Не должны пахнуть фруктами: президент лиги потребителей высказалась о вейпах

cover Фото: Pixabay.com

В Алматы накануне Всемирного дня защиты потребителей общественники и госорганы подвели итоги работы

Президент республиканского общественного объединения "Национальная лига потребителей" Светлана Романовская добивается того, чтобы вейпы не издавали сладкий запах фруктов и не были в форме игрушек. Об этом она рассказала на пресс-конференции, приуроченной ко Всемирному дню защиты прав потребителей, сообщает корреспондент Оrda.kz.

По словам Романовской, такая никотиносодержащая продукция должна быть недоступна для несовершеннолетних.

"Сегодня 12-летний ребенок может совершенно спокойно приобрести по доступной цене вейп в форме губной помады. К нам уже обращались родители и говорили, что ругали детей за то, что они покупали косметику, а оказалось, что это вейп", - поделилась Романовская.

В продолжении темы безопасности юных потребителей, она обратила внимание на то, что Лига добилась внесения поправок в предпринимательский кодекс по части реагирования госорганов на жалобы физических и юридических лиц.

"Для нас важны параметры безопасности. Очень много детей страдают от аллергий, а за 50 тенге они возвращаясь из школы, могут купить конфеты, на которых нет номера телефона и адреса производителя, куда можно было бы обратиться. Естественно мы считаем, что бездействие госорганов в этом вопросе недопустимо", - сказала Романовская.

Она отметила, что с марта 2022 года в "Национальную лигу потребителей" обратились 4 189 человек, сумма ущерба, возвращенная гражданам составила 246 698 031 тенге. Романовская подчеркнула, что 99% споров между потребителями и продавцами Лига разрешила посредством медиации.

Также брифинг провели в алматинском Департаменте торговли и защиты прав потребителей, на котором подвели итоги деятельности за год и поделились планами.

По словам заместителя руководителя ведомства Нурлыбека Бимурзаева, в 2022 году к ним с различными жалобами обратились 4 139 жителей мегаполиса. В итоге работы департамента потребителям вернули 164 миллиона тенге.

"За прошлый год через приложение eOtinish к нам поступило 1 852 обращения, по Единой системе электронного документооборота – 2 287, из них 435 сообщений были перенаправлены из других государственных органов, а также из Комитета по защите прав потребителей", - добавил Бимурзаев.

Также за указанный период сотрудники департамента составили 33 административных протокола, из них 14 с проведением проверок. Вынесено 27 предупреждений и наложено шесть штрафов в размере 20 и 50 МРП.

Бимурзаев напомнил, что согласно законодательству, рассмотрение жалоб потребителей состоит из трех ступеней: продавец – госорганы – суд. В процессе задействованы «государственный» и «общественный» контроль, а также перечень профессиональных правозащитников. Более того, урегулировать споры можно и в досудебном порядке.

“Так, на первом этапе продавец обязан рассмотреть претензию покупателя самостоятельно или привлекая организации по защите прав потребителей. Это самая первая стадия, когда спорную ситуацию можно решить мирным путем. Неправительственные организации в данном случае выступают в качестве субъектов досудебного урегулирования. Вторая ступень предполагает подключение государства. То есть, если продавец не желает договариваться, покупатель направляет жалобу в Комитет по защите прав потребителей или в другой специализированный орган. Например, если продавец подкрутил весы или онлайн-магазин не прислал товар, то это уже «тянет» на мошенничество и является сферой работы МВД”, - пояснил спикер.

Лента новостей

все новости