Как вернуть деньги? Избирком не отдаёт 1,4 миллиона тенге неудавшейся кандидатке в депутаты

cover Коллаж: Orda.kz

19 марта 2023 года в Казахстане состоялись парламентские выборы. Были они историческими, потому что баллотироваться в депутаты на них стало возможно кандидатам-самовыдвиженцам. Чтобы пойти на выборы, нужно было иметь желание, соответствие требованиям законодательства и деньги на избирательный взнос. У алматинки Софии Мустафаевой было всё. Но в итоге деньги избиркому она отдала, а мандат кандидата не получила. Внесённые 1,4 миллиона тенге ей не вернули до сих пор. О том, как так вышло и что ей отвечает избирком, София рассказала журналисту Orda.kz

Наличными и лично 

В депутаты София Мустафаева решила пойти по нескольким причинам. Во-первых, потому что поменялась политическая ситуация в стране. В том числе, и то самое избирательное законодательство, которое теперь допускало до выборов не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам. Во-вторых, София говорит, что у неё была конкретная повестка. Касалась она в первую очередь социалки. 

«Я сама прошла адский опыт взаимодействия с социальными службами Алматы. У нас очень забюрократизирована та часть, где людям оказывается помощь. Чтобы её получить, люди должны доказывать, что она им нужна. И я решила, что обладаю достаточными знаниями, чтобы пойти в депутаты и внести свой вклад в то, чтобы сделать жизнь соотечественников легче», — говорит о своей мотивации София.
София Мустафаева. Фото из личного архива

Баллотироваться она решила сразу и в Мажилис, и в маслихат Алматы. 14 февраля она получила документ о соответствии требованиям депутата. Оставалось внести избирательный взнос, и можно было начинать агитацию. По закону взнос в Мажилис 15 МЗП — в 2023 это было 1,05 миллиона тенге, а в маслихат — 5 МЗП, 350 тысяч. Итого — 1,4 миллиона тенге. София признаётся: на то, чтобы собрать эти деньги, потребовалось время. Процесс затянулся, но в итоге к вечеру последнего дня регистрации, 18 февраля, нужную сумму удалось собрать.

«А потом я потеряла почти 50 минут на то, чтобы обналичить эти полтора миллиона. Потому что член избиркома мне чётко и ясно сказал: вы должны их наличными принести в кассу. Я уточнила, зачем это надо. И мне ответили: "Так полагается. Все так делают". И мне пришлось обойти несколько банкоматов в двух или трёх кварталах. Из-за этого я потеряла время. А когда я приехала в кассу, то мне кассир сказал, что я могла перевести их безналично, а приехать только за квитанцией», — рассказывает София.



Получив квитанции об оплате избирательного взноса, Мустафаева помчалась в территориальную избирательную комиссию, которая принимала заявления до 18:00. К этому времени София не успевала. Она называет такое время: в избиркоме маслихата она была в 18:15, а в избиркоме Мажилиса — в 18:28. 

«Почему я туда поехала, хотя понимала, что опаздываю? Потому что члены избирательной комиссии всё это время обещали мне, что они меня дождутся: они были со мной на телефоне. И я им поверила. Но когда я приехала, дверь передо мной закрыли».

Попытка уговорить зарегистрировать её в качестве кандидата оказалась тщетной, члены избирательной комиссии повторяли, что поздно. Мало того: они составили акт, в котором указали, что... София Мустафаева не предоставила документы, подтверждающие уплату избирательного взноса. Хотя квитанции об оплате были у неё на руках. 

Но тогда, вечером 18 февраля 2023 года, члены избиркома ещё утверждали, что о деньгах можно не беспокоиться. В распоряжении Orda.kz есть аудиозапись общения Софии с членами теризбиркома, на которой один из них произносит фразу: 

«Стопудово возвратят деньги».

Некандидат без мандата 

Но это оказалось неправдой. Деньги Софии Мустафаевой не вернули до сих пор. В избиркоме это объясняют пунктом 5 статьи 88 закона «О выборах в Республике Казахстан», где сказано:

«Каждый кандидат в депутаты Мажилиса парламента по одномандатным территориальным избирательным округам до регистрации и после его проверки на соответствие требованиям, предъявляемым к нему Конституцией и настоящим Конституционным законом, вносит на счёт Центральной избирательной комиссии избирательный взнос в пятнадцатикратном минимальном размере заработной платы, установленном законодательством Республики Казахстан. Взнос возвращается кандидату, если по итогам выборов кандидат избран депутатом Мажилиса парламента или по итогам голосования кандидат набрал не менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также в случае смерти кандидата. Во всех остальных случаях взнос возврату не подлежит и обращается в доход республиканского бюджета».

Но речь здесь идёт именно о кандидатах. 

«А я-то статус кандидата не получила! Когда я на следующий день пришла в теризбирком, то мне его председатель с порога заявила: "Вы не кандидат". Но деньги мне отказываются возвращать, объясняя, что я была кандидатом в депутаты», — возмущается София Мустафаева.

Так София оказалась в правовом вакууме. У неё есть документ, подтверждающий её соответствие требованиям на получение статуса кандидата в депутаты. Есть две квитанции об оплате избирательного взноса. Но нет мандата, который получает зарегистрированный кандидат. И такой случай в избирательном законодательстве РК не прописан. 

Выбраться из этого вакуума София попыталась через суд. Иск она подала 8 марта 2023. Суд состоялся 13 марта — меньше чем за неделю до выборов. 

«На суде в качестве ответчиков были представители КГД и избиркома. Но не те члены избирательной комиссии, которые обещали меня дождаться и обманули. Не было и эксперта, который разъяснил бы, кто такой кандидат. Судья у меня спросила, хотела бы я завершить регистрацию или вернуть деньги. Я понимала, что я уже не успеваю начать агитацию, и сказала, что хочу вернуть деньги. Тогда судья предложила написать мне новое исковое, уже на возврат средств. И при его рассмотрении отказала мне на основании того же самого п. 5 ст. 88», — рассказывает София.

Не удалось справедливости и в судах высшей инстанции, вплоть до конституционного. При этом в решении Специализированного межрайонного административного суда Алматы есть вот такие слова: 

Нет ли в этом противоречия? Судя по тому, что в возврате денег Софии Мустафаевой отказали, в суде считают, что нет. А женщина считает, что противоречие не просто есть, и оно налицо. 

Подарок прокурора 

Обращалась София и в прокуратуру разных уровней. Но долгое время никаких подвижек тоже не было. Всё упиралось в решение проигранного ею суда. 

«Только в прокуратуре Алматы, куда я обратилась в середине мая 2024-го, кто-то всё-таки попытался вникнуть в мою проблему. Во всяком случае, мне так показалось», — говорит София.

Алматинские прокуроры неделю изучали вопрос, с которым пришла несостоявшаяся кандидатка, и составили ответ. София Мустафаева хотела, чтобы документ этот показали лично ей и при свидетелях. В качестве последнего она позвала журналиста Orda.kz. Но сотрудник прокуратуры для начала не разрешил присутствовать корреспонденту при разговоре с Софией. А позже отказался ей демонстрировать ответ в бумажном виде. Как говорит София, он обосновал это тем, что... она пришла не одна. 

«Но на словах он мне объяснил так: они сейчас направят новое письмо в Генпрокуратуру с предложением изменить избирательное законодательство, та должна будет обратиться в Центризбирком, а он в Мажилис. Изменения такие: во-первых, пересмотреть момент про возврат средств выдвиженцам, которые внесли избирательный взнос, но не успели получить мандат кандидата; во-вторых, чётко прописать, кто такой кандидат. Потому что сейчас в законе "О выборах" не указано, с какого момента человек становится кандидатом — с момента выдвижения или с момента регистрации. Возможно, после внесения этих изменений я смогу вернуть деньги. По словам сотрудника прокуратуры, так как в этом случае есть нарушение моих прав, закон будет иметь обратную силу. Но сколько времени всё это займёт, пока не понятно», — рассказала София Мустафаева.

Зато теперь у Софии есть подарок от сотрудника прокуратуры Алматы — АППК РК с его подписью «Дарю на долгую память». Что этим хотел сказать силовик, неясно. 

 

Что ответит Генеральная прокуратура Софии Мустафаевой, обещали сообщить 22 июня — на рассмотрение подобных писем у ведомства есть месяц. А пока письмо из алматинской прокуратуры идёт в генеральную, Orda.kz направила запрос в Центризбирком с просьбой разъяснить, почему Софии Мустафаевой не возвращают её деньги. Ответ пока не пришёл, но есть подозрение, что в нём тоже сошлются на п. 5 ст. 88 закона «О выборах в РК».

Читайте также: 

Лента новостей

все новости