Завершился 75-й Каннский кинофестиваль. Программа форума в этом году содержала много интересных имён и фильмов – как в основном конкурсе, так и в целом. Были и громкие премьеры мэйнстримных картин: «Лучший стрелок: Мэверик» с Томом Крузом, байопик «Элвис» База Лурмана и новая работа Джорджа Миллера «Три тысячи лет желаний».

Что касается картин, боровшихся за награды, то давайте поговорим о тех, кому, в итоге, присудили призы.

Лучший сценарий. «Мальчик из рая» шведского режиссёра Тарика Салеха. Политический триллер, рассказывающий о парне, ставшем жертвой заговоров и интриг, последовавших за смертью главного имама в религиозном учреждении Каира. Отмечу, что недавно Салех снял свой англоязычный дебют – экшн-триллер «Контрактник» с Крисом Пайном в главной роли.

Приз жюри. Его поделили между собой «Восемь гор» бельгийского режиссёрского дуэта Феликс ван Грунинген – Шарлотта Вандермерс и «Иа» поляка Ежи Сколимовского.

«Восемь гор» – история о взрослении и дружбе парней в горной итальянской глубинке. Упомяну, что половинка авторского тандема, а именно ван Грунинген, стал известен мировой аудитории после своего англоязычного фильма «Красивый мальчик» с Тимоти Шаламэ и Стивом Кареллом.

Что касается «Иа», то ветеран польского и мирового кино Сколимовский сделал некое переосмысление классической картины Робера Брессона «На удачу, Бальтазар», пригласив французскую звезду Изабель Юппер.

Лучшая актриса. Зар Амир-Эбрахами из Ирана получила награду за роль журналистки, рискующей своей жизнью ради справедливого расследования и поиска серийного убийцы. Фильм «Святой паук» снял шведский режиссёр Али Аббаси, несколько лет назад получивший в Каннах главный приз в программе «Особый взгляд» за любопытный фэнтези-фильм «На границе миров».

Лучший актёр. Пожалуй, один из самых известных корейских актёров Сон Кан Хо получил награду за роль в фильме «Брокер». После триумфа в тех же Каннах и на «Оскаре» «Паразитов», где сыграл Сон, он перевоплотился в ещё одного неприглядного персонажа – человека, торгующего брошенными детьми на чёрном рынке, в фильме японского режиссёра Хирокадзу Корэеды. Последний уже был обласкан фестивалем прежде – в 2018 году его картина «Магазинные воришки» удостоилась Золотой пальмовой ветви.

Канны с жёлто-синим акцентом

Специальная награда в честь юбилея фестиваля. Её вручили знаменитым бельгийцам Жану-Пьеру и Люку Дарденнам за их картину «Тори и Локита». Братья Дарденны дважды становились обладателями главной награды Канн: их фильмы «Розетта» (1999) и «Дитя» (2005) были увенчаны Золотыми пальмовыми ветвями. В этот раз они сняли ленту об эмигрантах из Ганы, пытающихся выжить в Бельгии.

Лучший режиссёр. Награды удостоился культовый корейский мастер Пак Чан Ук за «Решение уйти». Прежде он дважды становился обладателем каннских призов: Гран-при в 2004 году за «Олдбоя» и приз жюри в 2009 году за «Жажду». «Решение уйти» – это триллер в духе нуара: история детектива, чья жизнь рушится из-за одержимости роковой женщиной. В главных ролях снялись корейский актёр Пак Хэ Иль и известная по «Вожделению» Энга Ли китаянка Тан Вей.

Большой приз жюри. Вторую по значимости награду фестиваля разделили две картины: «Звёзды в полдень» француженки Клэр Дени и «Близко» бельгийца Лукаса Донта.

Дэни, ранее в этом году получившая приз за лучшую режиссуру в Берлине за другую картину «Огонь», привезла в Канны уже новый фильм. «Звезды в полдень» – это история британского бизнесмена и американской журналистки, которые влюбляются друг в друга во время революции в Никарагуа в 1984 году.

Донт четыре года назад прогремел со своей дебютной работой «Девочка», попавшей в программу «Особый взгляд» и получившей несколько наград. Его новый фильм «Близко» рассказывает о дружбе двух подростков.

Золотая пальмовая ветвь. Главный же приз фестиваля получил «Треугольник печали» – первый англоязычный фильм шведа Рубена Эстлунда. Таким образом, Эстлунд вошёл в круг режиссёров, удостаивавшихся Золотой пальмовой ветви дважды – в 2017 году Рубен получил её за «Квадрат». Дважды победителями Каннского фестиваля также являются Михаэль Ханеке, Эмир Кустурица, братья Дарденны, Фрэнсис Форд Коппола, Кен Лоуч, Сехэй Имамура и Билле Аугуст. Как и «Квадрат», новый фильм Эстлунда – чёрная комедия.

Немало интересных картин из конкурса, вокруг которых было много обсуждений и шума, в итоге, остались без призов. Это, прежде всего, «Преступления будущего» Дэвида Кроненеберга с Вигго Мортенсеном, Кристен Стюарт и Леа Сейду; «Время Армагеддона» Джеймса Грея с Энн Хэтуэй, Джереми Стронгом и Энтони Хопкинсом и «Брат и сестра» француза Арно Деплешина с Марион Котийяр и Мельвилем Пупо.

Не была отмечена призами и работа российского режиссёра Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», также показанная в основном конкурсе Канн. Фильм рассказывает о сложном браке великого композитора, который, как известно, был геем. Во время общения с прессой в Каннах, Серебренников выступил против бойкота русской культуры, а также призвал снять санкции с Романа Абрамовича, мотивируя это тем, что миллиардер поддерживает независимое российское кино.

Что интересно, со схожим посылом выступил и украинский режиссёр Сергей Лозница. Он заявил, что против отмены русской культуры и всех россиян поголовно. В этом году режиссёр фильмов «В тумане», «Майдан» и «Бабий Яр» представил в Каннах свою новую документальную работу «Естественная история разрушения» –  фильм о бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.

Поделиться: