Когда память подсказывает лишнее, или что дадут народу новые нацпроекты

cover Фото: Акорда

Страна вот-вот начнёт жить по-новому сценарию. Обозреватель Orda.kz историк Асылбек Бисенбаев изучил 10 национальных проектов президента Токаева и пришёл к выводу, что в основе этих предложений хорошо забытые старые невыполненные государственные программы.

Переболел КОВИДОМ. После того как человек излечился от этой болезни наступает период реабилитации. Но последствия бывают весьма тяжёлые. К ним можно отнести проблемы с памятью. Человек забывает некоторые вещи, не может вспомнить названия предметов, имена и ещё многое другое. На помощь приходят специальные упражнения для восстановления памяти. Например, читаешь книгу и видишь конфигурацию из пяти пальцев. Но по мере погружения в текст память подсказывает, что слова совершенно понятны, более того – словосочетания и даже целые предложения до боли знакомы и уже не раз звучали как некогда выученный детский стишок.

Достаточно сказать – «Наша Таня…» и память услужливо подсказывает – «Громко плачет, уронила в речку мячик» и так далее, даже если вы учили незатейливый стишок десятки лет назад.

strategy2050.kz

К чему все это? Примерно такие же ощущения были, когда читал Перечень национальных проектов, утверждённых Указом президента от 7.10.21 года. И это не удивительно, поскольку таких прорывных национальных планов и стратегий было принято за тридцать лет уже несколько десятков. Помню даже в Алматы в здании Парламента слушал о стратегии «Казахстан-2030»! Только вот куда она делась и что было сделано, а что нет, не помню. Наверное, потому что была открыта ещё одна программа – «Казахстан-2050». Но точно знаю, что реального отчёта об исполнении программы не было.

После некоторых усилий вдруг понял, что уже читал нечто подобное по 10 национальным проектам. Был и есть такой документ как «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года», который был утверждён Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаевым № 636 от 15 февраля 2018 года.

Для того, чтобы показать единство двух документов нужно сделать простую вещь. После внимательного прочтения положите перед собой два текста. Возьмите в руки красный карандаш и отмечайте схожие слова и предложения. Уверяю, что их будет достаточно много. Затем берите синий карандаш и отмечайте смысловые совпадения. Их тоже будет предостаточно. Можно даже взять фиолетовый карандаш и выделить сходное количество пунктов поставленных задач. Структура документов также не сильно отличается.

Итак, принят Национальный проект «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация». Национальный проект состоит из четырёх направлений и включает восемь задач, 20 показателей, 83 мероприятия. Как отметил первый вице-министр здравоохранения М. Шоранов, национальный проект «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация» позволит достичь ощутимых результатов, повышающих удовлетворенность населения, в обновлении инфраструктуры и в решении ряда системных вопросов.

Иллюстрация из открытых источников

Что было до этого судьбоносного решения? А раньше была «Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2020 годы». Задачами программы были: развитие системы общественного здравоохранения; совершенствование профилактики и управления заболеваниями; повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения; повышение эффективности использования ресурсов и совершенствование инфраструктуры отрасли.

Очень похоже на школьное задание – перескажите своими словами сочинение писателей из МЗ на тему развития отрасли.

Ещё один Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация»! Как говорил Черномырдин: «Не было такого никогда, и вот опять»!  Если читать паспорт программы, а это весьма сложная задача, поскольку документ запутан и сложен для восприятия, то в сухом остатке получается Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, принятая Указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 7 декабря 2010 года.

Иллюстративное фото с сайта inbusiness.kz

Естественно, внесены некоторые исправления и дополнения, новые цифры. Цель старой программы – «повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики». Предполагалось достичь ряд ключевых показателей. Получается, что не достигли. Ведь в новом документе они остались теми же, но пересказаны, другими словами.

Национальный проект «Ұлттық рухани жаңғыру» ставит своей целью «Сохранение национально-культурной идентичности и реализация художественно-творческого потенциала каждого казахстанца путём стимулирования, повышения качества и разнообразия культурных продуктов, а также формирование у молодого поколения духовно-нравственных ценностей».

gov.kz

Было такое! Причём не раз. Например, проект «Новое гуманитарное знание. "100 новых учебников на казахском языке» начатый в 2017 году! За три года было переведено 77 учебников. Была статья Президента Н. Назарбаева, после которой принята программа «Рухани жангыру», состоящая из нескольких проектов.

Следующий Национальный проект «Технологический рывок за счёт цифровизации, науки и инноваций» весьма напоминает Государственную программу «Цифровой Казахстан». Кстати, она ещё должна быть в работе до 2022 года. И каким образом они будут сопрягаться никто не сказал.

gov.kz

Национальный проект по развитию предпринимательства имеет давнюю историю. Немало сил приложило правительство для развития предпринимательства, в том числе путём создания многочисленных государственных и иных структур по поддержке бизнеса. Но приходится констатировать резкое падение доли налоговых поступлений МСБ, монополизацию различных секторов экономики, многочисленные жалобы на невозможность защиты интересов в суде, коррупцию и ещё многое другое.

Программ было достаточно много и принимались они каждым новым составом правительством. Но вот основополагающая программа «Казахстан-2050» ставила задачу увеличить вдвое МСБ к 2030 году. Парадокс в том, что в последнее время возрос поток жалоб на то, что сегодня практически невозможно закрыть предприятие. Наверное, для того чтобы реальные цифры совпадали с планами.

В своём выступлении на заседании правительства президент Токаев говорит о росте МСБ на три процента. При этом констатирует, что «во-первых, выявлен низкий уровень местного содержания в закупках государственных органов. При увеличении объёма закупа на 1,7 триллиона тенге доля отечественных товаров, работ и услуг снизилась на 0,2 %, составив 41,4 %. Во-вторых, акиматы регионов продолжают предоставлять завышенные данные». Если госорганы на деле игнорируют МСБ, то как он может расти? Может быть за счёт завышения данных? Загадка почище Бермудского треугольника.

Иллюстрация: halyk-ipo.kz

В конце раздела о предпринимательстве констатировалось, что «Частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства. Поэтому мы должны передать в частные руки предприятия и услуги нестратегического характера. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства. Первым шагом на этом пути стал успешный старт программы «Народное IPO». Это в первую очередь распределение национального богатства в руки народа. Компанией АО «КазТрансОйл» было объявлено о размещении акций на 28 миллиардов тенге, при этом уже сейчас заявки практически вдвое превысили предложение». И куда всё это делось?

Ещё один Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны». О сильных регионах и перераспределении полномочий говорят уже много лет. Ключевой вопрос здесь – принятие закона о местном государственном управлении и самоуправлении. В давние годы была даже создана специальная комиссия во главе с вице-премьером О. Жандосовым по этому вопросу. Но поиски ни к чему не привели. В программе «Казахстан-2050» была поставлена задача «В 2013 году … принять конкретные меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усилить местные исполнительные органы».

При этом говорилось о том, что «Общество и граждане должны быть непосредственно вовлечены в процесс принятия государственных решений и их реализацию. Через органы местного самоуправления нужно предоставить населению реальную возможность самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения». Одновременно говорилось о выборах сельских акимов. Констатировалось, что «всего будут избираться 2 533 акима, в том числе акимы сельских округов, посёлков, а также 50 акимов городов районного значения». Как проходят выборы акимов и какие скандалы их сопровождают – мы все помним.

По всем остальным проектам складывается аналогичная картина. Критики могут говорить о том, что некоторые программы завершены и не надо приводить их в пример. Согласен. Если бы они были не только завершены из-за сроков, но и выполнены. Но новая 10-ка проектов практически повторяет старые. Значит – прежние не были исполнены в полном объёме. Но ведь никто об этом ни слова не сказал!

Если бы был открытый разбор ситуации, наказаны виновные, принесены извинения народу, то можно было бы согласиться с тем, что старые задачи поставлены вновь. Но если всё исполнено, то зачем снова делать то, что уже сделано? Тогда нужно ставить новые задачи. Тем более, что президент К. Токаев в своём выступлении на Ассамблее народа Казахстана подчеркнул, что «Глобальный мир стремительно меняется и вступил в период беспрецедентной трансформации. Наступает совершенно новая реальность в политике и экономике, в общественной жизни и технологическом развитии».

Новая реальность уже наступила, а вот стратегические задачи остаются прежними. Даже самые скандальные проекты вроде ЛРТ будут продолжены. Не прошло и полгода, а Венеция в безводном Туркестане уже нуждается в капитальном ремонте. Как уверяют местные бастыки – это по плану. Как нужно строить и планировать, если здания через три месяца после ввода в эксплуатацию нужно капитально ремонтировать?

Всё это очень похоже на неудачные технологические «прорывы» отстающих государств. В одной из африканских стран «новаторы» решили провести интернет в самые дальние деревни, чтобы способствовать развитию регионов, малого и среднего бизнеса, совершенствованию системы образования. И даже раздали компьютеры особо нуждающимся. Через некоторое время решили проверить результаты.

Оказалось, что жители деревни в основном сидели на порносайтах и вовсе не думали о бизнесе и региональном развитии. И вовсе не потому что были такими отсталыми. Просто был интернет, но не было нормальной дороги хотя бы до ближайшей деревни, не говоря уже о городе. Возить результаты своего труда на рынки было не на чем из-за отсутствия регулярного транспортного сообщения. А в силу бедности отсутствовал и личный транспорт. Школа отсутствовала из-за нехватки учителей, которые никак не хотели ехать в эту дыру. Не правда ли, очень напоминает наш Казахстан. Так что прежде чем принимать громкие программы – нужно правильно оценить ситуацию.

Автор: Асылбек Бисенбаев

Лента новостей

все новости