Как в Казахстане внедряют сеть 5G? Большое интервью с техдиректором Tele2 и Altel Матвеем Тарасенко

cover

Технический директор казахстанского мобильного оператора рассказал о том, как Tele2 и Altel сначала успешно интегрировали две сети, а затем в сжатые сроки запустили прорывной проект по внедрению 5G. С какими препятствиями сталкивается Матвей Тарасенко и его коллеги, а также как Tele2/Altel удалось завоевать престижную награду Global Carrier Awards? Об этом читайте в материале.

Матвей Тарасенко в отрасли уже 24 года. За это время поработал с разными командами, поэтому убеждён: сейчас в Tele2/Altel собрались по-настоящему нужные специалисты. Все главные участники проекта по 5G ранее закалились на серьёзных кейсах. Это запуск Tele2 в 2010 году, тогда с нуля строили не только взаимоотношения с рынком, но и создавали организацию внутри. Сотрудники научились быстро организовывать работу, эффективно договариваться с подрядчиками. И самое главное – определять механику того, как двигаться по проекту.

Часть команды стояла за реализацией запуска 4G под брендом Altel. Это стратегический проект для Казахстана, потому как именно связь четвертого поколения дала мощнейший буст всей цифровизации страны. Этот кейс научил нас быть гибкими, находить нестандартные решения, которые помогали не терять темпа. Далее был проект по интеграции сетей Tele2 и Altel, который показал, что не шведские представители Tele2 приехали учить нас, а им самим придется брать на карандаш наши решения. В итоге за тот прорывной проект мы получили награду Global Carrier Awards (эта премия является наиболее престижной и крупной для телекоммуникационных компаний в сфере технологий, продаж и маркетинга) как лучший проект в Азии. Сейчас команда отдаёт все силы на 5G – новый важнейший для страны проект.

Про масштабную стройку 5G

Если смотреть стройку сетей 5G с точки зрения сложности, то проект интеграции Altel и Tele2 был сложнее. Там, помимо объединения сетей доступа, соединения различных решений и оборудования по «радио», мы объединили биллинг и ядро, унифицировали дата-центры. Это огромный труд всей компании,  не только технарей и айтишников. Поэтому браться за 5G было уже не страшно. Нам часто задают вопрос: почему мы строим быстро? Дело в том, что начиная с 2018 года мы проводили так называемую «домашнюю работу». То есть мы интенсивно строили, модернизировали 4G сеть. Всё это помогает нам сегодня. Получается, что те стратегические решения, что были приняты ранее дают плоды сегодня. И это несмотря на то, что мы параллельно реализовывали проект «250+» (обеспечение малых сёл связью и Интернетом), который тоже был признан передовым зарубежными экспертами. Сейчас мы двигаемся в два раза быстрее, чем наши коллеги, и двигались бы еще быстрее, если бы не ситуация с подрядчиками. 

Главное не количество, а качество

Мы развиваем и поддерживаем сеть намного меньшими силами, чем наши коллеги. Я не совру, если скажу, что количество экспертов, задействованных на всех проектах, в разы меньше, чем у наших коллег. Уровень экспертизы позволяет нам находить более эффективные решения.

Если говорить о нашей сети, то мы всегда используем последние решение от вендоров, будь то Huawei или Ericsson. Как только появляется новшество, мы тут же его «пилотируем», то есть тестируем, изучаем, досконально изучая суть до этих новшеств. Да, это большая и сложная работа, но зато мы всегда заранее готовы к тем ситуациям, которые возникнут.

Мы изначально ставим очень высокие требования к качеству инфраструктуры. Наши общие технические требования – это такое огромное священное писание для стройки и эксплуатации. Там отражена база знаний того, как должна строиться сеть. Не скрою, нас копируют наши коллеги по цеху. Значит это действительно качественный продукт. 

Первые на рынке 

Мы - первые на рынке начали виртуализацию сетевых элементов ядра и IT-инфраструктуры. Наша цель – до конца года получить по крайней мере 60% элементов в облаке. На очереди у нас также полная виртуализация платформы ядра. Это позволяет нам быть очень гибкими с точки зрения расширения сети. Эта инфраструктура более отказоустойчива, более гибкая в расширениях. В долгосрочной перспективе такие решения намного эффективнее. Эту историю мы начали несколько лет назад, понимая ее перспективность. И теперь достигли определённых успехов в этом. Такого рода подходы позволяют достаточно быстро разворачивать новые решения, новые сервисы. Так мы стали первым оператором, кто запустил технологию VoLTE (Voice over LTE), затем быстро преодолели отметку в миллион абонентов, кто успешно пользуется этой полезной функцией.

Теперь мы готовы к ряду новых решений, например VoWiFi (звонки по wi-fi). Когда рынок будет готов, мы сможем её развернуть достаточно быстро. То же самое с кейсами по 5G Standalone (собственные автономные сети 5G). В прошлом году мы уже все протестировали, запустили, проверили.

О проблемах в Астане 

Исторически в этом городе всегда было сложно строить. Когда не было еще Астаны, когда не было левого берега, я работал в другой компании и занимался планированием и оптимизацией. Уже тогда было очень сложно попасть на любой объект города. Уже тогда было очень много бюрократии. Плюс большой чиновничий аппарат, много госучреждений, где достаточно щепетильно относятся к тем же госсекретам. Ну и радиофобия там всегда процветала. За последние 2 года Астана очень сильно расширилась. Появилось множество жилых комплексов. Левый берег за 2-3 года застроился с нуля. И развитие коммуникаций, да еще и с учетом проблем, связанных с радиофонией, сильно отстает.

У нас по Астане стоит особый фокус. По сути, полгода большая команда живет в столице, в отрыве от семей и близких. Не скрою, им приходится самим ездить и уговаривать жителей, чтобы поставить базовые станции на крышах ЖК. В работу вовлечены акиматы. По ряду объектов также выезжали представители МЦРИАП. То есть сейчас госструктуры понимают, почему мы так «не быстро» строимся в столице.

Могу сказать, что решение, которое мы последние месяцы согласовывали с акиматами – строительство опор двойного назначения – даст большой положительный эффект для столицы. Я очень надеюсь, что в ближайшие полгода мы начнём там активно строить. К этому времени должны отладить работу инфраструктурные операторы в городе, с которыми мы будем активно взаимодействовать. Тут очень важна поддержка МЦРИАП и акимата столицы. Если раньше была парадигма, что операторы плохие, то при детальном изучении вопроса приходит понимание, что на самом деле это колоссальная работа на разных уровнях. 

Радиофобия 

Радиофобия, на самом деле – культурный вопрос. Да, это глобальная проблема. Но на самом деле радиофобов в обществе 10-15%. Получается, что десятая часть тормозит развитие цифровизации. Да, многое зависит от воспитания, уровня образования, понимания предмета. Но скорее важнее обратиться к остальным 85-90%: если пробудить их активность, то радиофобы перестанут быть проблемой. Если 85% жителей будут за развитие, будут отдавать свои голоса за связь и Интернет, которые сейчас такая же необходимость как электричество и водоснабжение, то всем будет гораздо комфортнее жить, совершать покупки, оплачивать счета.

Наша команды GR (Government relations) сумела провести работу по изменению законодательства, которое тоже поможет как Астане, так и другим городам. Если раньше для установки базовой станции нужно было собрать 100% подписей жильцов, то сейчас достаточно 51%. Я приведу простые цифры: внедрение этой поправки помогло ускориться в несколько раз. Если раньше мы в год строили порядка 20-25 базовых станций в столице, то за последние пять месяцев построили 60!

Партнёрский материал.

Лента новостей

все новости