Кочевая жизнь «Трансформы: независимые театры обречены на скитания?

cover Фрагмент спектакля «Взаимное непонимание»

За кочевой историей «Трансформы» театральный мир Алматы следит уже третий год. Одна из самых функциональных и многообещающих площадок города осталась без крыши над головой ещё в 2021-м, и с тех пор её судьба напоминает песню про бродячих артистов. Даже сейчас, найдя пристанище, коллектив «Трансформы» нуждается в поддержке. Последний пример: запуск краудфандинга на... линолеум — чтобы благоустроить пол и обезопасить себя и зрителей. Возникает закономерный вопрос: почему театр, сделавший себе имя, обладающий рядом резидентов, выступающих на его сцене, не может позволить себе не то что собственное помещение, но даже оплатить часть ремонта?

В конкретном случае «Трансформы» ответ лежит в том числе в юридической плоскости. Проект изначально создавался как часть коворкинга, и должен был прежнее место «оживить». Был общий фонд, куда стекались все доходы и откуда при необходимости можно было взять деньги на покупку реквизита. Но изначально некоммерческая организация вскоре «перешла» на коммерческие рельсы, и 3,5 миллиона тенге в месяц за аренду оказались неподъёмной суммой для «Трансформы» — для независимого театра в Казахстане это вообще несусветная цифра. А нет места — нет и общих денег.

Фрагмент спектакля «Персона»

На днях стало известно, что в похожую ситуацию попал театр «Игра» – единственный в городе коллектив с актёрами-детьми. Это не просто студия, а полноценный театр со своим репертуаром и сотнями выпускников. Но для собственника здания отстроить отель в центре города куда выгоднее, чем держать в его стенах творческий коллектив. И в обозримом будущем «Игру» тоже ждёт кочевая жизнь. 

Всё, естественно, упирается в деньги. Полноценного института меценатства в Казахстане, по-прежнему, нет, как нет и чёткого понимания, зачем бизнесу вкладываться в искусство?

Независимые театры зачастую живут за счёт продажи билетов, но этих денег не хватает на покрытие больших затрат. Вопрос недвижимости стоит остро, а с профильными помещениями – и подавно. Технически оснащённая площадка требует больших взносов на стадии обустройства, отбить же вложенные средства будет непросто.

Если вернуться к примеру «Трансформы», то помещение нашлось, но сыграло с театром злую шутку.

«Я очень благодарна площадке на Муратбаева. Но мы потеряли большую часть аудитории, которую туда завлечь не удалось. Сейчас люди приходят в «Дом на Барибаева, 36», где мы базируемся, видят наш логотип и удивляются: а мы думали, вы уже закрылись», – говорит директор «Трансформы» Анна Суворова. 

Об упомянутом решении открыть сбор на замену пола Анна говорит однозначно: нам пришлось! Два года у резидентов не было комфортных условий для репетиций, и сейчас театру важно вернуться на прежний уровень хотя бы в бытовых аспектах. После того, как «Трансформу» в первый раз выселили, началась череда переездов. Сначала был клуб Hazbin, но вскоре стало ясно, что тусовочное место и театр не уживутся. Всё опять-таки упиралось в деньги: никто не будет сворачивать грохочущий коммерческий проект только потому, что за стенкой идёт спектакль.

А дальше – кинопавильон на Муратбаева. У него было несколько существенных плюсов: само пространство, наличие оборудования, подъёмная сумма аренды. Но минусы всё перевешивали. Неудобное местоположение, вдали от маршрутов общественного транспорта, улица без нормального тротуара, а в самом помещении не было, уж простите, цивилизованных уборных. Соответствующий запах стоял повсюду. В итоге, «сортирный вопрос», помимо прочих, театру пришлось решать своими силами.

При этом в «Трансформе» никогда не было большого коллектива. Руководство состояло из трех человек, сейчас же их и вовсе двое: Анна Суворова – директор, по совместительству ответственная за всю внешнюю коммуникацию, SMM и много чего ещё; и Ярослав Максименко, который изначально заходил в проект как режиссёр, однако теперь на нём вся техническая часть. А теперь вспомните, как вы последний раз переезжали из квартиры в квартиру, и представьте, каково это – перевезти целый театр, да несколько раз.

Анна отмечает, что периодически «Трансформе» приходит помощь от неравнодушных людей. Как правило, жертвуют небольшие суммы, хотя были и те, кто за раз отправлял полмиллиона тенге. У людей есть потребность отдавать, но не всегда есть на это ресурс. И даже цена билетов в независимом театре – предмет вечных споров. Для кого-то условные 7 тысяч тенге за спектакль – слишком дорого. Однако есть планка, опустившись ниже которой, театр начнёт работать в убыток.

Фрагмент спектакля «Взаимное непонимание»

Сейчас у «Трансформы» две основные цели: обустроить свой уголок в «Доме на Барибаева, 36» и вновь наработать аудиторию. Существует запрос и на внешнее сотрудничество. Театр набирает резидентов: есть задумка образовательного проекта, в рамках которого каждую неделю на площадке выступали бы выпускники, например, начинающие режиссёры. А в качестве зрителей были уже состоявшиеся творцы – чтобы у молодых была обратная связь, возможность найти себе наставника. Готов театр и «воспитать» будущих коллег, взяв на практику студентов или желающих попрактиковаться в театральном менеджменте.

Но это всё позже, а сейчас «задача со звёздочкой» – закрыть кредитную историю по ремонту. Можно бесконечно копаться в теме и искать ответы на вопрос «Почему независимый театр в Казахстане не так уж независим?»; обвинять бизнес и государство в инертности. Но лучше – купить билет в театр и рассказать о нём своим друзьям – так и новая аудитория наберётся.

Лента новостей

все новости