Как живёт татаро-башкирский центр накануне принудительного выселения из здания в Алматы

cover Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Летом прошлого года Orda.kz писала о ситуации вокруг татаро-башкирского центра «Идел». Если очень коротко: суд решил, что в 2003 году здание, в котором он находится, продали незаконно. И теперь от нынешнего владельца Рашида Гизатуллина требуют вернуть его КазНПУ им. Абая, которому здание принадлежало до 2003 года. Гизатуллин отношения к махинациям не имел, а владельцем стал в 2015 году. 5 февраля в Верховном суде должно пройти рассмотрение кассационной жалобы стороны Рашида Гизатуллина. Если решение будет таким же, как и в двух алматинских судах, то здание придётся покинуть всем, кто в нём находится. В том числе и центру «Идел». В преддверии суда журналист Orda.kz побывал в центре, чтобы узнать, что там сейчас происходит.

Центр жизни

Татаро-башкирский центр «Идел» находится в здании на улице Валиханова, 63 около 10 лет. И, как подчёркивают его представители, располагаются они там всё это время безвозмездно. Все расходы взял на себя Рашид Гизатуллин — владелец охранного агентства, офис которого находится здесь же.

Здание, в котором расположился татаро-башкирский центр "Идел". Фото: Orda.kz

Центру «Идел» он предоставил значительную часть этого здания — несколько кабинетов и актовый зал. И татарские активисты опасаются: если здание у Гизатуллина заберут, то это станет концом и центра «Идел» вообще.

«Мы — общественная организация, у нас нет денег, чтобы арендовать большое помещение и платить коммуналку. А у нас одних только костюмов три шифоньера, библиотека, в которой не меньше тысячи книг»,  говорит заместитель председателя татаро-башкирского центра «Идел» Победа Шарипова.
Фото: Orda.kz

Она рассказывает это, отвлёкшись от урока арабской письменности, на который собрались несколько пожилых представительниц татарской диаспоры. Победа Шарипова объясняет, что арабскую письменность они учат, чтобы уметь читать Коран в оригинале, и ещё старинные татарские тексты, как и казахские — они до конца 1920-х годов записывались именно арабо-персидской вязью. 

И раз уж речь зашла о текстах, то Победа Шарипова предлагает посмотреть ту самую библиотеку, в которой хранится около 1000 книг, — большинство из них на татарском языке. Библиотека находится в одной из комнат, где на двух стеллажах тесно стоят книги разных лет.

«Такой большой коллекции изданий на татарском языке в Алматы точно ни у кого нет. Вот книги Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля — наших классиков. Вот книга татарских писателей, изданная на казахском языке. А вот сборник рассказов казахских авторов, изданный в Казани на татарском языке», — берёт с полки и листает книги Победа Шарипова.
Победа Шарипова. Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Она вспоминает, что значительную часть этих книг много лет назад привезли из Татарстана побывавшие там представители татарской диаспоры:

«Сейчас, правда, бумажные книги стали меньше читать. Наверное, потому что в интернете книги на татарском проще найти».

Но на интерес к татарскому языку это не повлияло. В другом кабинете, куда мы приходим с заместителем руководителя центра «Идел», в шкафу лежат словари и пособия по изучению татарского языка.

«К нам на уроки татарского приходят и взрослые, и молодёжь, и дети. Из Казани нам даже привезли специальные пособия для детей. Взрослых учит замечательный педагог Рафаэль Ахмадиев. Желающих изучать родной язык очень много! Так много, что не получается всех вместить на уроки».

Следом Победа Шарипова показывает костюмы, которые висят в шкафу. Это часть сценических нарядов ансамбля, который исполняет народные татарские танцы. Рядом, на столе, лежат покрытые вышивкой детали национального костюма. Их сделала одна из мастериц центра.

Даже находящиеся в кабинете куклы одеты в национальные татарские наряды, правда, миниатюрные.

«Это мы несколько лет назад конкурс кукол проводили»

Вообще, если заглянуть в инстаграм центра «Идел», то можно увидеть, что разные праздники проходят здесь постоянно. Это Новый год, кулинарный конкурс для детей с инвалидностью, диктант на родном языке, Сабантуй... Здесь же выступают татарские и башкирские музыканты.

А ещё проводят чаепития и даже поминальные обеды. Например, в день, когда журналист Orda.kz побывал в центре «Идел», одна из пожилых женщин, изучающих арабскую графику, решила помянуть своих родственников в кругу одноклассниц. 

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Как рассказывает Победа Шарипова, к ним обращаются даже за контактами муллы, который совершает погребальный обряд по татарским обычаям, — он немного отличается от казахского.

«В Алматы живут около 32 тысяч татар и примерно две тысячи башкир. И очень многие приходят в наш центр. Кто-то говорит, что это их второй дом. А одна из наших женщин недавно сказала о нашем центре так: «Это мой кислород!» Наверное, точнее и не скажешь, говорит Победа Шарипова.

Мы поинтересовались у Рашида Гизатуллина об обещании КазНПУ, которому алматинские суды постановили передать здание. В университете в прошлом году заявляли, что даже при изъятии бывшей столовой у предпринимателя они готовы предоставить центру «Идел» помещение.

«Я спрашивал у представителей вуза, готовы ли они заложить в свой бюджет содержание татарского центра. И никакого ответа не получил. Центр ещё предлагают перенести в Дом дружбы. Но в комнату, которую центр может там получить, даже библиотека не поместится», рассказывает Гизатуллин. 

На этой неделе представители центра «Идел» использовали свою последнюю надежду: они записали и опубликовали в инстаграме обращение к президенту с просьбой помочь им остаться в своём здании.

Руки видят

Кроме татаро-башкирского центра «Идел» и офиса охранного агентства Рашида Гизатуллина, в здании на улице Валиханова, 63 находится ещё и пошивочный цех Asar Union. Это общественное объединение людей с инвалидностью, в первую очередь слабовидящих. В здании по Валиханова они находятся на тех же условиях, что и центр «Идел» — безвозмездно.

«Наше объединение появилось 2,5 года назад, а наша цель — это адаптация людей с инвалидностью, в частности, через освоение профессии и трудоустройство», рассказывает руководитель общества Аман Канатулы.

Конкретнее — представители общества учат здесь швейному мастерству. По словам главы объединения, именно это дело выбрали по двум причинам: работу со швейной машинкой слабовидящим относительно просто освоить, плюс профессия швеи была и остаётся востребованной на рынке труда. 

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Учатся здесь в основном девушки. Кто-то из них просто получает профессию, кто-то, выучившись, остаётся работать, потому что Asar Union шьёт одежду на заказ.

«Шьём для разных организаций. Например, выполняли заказ для казино. Делают наши девушки всё качественно. Единственное, учитывая, что они слабовидящие, работа может идти несколько дольше», рассказывает Аман Канатулы.
Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

В Asar Union тоже ждут, какой вердикт вынесет Верховный суд. Если он оставит решение двух алматинских судов без изменения, то у них вариантов переезда практически нет. Если у центра «Идел» есть вариант перебраться в скромный уголок в Доме дружбы, то вариантов помещения под швейную мастерскую для слабовидящих не предлагал никто.

P.s. 

После выхода материала в адрес редакции Orda.kz пришёл комментарий от КазНПУ им. Абая. Публикуем его без правок:

«В данном объекте зарегистрировано ОО «Татаро-башкирский общественно культурный центр «Идел», руководителем которого является Гизатулин Р.Р.

На сегодняшний день Гизатулин Р.Р., используя нахождение в здании ОО «Татаро-башкирский общественно культурный центр «Идел»  и  лиц с ограниченной возможностью, связывает его с социальным и межнациональным вопросом, тем самым пытается придать политический окрас данному судебному разбирательству. 

          Однако, мониторинг показал, что данное помещение кроме ОО «Татаро-башкирский общественно культурный центр «Идел», занимают еще 4 частных субъекта, а именно:

  • частная охранная компания – ТОО «Эгида Дружина»;
  • стрелковый клуб «Алма-Ата»;
  • охранная компания «Навигатор-SG»;
  • полиграфический салон GRF.

          Таким образом, в настоящее время объект Университета Гизатулиным Р.Р. предположительно используется в коммерческих целях.

 В связи с принятием ВС РК в производство ходатайство Гизатулина Р.Р. вопрос об освобождении (выселении) и передаче возвращенного имущества на баланс Университета временно отложен до принятия окончательного решения.

На данный момент университет готов предоставить  помещения для размещения ОО «Татаро-башкирский общественно культурный центр «Идел»  из  имеющегося фонда по адресу: улица Казыбек би,30/1 (здание Департамента по развитию инфраструктуры). 

Вместе с тем, при личной встрече Гизатуллину Р.Р. неоднократно было дано разъяснение, что согласно гражданскому законодательству он имеет право, как добросовестный приобретатель, взыскать в регрессном порядке сумму стоимости объекта, а также понесенных затрат по его содержанию (ремонт, благоустройство и т.п.). 

Однако, по неизвестным нам причинам с подобным иском в судебные инстанции Гизатуллин Р.Р. не обращался».

Читайте также: 

Лента новостей

все новости