Конфликт интересов и фото с подушкой: по делу о пытках во время Кантара назначили главное разбирательство
Председатель Карасайского районного суда Динмухамед Адайбаев назначил главное судебное разбирательство по делу о пытках в посёлке Кошмамбет. Ходатайства представителей потерпевших — кыргызского музыканта Викрама Рузахунова и 23 граждан Узбекистана — о передаче дела в другой суд области судья отклонил. С каких конфликтов интересов начинается громкий процесс — в репортаже Orda.kz.
На скамье подсудимых шесть человек: пять бывших сотрудников Карасайского управления полиции (Серик Турпанбаев — бывший заместитель начальника управления, Нурсултан Хамитов, Бауржан Сопаков, Арлан Шойбеков, Олжас Айдарханов) и экс-заместитель начальника ДП Алматы Берик Абильбеков. Бывшие карасайские полицейские находятся под подпиской о невыезде. Абильбеков, арестованный в мае 2024 года, внёс залог и был освобождён из-под стражи.
На прошлом предварительном заседании выступающая в интересах Рузахунова адвокат Елена Жигалёнок выдвинула два ходатайства — о возвращении дела прокурору и передаче его в другой суд области. Её поддержала директор общественного фонда «Международная правовая инициатива» Алма Шорманбаева, которая представляет в суде 23 гражданина Узбекистана. Сторона потерпевших заявила о том, что накануне окончания досудебного расследования обвиняемым смягчили квалификацию правонарушения. Адвокаты также выразили опасение, что если дело карасайских полицейских будет рассматриваться в Карасайском районном суде, будут нарушены принципы объективного правосудия, ведь можно предположить, что бывшие сотрудники правоохранительных органов хорошо знакомы и общались по работе как с прокурорами, так и с работниками суда.
«Поэтому мы считаем, что это может стать поводом для участвующих в процессе СМИ засомневаться в безупречности суда и объективности судебного разбирательства. В целях всестороннего и полного объективного судебного следствия просим передать это дело для рассмотрения в другой суд того же уровня», заявила Жанзакова.
Мади Кошикбаеву аргументы стороны потерпевших показались неуместными. Он обратился к Алие Жанзаковой с вопросом:
«Вы сказали, что я недавно работал судьёй. Скажите, пожалуйста, сколько дней, месяцев, лет должно пройти, чтобы я мог участвовать в процессе в качестве адвоката в Карасайском районном суде?»
При этом он не дал защитнице Рузахунова возможности полноценно ответить на свой вопрос.
«Мы предполагаем, что будет иметь место конфликт интересов», начала говорить она, когда Кошикбаев «по-судейски» непреклонно парировал.
«Всё. Хорошо. Я считаю, что это ходатайство абсурдно»,отрезал он.
Интересных деталей к делу добавила и Айна Шорманбаева. После того как она увидела, что следствие смягчило квалификацию обвинения и впоследствии изменило меру пресечения изначально задержанных Турпанбаева, Сопакова, Хамитова, Шойбекова на подписку о невыезде, правозащитница написала жалобу в прокурату Алматинской области. Жалобу отклонил не кто иной, как исполняющий на тот момент обязанности прокурора области Дамир Катаев. В то же время адвокатом Шойбекова тогда значилась сестра прокурора — Надия Катаева.
«Мы обнаружили этот конфликт интересов и направили жалобу в Генеральную прокуратуру. Согласно уголовно-процессуальному законодательству и закону "О госслужбе", должностное лицо в этом случае должно самоустраниться. А Катаев подписал отказ. На наш взгляд, дело не может быть рассмотрено, пока существует этот конфликт интересов», высказала своё мнение Шорманбаева.
Она тоже обратилась к судье с просьбой о переводе дела в другую судебную инстанцию того же уровня.
«Считаем, что любой суд Карасайского района будет заинтересован. Это будет нарушать принцип беспристрастности — фундаментальный принцип правосудия», подчеркнула правозащитница.
Защитник экс-заместителя начальника Карасайского районной полиции Серика Турпанбаева — адвокат Ерлан Мендешев — выдвинул сразу несколько ходатайств. Он попросил суд признать недопустимыми доказательствами заявления граждан Узбекистана, так как перевод документов не утверждён нотариально.
«В ходе расследования по обращению директора общественного фонда "Международная правовая инициатива" Шорманбаевой признаны потерпевшими граждане Республики Узбекистан. При этом Шорманбаева представила заявления потерпевших на узбекском языке. Она перевела заявления на русский язык, хотя органами следствия она переводчиком не назначалась. В материалах дела нет документа, подтверждающего, что она знает узбекский язык», отметил Мендешев.
Он утверждает, что одного из потерпевших допросили правоохранительные органы Узбекистана, и тот отказался от претензий к казахстанским полицейским. Адвокат перечислил ещё 12 человек, в отношении которых якобы не было пыток, и они также не имеют претензий к обвиняемым. Ещё один довод, который должен учесть суд, как считает Мендешев — это то, что узбекских потерпевших не допрашивали в Казахстане. Интересно, как адвокат себе это представляет, ведь потерпевшие, по словам Шорманбаевой, после пыток были незаконно выдворены из страны с запретом на въезд на пять лет.
Мендешев призвал суд исключить из числа потерпевших почти 30 человек. Кроме того, он ходатайствовал о признании неправомерными опознания полицейских Викрамом Рузахуновым, потому что они якобы были проведены с процессуальными нарушениями.
«Прошу признать недопустимыми доказательствами протоколы опознания сотрудников полиции по фотокарточкам, проведённых с участием Рузахунова, Якупова и других», сказал Мендешев.
Во время заседания много выпадов было направлено в сторону представителей СМИ. Тот же Мендешев возмутился публикацией журналиста сайта «Республика», в которой якобы сказано, что адвокаты обвиняемых просили вернуть дело прокурору для утяжеления статей своим подзащитным.
«Тем самым журналист показал якобы некомпетентность защитников подсудимых», выразил недовольство он.
Слова коллеги одобрила Фарида Ильясова — защитница Абильбекова. Она ещё на прошлом заседании дала понять, что представители массмедиа её раздражают. В этот раз она эмоционально обратилась к судье, чтобы он принял меры в отношении журналистов, которые, по её словам, не уважают решения суда. А всё дело в том, что то же самое издание в публикации использовало прежние фотографии подзащитного Ильясовой.
«В нарушение установленного судом ограничения выложен коллаж моего подзащитного. Столь неуважительное отношение к суду и игнорирование требований законодательства. СМИ это позволяют. Более того, недостоверно выкладывают информацию, которую мы выносим как участники процесса. Я прошу сделать замечание и отреагировать!» заявила Ильясова.
Речь идёт о старых фотографиях её подзащитного, который в 2020 году решил поучаствовать в pillow-челлендже (челлендж с подушкой). Тогда в соцсетях набрала популярность фотография заместителя начальника ДП Алматы Берика Абильбекова, на которой он стоит на кровати, прикрывшись лишь подушкой. Городской департамент полиции заявил тогда о проведении служебного расследования, по итогам которого выявили, что фото якобы попало в интернет в результате взлома телефона супруги высокопоставленного стража порядка.
Так вот, по мнению адвоката Ильясовой, СМИ не имеют права публиковать изображения её подзащитного. Не будучи юристами, мы всё-таки возьмём на себя смелость и разъясним адвокату: судья по просьбе обвиняемых запретил производить в зале суда видео- и фотосъёмку подсудимых и их защитников. Но лишить права использовать в публикациях фотографии, которые находятся в открытом доступе, в данном случае не может даже судья, иначе это будет расценено как нарушение закона о СМИ и конституционных норм. Поэтому мы размещаем ниже знаменитую фотографию Берика Абильбекова и не исключаем, что в будущем, возможно, сделаем не один коллаж с изображением её подзащитного.
Но судья Адайбаев, тем не менее, после тирады Ильясовой обратился к журналистам. Он призвал СМИ не нарушать правила поведения в суде и предписания председательствующего. При этом судья отметил, что свободу слова ограничивать никто не собирается.
После того как все ходатайства были заявлены, по каждому из них судья выслушал мнения участников и удалился в совещательную комнату для принятия решения. Через 20 минут он вернулся с готовым актом.
«Адвокат Жигалёнок просила о возврате дела прокурору в связи с необходимостью предъявления подсудимым более тяжкого обвинения. Она также заявила ходатайство о передаче в другой суд Алматинской области. Представитель потерпевших Шорманбаева и Байжанова ходатайствовали о направлении дела прокурору для устранения конфликта интересов между и. о. прокурора Алматинской области Катаевым и адвокатом Катаевой. Ильясова ходатайствовала о возврате дела прокурору в связи с нарушением языка судопроизводства, а также просила прекратить уголовное дело в отношении своего подзащитного. Защитник Мендешев ходатайствовал признать недопустимыми протоколы опознаний и документы, предоставленные Шорманбаевой и просил исключить некоторых лиц из числа потерпевших», перечислил все заявления адвокатов судья Адайбаев.
Все ходатайства он отклонил. По его словам, нарушения, допущенные следствием, о которых рассказали адвокаты, будут рассмотрены в ходе главного разбирательства.
«В части ходатайства стороны потерпевших о передаче дела в другой суд Алматинской области судья не усматривает законных оснований для его удовлетворения. Законом не предусмотрено направление дело прокурору для устранения конфликта интересов, о чём просит потерпевшая сторона. Таким образом, нарушений уголовно-процессуального законодательства, препятствующих назначению судебного заседания, не установлено», отметил председательствующий.
Он постановил: принять уголовное дело в производство суда и назначить по нему в общем порядке главное судебное разбирательство в открытом судебном заседании. Меру пресечения в отношении подсудимых суд оставил без изменения.
Читайте также:
Лента новостей
- Гуляющий по Атырау слон обнажил проблемы горожан
- Монеточка рассказала, почему отменила концерт в Казахстане
- Солдата смертельно ранили на полигоне в Мангистауской области
- «Побыстрее, подешевле и так сойдёт»: казахстанский экономист высказался о новом терминале аэропорта Алматы
- Журкамырза Шукурбеков — бронзовый призёр Паралимпиады-2024
- События этой недели в нашем еженедельном обзоре!
- Ещё одна бронза на Паралимпиаде-2024 у Казахстана
- Назарбаев в Бухаре
- Стена школы обрушилась в Костанайской области
- Массовое отравление детей в Мангистауской области: полиция завела уголовное дело
- Бывшая супруга Бишимбаева хочет лишить его родительских прав
- Сообразили на троих: депутат Алматинской области и два чиновника устроили пышное застолье в рабочее время
- Почти 60 детей отравились в школьной столовой в Мангистау
- Карагандинец разрисовал рекламой наркосайтов десятки зданий в Темиртау
- Горящий мусоровоз взорвался рядом с магазином в Актау
- «Забрали конфету — заплачь»: социолог критикует политику по раздаче грантов
- В Темиртау закрасили более трёх тысяч реклам о продаже наркотиков
- В село близ Астаны впервые начнёт ходить автобус
- Канцлер Шольц приедет в Казахстан по приглашению Токаева
- Стало известно, на какую сумму Мистер Кредо кинул организаторов ретро-фестиваля в Алматы