Казахстанский уран хлынул по Среднему коридору

cover

"Казатомпром" избегает энергомаршрутов через Россию из-за антироссийских санкций, говорится в Eurasianet. Подробнее на Orda.kz.

Как Средний коридор сослужил хорошую службу Казахстану и Канаде

Для "Казатопрома" первые дни наступившего года выдались загруженными. Атомный гигант Казахстана официально завершил доставку партии урана в Канаду через Средний коридор.

Средний коридор. Картинка Euractiv

Таково официальное название маршрута из Китая в Европу (другое название Транскаспийский международный транспортный маршрут - прим.ред.). Он включает в себя пересечение Каспийского моря, погрузку товаров в поезда и грузовики в Азербайджане. Далее они отправляются в Грузию и Турцию. Маршрут пользуется растущим спросом, так как это один из способов для экспортёров обойти санкционную Россию, напоминает издание.

Впрочем, "Казатомпрому" не впервой обращаться к Среднему коридору.

В источнике говорится, что этим маршрутом в 2018 году компания уже отправляла материалы западным заказчикам. Тогда это было сделано, чтобы снизить риски прежде ранее широко используемого маршрута через Санкт-Петербург, пишет издание.

"Платон мне друг, но истина дороже..."

Сейчас же "Казатомпром" решил воспользоваться коридором по причине антироссийских санкций. Вот что говорится в заявлении самой компании.

"Казатомпром" продолжает следить за растущим списком санкций в отношении России и потенциальным влиянием, которое они могут оказать на транспортировку продукции через территорию России".

Компания подчёркивает, что "на сегодняшний день нет никаких ограничений на деятельность компании, связанную с поставкой своей продукции клиентам по всему миру".

Но вернёмся к казахстанско-канадской урановой сделке. "Казатомпром" поставил только часть урана, в то время как другая часть поступила от Inkai. Это совместное предприятие "Казатомпрома" и канадской ядерной компании Cameco, которой принадлежит 40% акций Inkai. Груз добрался до неуказанного канадского порта через грузинский порт Поти за несколько месяцев, сообщает источник.

Недостатки Среднего коридора

Грузовые перевозки по Среднему коридору резко возросли после введения жестких санкций против России в связи с ее вторжением в Украину. Из-за боевых действий и санкций компании-экспортёры с подозрением относятся к более короткому северному маршруту в порты Европейского Союза.

Уже за первые девять месяцев 2022 года объем транзита товаров по Среднему коридору почти втрое превысил показатели аналогичного периода 2021 года. Только Казахстан увеличил собственный экспорт по этому пути в восемь раз, говорится в источнике.

Но маршруту явно недостаёт пропускной способности и ключевой инфраструктуры. Это железные дороги, морские порты, перевалочные узлы и дороги. С этими недостатками столкнулся не только Казахстан, но и другие страны-участницы Среднего коридора.

По этому поводу недавно высказался Гайдар Абдикеримов, генеральный секретарь ассоциации Среднего коридора. По мнению эксперта, ограничения в инфраструктуре Азербайджана и Грузии являются одними из слабейших мест маршрута. По его словам, отсутствие мест для погрузки и разгрузки грузовых судов и заторы на железнодорожных путях вызывают хронические задержки.

Но Казахстан не теряет интерес к Среднему коридору. В 2023 году республика также планирует начать экспорт небольшого количества своей нефти по Среднему коридору. Так что вслед за ураном будет и нефть.

Лента новостей

все новости