Казахстанского иллюстратора Каната Нуртазина признали в Голливуде, а на родине отказывают в персональной выставке

cover

Необычные иллюстрации казахстанского художника-самоучки Каната Нуртазина украшают офисы Disney, Nicеlodeon, Warner Bros. Games. Он участвовал в рекламных кампаниях всемирно известных корпораций и сотрудничал с ООН, но отечественные галереи отказывают  в проведении персональной выставки из-за того, что у него нет художественного образования. Orda.kz подготовила интервью с незаурядным человеком. 

Рисовал шоколадом, гвоздями, нитками, бисером, гипсом, разбитым стеклом, а прославился на весь мир хрупкими трогательными работами, вырезанными на высушенных листьях. Официально метод творчества, который помог Канату Нуртазину найти поклонников в разных частях мира, называется художественная резьба по листьям.

 Для художника из Астаны это возможность показать важность всего, что нас окружает:

«Всё имеет значение. Какой бы хрупкой и скоротечной ни была жизнь одного опавшего листка, он может принести радость и рассказать новую историю»,  считает арт-мастер.

Испробовал 86 методов рисования

— Канат, расскажите, пожалуйста, кто вы по профессии и как пришли к искусству? 

— Я не художник по образованию. Творчество всегда рассматривал именно как хобби, а не как основной источник дохода. Обучался в Малайзии в городе Куала-Лумпуре по специализации «Международный бизнес-менеджмент в сфере IT», во время учёбы параллельно работал в Asia Pacific University of Technology and Innovation.

В 2013 году вернулся в Казахстан и тогда начал заниматься творчеством. Был момент, когда искал работу, чтобы как-то занять время: я рисовал и выставлял свои работы в инстаграме. Параллельно в интернете изучал разные техники рисования. 

Так получилось, что я наткнулся на вырезку на бумаге и картоне. Попробовал. Тогда ещё была осень, много красивых листьев, и мне пришла идея: почему бы не взять несколько листьев и попробовать вырезать иллюстрацию на них. По структуре бумага немного похожа на листья. И мне понравилась эта идея. С тех пор в свободное время я занимаюсь своим хобби. 

Герои франшизы о Гарри Поттере  

— Где вы выставляете свои работы?

— Главная площадка — это инстаграм. Там же я делюсь своим творчеством в рамках проекта «100 методов рисования». Мне очень нравится узнавать новое, обучаться навыкам, придумывать что-то. Однажды мне пришла идея создать свой арт-проект, в котором я создаю художественные произведения в разных техниках, используя различные материалы. Я рисовал гипсом, вырезал на яблоках, топил шоколад, создавал рисунки гвоздями, нитками и так далее. Я испробовал 86 методов рисования. Визуально эти работы вызывали вау-эффект у моих подписчиков. По всем этим техникам я не брал ни у кого уроки, обучался сам. Мне очень нравится именно процесс самообучения. 

Губка Боб квадратные штаны и Малефисента

— Когда вас заметили в Disney? Это был первый крупный контракт?

— Изначально на меня вышли Nickelodeon. Они написали мне в инстаграм в августе 2018 года. Это было очень неожиданно. Я сначала не верил, что это был настоящий аккаунт знаменитого телеканала, тогда ещё, кажется, не было верификации. Они написали, попросили контактные данные, и только через пару недель мне позвонили из Америки. Мы переговорили и начали сотрудничать.

Персонажи мультсериала "Губка Боб Квадратные Штаны"

Им нужно было к осеннему сезону подготовить ролики. И, посоветовавшись, мы решили вырезать на листьях 10–15 персонажей из их мультфильмов. Мы договорились, что результаты я отправлю им в виде качественных фотографий. Вообще, мы сотрудничали два года. И в первый год они просили отправлять и сами листья. Но отправка тогда по стоимости выходила дороже моего гонорара. И поэтому на второй год мы работали в электронном формате. Они использовали мои фотографии в пиар-кампаниях в соцсетях. 

Анна и Эльза из "Холодного сердца" компании Disney

В 2019 году на меня вышли маркетологи Disney. Мы вели переговоры в несколько этапов. Они выслушали все мои идеи. В итоге я вырезал несколько работ к премьере второй части «Холодного сердца». А на премьеру «Малефисенты» я смонтировал стоп-моушн видеоролик. Для него пришлось вырезать около 35 листочков. Я заснял их в такой последовательности, что получился эффект, будто Малефисента машет крыльями. Эти работы компания использовала в рекламных акциях в соцсетях. 

— Неудобно спрашивать про гонорар, но уж очень интересно, сколько всемирно известная корпорация заплатила художнику из Казахстана?

— Честно говоря, в контракте отдельным пунктом прописано, что я обязуюсь не обнародовать эти цифры. Но могу рассказать связанную с этим забавную историю. Когда мы оговаривали условия работы, мы согласовали с Disney сумму моего гонорара. Но когда я работал именно над роликом с Малефисентой, понял, что не вписываюсь в бюджет. Было очень много работы. Я решил позвонить им и переговорить на эту тему. И вот я им заявляю: «Прошу прощения, что так вышло, но у меня не получается уложиться в бюджет». И по пунктам разъяснил — почему. А они мне в ответ: «Назови свою сумму». Я сказал: «Вдвое больше первоначальной». На что мне говорят: «А давай мы тебе в четыре раза больше заплатим, для нас главное — результат». 

Работа для киновселенной о Бэтмене 


— Расскажите про другие интересные проекты и компании, с которыми вы сотрудничали.

— Сейчас через пиар-агентство со мной связались представители популярной музыкальной группы, которая пишет песни для детей. В их коллекции два платиновых диска. К сожалению, пока не могу разглашать подробности проекта. До этого я участвовал в рекламной кампании по продвижению медвежонка Паддингтона.

В прошлом году сотрудничал с Warner Bros. Games — меня выбрали одним из амбассадоров игры Mortal Kombat. Для них я тоже вырезал на листьях персонажей игры и снимал стоп-моушн.

Иллюстрация для пиар-кампании Mortal Kombat Warner Bros. Games

В 2020 году я участвовал в конкурсе, который объявил «Реал Мадрид». Нужно было изобразить какой-нибудь значимый момент из истории команды. Я решил проиллюстрировать эпизод, когда Серхио Рамос, в то время капитан «Реал Мадрида», забил победный гол в Лиге чемпионов. Я отправил им фотографию работы, она понравилась. Они опубликовали её у себя на странице. Позже я отправил в Испанию и сам листок. С футбольной командой мы сотрудничаем до сих пор. Я делаю по их запросу работы, которые они потом постят в своих аккаунтах. 

Капитан "Реала" Серхио Рамос и победный гол в Лиге чемпионов

А ещё в декабре 2023 года был совместный проект с ООН. Сделал серию вырезок на листьях оранжевого цвета. Работы символизируют борьбу с насилием в разных видах его проявления: кибербуллинг, домашнее и финансовое насилие и другое. Проект приурочен к глобальному мероприятию «16 дней против насилия».

Иллюстрация для проекта ООН "16 дней против насилия"

«Казпочта»: а посотрудничаем бесплатно

— А в Казахстане вам предлагали сотрудничество крупные компании или, может, госструктуры?

— Был один случай. Даже не знаю, как расценить это предложение. Кто-то позвонил мне из «Казпочты», говорит: «Ваши работы нам понравились» и так далее. А когда дошло до вопроса о размере вознаграждения, они мне: «А мы думали, вы нам бесплатно сделаете». Пришлось отказаться от этого «выгодного» предложения.

Сцена из "Титаника"

На один листок уходит три-четыре часа

— Интересно, каким образом с хрупким высушенным листом можно проделать такие манипуляции, которые умудряетесь делать вы? Сколько времени занимает создание одного шедевра?

— На один листок уходит три-четыре часа. Но это только вырезка, без учёта подготовительного этапа и разработки идеи. Прежде я рисую на бумаге, чтобы понимать, как вырезать так, чтобы листок не рассыпался по частям. Обычно я работаю по ночам, когда дети спят.

Особенность работы с листом — нужно всё сделать за один присест. Нет возможности начать работу сегодня и продолжить её на следующий день. Потому что перед вырезкой я обрабатываю листок в специальном растворе, чтобы он стал эластичным и не сыпался. Вырезку нужно закончить до того, как он полностью высохнет. Снова помещать лист в раствор нельзя. В такие дни я сплю по два–три часа. 

А вообще, всё начинается с того, что осенью мы гуляем с детьми в парках и собираем листья. Потом я сушу их в книгах. Когда приходит интересная идея, вытаскиваю листок, вымачиваю его в растворе и аккуратно клею на обычную бумагу, чтобы был каркас. И пока листок сушится и полностью прилипает к бумаге, я должен успеть вырезать задуманную иллюстрацию.

А потом я снова пару дней его сушу и уже на третий день начинаю фотографировать или снимать видео. Если хочу отправить кому-нибудь лист или поместить в рамку, то заливаю его эпоксидной смолой. Это двухкомпонентный полимер: когда он высыхает, если не добавлять красители, получается прозрачным и плотным, как пластик или стекло. 

Некоторые работы я оформляю в рамку и провожу что-то типа аукциона в своём инстаграме. Участники скидывают посильную для них сумму — от ста тенге. На собранные деньги я покупаю еду или одежду малоимущим семьям. А среди тех, кто участвовал в сборе, разыгрываю свою работу. 

— С листьями каких видов деревьев вам нравится работать больше всего?

— Я выбираю листья не сильно толстые и неплотные. Клён хорошо подходит. Ещё очень нравятся тюльпановые деревья, но они у нас, к сожалению, не растут. В Астане я выбираю клён. С остальными тоже работаю, но мало. Листья ведь очень различаются по структуре. Не все годятся для этого творчества. Некоторые, когда сушатся, сильно меняют цвет. Например, нашёл красивый зелёный лист, а он после сушки стал серым. А клён — он и красный, и зеленый, и желтый; и цвет отлично сохраняет. 

Мне нравится, когда творчество несёт в себе глубокий смысл 

— Какие у вас сейчас творческие планы?

— Хочу закончить арт-проект «100 методов рисования». Сейчас всё тяжелее находить новые методы, техники, материалы. Из последних крупных работ — картина «За стеклом». Портрет отчаявшейся девушки я выбивал молотком на специальном стекле. Произведение посвящено проблемам бытового насилия. Эта работа сейчас находится в фонде Салтанат Нукеновой.

Также хотелось бы организовать персональную выставку в Алматы. В Астане моя экспозиция «Стирая грани» прошла в 2018 году. Я показал вырезки на листьях и 10 крупных работ, созданных в разных техниках. Пытался эту выставку привезти в Алматы, но получил отказ в нескольких местах из-за того, что у меня нет художественного образования. 

— Тем не менее все СМИ, которые публиковали ваши работы, называют вас художником. Что вы вкладываете в творчество как художник?

— Мне нравится, когда творчество несёт в себе не только эстетику, но и глубокий смысл, который заставляет задуматься, когда за произведением есть какая-то история. Мне нравится создавать такие работы, в которых чувствуется то, чем дышит общество в этот момент.

Вот, например, ко Дню памяти жертв политических репрессий я выполнил на шифере портрет лидеров Алаш-Орды. Рисунок проявляется, только когда на него попадает вода. Этот стиль был выбран неслучайно. Обливание холодной водой символизирует мучения и пытки, через которые прошли эти люди. 

Или работа «Двое. Власть и я», которую я сделал во время передачи президентских полномочий от Нурсултана Назарбаева Касым-Жомарту Токаеву. Тогда в стране была непонятная ситуация, и она сподвигла меня создать такую работу. Я поиграл не только с изображениями, но и со словами. Слово «двоевластие» я поделил на три: «Двое. Власть и я». Думаю, это отражало состояние многих людей. Никто не понимал: кто реальный президент и у кого реальная власть. В работе использовал оптический эффект: наложил фотографии двух президентов таким образом, что, когда смотришь на картинку через красный фильтр, видно одного, а через синий — другого. Таким образом, я выразил свою личную позицию по поводу того, что происходило. Такие проекты мне нравится воплощать. 

Фотографии, использованные в публикации, предоставил Канат Нуртазин.

Читайте также:

Лента новостей

все новости