. Рассказывали о том, как каждой в отдельности было тяжело в период затворничества и каким образом феминистки умудрялись справляться.

После вежливой и чувствительной беседы участниц со спикером последовали бурные аплодисменты и обед. «Феминита» кормит своих участниц.

Девушки пошли есть. Зал опустел, и среди сидячих мест кое-где остались только корпе. Журналистка осталась ждать, когда вернутся феминистки.

Фото: опустевший зал, который можно было фотографировать / Orda.kz
Фото: опустевший зал, который можно было фотографировать / Orda.kz

Пока журналистка бродила по пространству в ожидании продолжения лесбийского курултая, была замечена странность. Девушки, на которых мы наткнулись, общались друг с другом на английском. Позже выяснилось, что на встрече были две англоговорящие правозащитницы из иностранного фонда по оказанию помощи людям, столкнувшимся с пытками (с собственной переводчицей).

Когда феминистки вернулись, выступала следующая спикерка Аля (Жанар просила, чтобы о девушках мы писали только с феминитивами). Среди определений, которые перечислила спикерка, были: психотерапевтка, преподавательница, секс-терапевтка и человек с РАС (расстройством аутистического спектра). Она разрешила нам её представить.

Повествование началось с технических неполадок, но вопреки непоявлявшейся презентации и с поддержкой зала, начали с вопроса «экологичная работа психологини».

Спикерка начала объяснять, как это связано с экологической повесткой, но как-то упустила момент и перешла к опросу девушек: был ли у них неудачный опыт с психологиней или психотерапевткой? Многие в зале ответили, что был.

Практикующая психологиня Аля рассказала, как правильно получить помощь в терапии.

Фото: слайд презентации с камнями олицетворяющими спокойствие / Orda.kz
Фото: слайд презентации с камнями, олицетворяющими спокойствие / Orda.kz
«После сессии с психологиней вам должно быть окей, как на картинке, никакой тревожности, а как эти спокойные камни»,  объясняла психологиня.

Последовал вопрос из зала:

«Но ведь на картинке камни, если что-то изменить, могут упасть и рассыпаться».

Психологиня ответила, что не в этом суть, в визуальной иллюстрации она не специалист.

В целом девушка акцентировала внимание на знаменитой цитате:

«Если вам кажется, то вам не кажется, я очень часто использую эту фразу в своей работе».

Когда начали поднимать более глубокие вопросы, о том, как распознавать свои чувства, девушка призвала доверять себе. Психологиню спросили, всегда ли за тревожностью скрывается страх. Она упомянула, что сама очень тревожная, и подчеркнула:

«Тревожность может быть тревожностью».

Были сказаны и другие вещи, о том, как выстраивать свои границы с терапевткой, подчёркивали важность наличия образования у психологинь. Делали акцент на том, что все мы люди, и всем нам в разных моментах может быть «ок или не ок».

Но обязательно всегда себя спрашивать: «Как мне в этом?»

Атмосфера была очень тёплой, участницы поддерживали спикерку, аплодировали и задавали вопросы.

К сожалению, следующую спикерку послушать нам не удалось. Мы вышли на беседу с феминистками Жанар Секербаевой и Гульзадой Сержан, чтобы провести небольшое интервью.

Мы попросили организаторок, открытых лесбиянок и феминисток Жанар Секербаеву и Гульзаду Сержан рассказать о том, что за девушки пришли на эту конференцию.

«Эти девушки, многие из них, — участницы наших мероприятий, которые не обязательно принадлежат к сообществу ЛБКТ-женщин. ЛБКТ — это лесбиянки, бисексуалки, квир-трансженщины. Многие из этих девушек присоединяются к нам, потому что мы поддерживаем принципы инклюзивного интерсекционального феминизма, экологического активизма, квир-веганства. Вот кто эти девушки. Те, которые следуют за нами из-за тех принципов, которые мы провозглашаем»,  объяснила Жанар Секербаева.

Организатор объяснила, что им очень важно показывать пример. Своими действиями они отвоёвывают пространство, где могут свободно говорить. 

«Многие из них уже осознанно понимают: я готова, чтобы меня видели, потому что мне нечего бояться — я живу по закону. Мы не нарушаем законов и действуем в их рамках. Это давление создаётся, словно хотят представить нас как террористическую организацию»,  отметила Жанар Секербаева.

В первый день Лейсбийского курултая, 7 октября, «Феминита» праздновала своё 10-летие и опять боролась, чтобы арендовать помещение для конференции.

«Прессуют нас регулярно, но мы думаем, что эти люди, которые давят на нас, делают это от страха. Не мы не должны бояться, они боятся, потому что мы с того момента, когда 10 лет назад прокричали "шал, кет!", мы этому патриархату, по-моему, табуретку из-под ног выбили, и они трясутся теперь. Нужно акимат спросить: почему вы так трясётесь от страха? Я думаю, что они просто не хотят терять свои патриархальные привилегии. Мы, расширяя возможности женщин, особенно ЛБКТ-женщин, им кажется, что мы отнимаем ресурсы, но на самом деле мы просто хотим, чтобы у нас была достойная жизнь, права, и мы этого добьёмся, придётся с этим смириться», говорит Гульзада Сержан. 

По словам обеих женщин, сильные нападки, как, например, петиция о запрете пропаганды ЛГБТ, тоже были отбиты феминистками. Девушки уверены, что отстоять этот вопрос удалось благодаря консолидации сообщества.

«Мы выиграли эту борьбу. Мы, "Феминита" и другие инициативы ЛГБТ подключались, многие люди подключались. Здесь сегодня сидят в зале минимум два человека, которые выступали на публичных финальных слушаниях в Астане. То есть мы очень благодарны, что ЛГБТ-сообщество в Казахстане отстаивает свои права, и на самом деле мы одержали победу. Теперь есть целый год у всего нашего сообщества и у Министерства информации и культуры, чтобы понять, существует ли пропаганда вообще. То есть они хотят провести исследования, но целый год у всех нас есть для того, чтобы мы ещё более эффективно смогли проводить свою адвокацию», рассказала подробности Жанар Секербаева. 

Во время обсуждения петиции  феминистки попытались объяснить людям, что все инициативы о запрете на самом деле — российское влияние.

«В конечном счёте таргетируется ограничение прав человека и превратить демократию в автократию. Вот важно, а не то, что вы ненавидите меня и Жанар. Меня и Жанар можете ненавидеть сколько влезет, но в конечном счёте потеряете демократию и права человека. Зачем это вам надо? Вот так мы объясняли на пальцах. Мы превысили количество тех людей, которые были нашими оппонентами. Представляете, 20 человек, которые были против 60–70 человек. Выглядело смешно. То есть мы показали, что на нашей стороне и права человека, и здравый смысл, и наука, и деколонизация, и стремление к какому-то светлому будущему, к прогрессу»,  объяснила Гульзада Сержан.

Сообщество ЛБКТ-женщин всё-таки уверено, что подобный закон не будет принят.

Фото: участницы лесбийского курултая, которые были не против фото / Orda.kz
Фото: участницы Лесбийского курултая, которые были не против сфотографироваться / Orda.kz
«Уверены, что такой закон принят не будет, потому что у нас очень активное активистское сообщество. Не только в Алматы, но и в регионах. Те люди, которые приезжали на публичные слушания, собранные не только мной, но и другими нашими коллегами, они показали это на собственном примере»,  заверила Жанар Секербаева.

Мы задали вопрос организаторам, почему Лесбийский курултай был посвящён именно теме экологии? Оказалось, что сообщество также обеспокоено тем, что в скором времени будет строиться АЭС.

«Мы экологическую повестку поднимали, и с давних пор. Однако в основном в нашем фокусе адвокация, защита прав, исследование, мониторинг прав человека, мобилизация. Мы понимаем, что сейчас уже нельзя не говорить об экологических катастрофах, которые в Казахстане происходят, в том числе в связи с АЭС»,  объяснила Жанар Секербаева.

По мнению обеих активисток, никакие атомные электростанции Казахстану не нужны.

«У нас не забыты травмы Семипалатинского полигона, Байконура. А мы хотим себе электростанцию в середину страны, на Балхаш, который и так имеет свои проблемы. Мы хотим уничтожить наш третий водоём. Арал уничтожен, Каспий мелеет, теперь Балхаш уничтожаем. Сколько можно? Мы живём на нашей земле, мы как феминистки уже не можем не говорить об этом. Мы землю защищаем так же, как нас. Земля для нас — это женщина, понимаете? Небо — это женщина, животное — это женщина. И мы хотим, чтобы это оставили в покое. Потому что мы этим воздухом дышим, эту воду пьём», — сетует Жанар Секербаева.

Кроме АЭС, открытые лесбиянки считают настоящей катастрофой сегодняшние пожары. Некоторая регулярность экологических проблем в Казахстане, по мнению девушек, уже не может оставаться без внимания.

«У нас паводки каждый год. Поэтому у нас при пожарах гибнут не только леса, но и дикие, и домашние животные. Посмотрите, оказывается, скоту некуда бежать. Все задохнулись, умерли. Это разве не катастрофа? Мы не можем даже помочь фермерам, спасти их имущество. Это не проблема, которую акиматы должны, объединившись, решать? Вместо того чтобы ловить феминисток»,  возмущается Жанар Секербаева.

Организаторы предупреждают, что их конференция мало чем отличается от университетских лекций, такой же способ подачи материала. Темы, где есть личный опыт.

Фото: участницы лесбийского курултая, которые не против фото / Orda.kz
Фото: участницы Лесбийского курултая, которые не против сфотографироваться / Orda.kz
«Сегодня здесь очень хорошие специалистки, которые вам расскажут, например, про экосбор, про утильсбор, в чём его проблема. Рассказывают про велопутешествия, и как это делают женщины. Рассказывают по поводу профилактики ВИЧ. Потому что для них это очень важно. Меня радует, что мы смогли собрать со всего Казахстана вот таких активисток, которым эти вещи небезразличны», объясняет Гульзада Сержан.

Женщины утверждают, что точной статистики, сколько в стране лесбиянок или представителей женщин-меньшинств у них нет, но эта цифра больше той, которую мы можем представить.

«Сексуальность подвижна. Кто-то в пожилом возрасте, кто-то в середине себя осознаёт. Поэтому у нас нет точной цифры. Это может очень меняться от других факторов. Поэтому сказать, сколько именно, мы не можем, но у нас с Гульзадой проходили исследования практически по всему Казахстану. В регионах мы были. В 20 с чем-то городах. Везде, куда мы приезжали, были и лесбиянки, и бисексуалки, и квир-, и трансженщины. Во всех регионах Казахстана существуют ЛБКТ-женщины. И мы рады этому, мы рады нашим сёстрам. И они озвучивали разные проблемы. Они иногда очень похожи, иногда очень различаются в зависимости от регионов», рассказала Жанар Секербаева.

Мы спросили у феминисток, почему они выбрали именно такое название: Лесбийский курултай?

«Вот, например, Курултай. Его собирают за счёт республиканского бюджета, выделяют кучу денег, и уже прошло несколько таких курултаев, включая национальный. Эти курултаи, как они утверждают, являются ответом на рекомендацию, которую Казахстан получил от ООН. В этом году будет Универсальный периодический обзор Казахстана, и Казахстан должен отчитаться перед Чили, которое когда-то рекомендовало создать благоприятные условия для ЛГБТ-активистов. И как ответ на это Казахстан заявляет, что частично выполнил рекомендацию, создав Алтын Курултай. Оказывается, наш Алтын Курултай — это их ответ на этот вопрос. Но где там были озвучены наши проблемы? Где упоминали, что нас избивали в Шымкенте и кричали "Аллах акбар" неизвестные мужчины, вместо того чтобы ходить на тренинги по ВИЧ? У вас в регионе ВИЧ распространяется, а вы ходите и на лесбиянок кричите — это решит ваши проблемы? Этот курултай стал ответом на рекомендацию, но мы, проводя свою конференцию, показываем, что это наше, местное, и никакой провокации в этом нет. Это про нашу жизнь, про нашу радость, и так мы показываем свою заботу о развитии общества», — объяснили девушки.

P. S.: Когда готовился этот материал, стало известно, что на третий день Лесбийского курултая на него пришли так называемые защитники традиционных ценностей во главе с Багилой Балтабаевой. 

«Сегодня наш третий день под срывом, пришла Багила Балтабаева со своими коллегами-женщинами, которые кричат. Мы ушли в другое частное помещение, и сейчас эти женщины срывают наши мероприятие!»  рассказала Жанар Секербаева.

Сейчас она в полицейском участке. Orda.kz следит за развитием событий.

В марте редакция разбиралась, чего ждать от правительства Казахстана в отношении феминизма.

Читайте также:

Лента новостей

все новости