Как урезонить табачников акцизами, или Что подсказывает японский опыт?

cover

В январе 2007 года Казахстан ратифицировал Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака и принял обязательство осуществлять комплексную политику в этом вопросе. Тем не менее комплекс мер борьбы, разработанный ВОЗ, не осуществляется в полном объёме. А предложения депутатов изменить акцизы на нагревательный табак вызывают в обществе бурю негодования и споров.

Законом Республики Казахстан от 11 июля 2022 года №135-VII ЗРК в Налоговый кодекс внесена ставка акциза на изделия с нагреваемым табаком (ИНТ) на уровне 70% от размера акциза на сигареты с изменением единицы измерения с килограмма на штуки.

Однако несогласная с таким положением дел группа депутатов недавно внесла новую поправку в Налоговый кодекс, требуя значительно снизить ставки акцизов на ИНТ. На этом настаивают и сами производители. Главный их довод заключается в том, что изделия, содержащие меньший процент никотина и табака, должны облагаться соответственно и меньшим акцизом, что звучит, на первый взгляд, разумно. Журналисты Orda.kz, разбираясь в этой теме, обратились к экономисту Эльдару Шамсутдинову. Он поясняет:

«С 2016 года и по сегодняшний день нет ни одного исследования, подтверждающего меньший вред от ИНТ. Центр по исследованию коррупции (OCCRP) опубликовал материал о работе табачных лоббистов в Италии (3-е место в мире по потреблению IQOS). PMI для обоснования утверждений о менее вредном IQOS отправила в Министерство здравоохранения Италии подборку исследований (в основном собственных) общим объёмом в 8000 страниц. Минздрав перенаправило заявку в Национальный институт здоровья с просьбой проанализировать содержание.

Восемь месяцев спустя институт выдал заключение на 90 страницах, в конце которого был однозначный вывод: PMI не представила достаточных доказательств того, что пользователи IQOS подвержены меньшим рискам для здоровья; компания не вправе это декларировать.

Ещё раз подчеркну, на сегодня нет доказательств того, что аэрозоль, выделяемый IQOS, принципиально хоть чем-то безопаснее сигаретного дыма. Людей, утверждающих о меньшем вреде от ИНТ, пора привлекать к ответственности за умышленное введение в заблуждение».

Лоббисты в качестве успешного примера перехода с сигарет на IQOS приводят опыт Японии. В 2014 году компания PMI здесь презентовала IQOS. Продажи стиков Marlboro Heatsticks для IQOS быстро росли, к 2019 году этот продукт занимал 17,4% японского рынка сигарет и табачных стиков. В период с 2011-го по 2019 год объём продаж сигарет в Японии снизился на 38%, снижение показали продажи всех табачных изделий. Таким образом лобби пытаются доказать, что если уж японцы – нация с культом здоровья и долголетия – приняли ИНТ как менее вредные, чем сигареты, то можно следовать их примеру.

фото Pixabay

Но что происходило в Японии на самом деле?

1. Сначала было выпущено медицинское исследование о меньшем вреде IQOS в отличие от традиционных сигарет. Однако позже выяснилось, что исследование скомпрометировано. В качестве экспертов выступали врачи, не имеющие компетенций, а руководитель исследовательского центра сказал, что подписал исследование случайно, не глядя.

2. Была запущенна массовая рекламная компания с участием молодёжных инфлюенсеров в Instagram, компания продвигалась с хэштегом #notriskfree (без риска). Молодежь, участвовавшая в компании, была введена в заблуждение «безвредностью» IQOS. Позже, когда факты нарушения вскрылись, компанию свернули, но эффект «безвредности» уже был получен.

Практика использовать молодёжь для продвижения ИНТ была не единична. Независимые друг от друга расследования Reuters и OCRP доказали, что табачные компании платили молодым блогерам по всему миру (Казахстан в том числе), чтобы они критиковали сигареты, предлагая «менее вредную» альтернативу своей молодой аудитории.

3. В Японии акциз на IQOS и другие ИНТ составляет 83% от сигаретного, поэтому японские власти не сильно давили на табачные компании.

Суммируя опыт Японии по внедрению IQOS, табачные компании теряли крупнейший рынок сбыта и вложились по максимуму в маркетинг, рынок сохранили и увеличили аудиторию, но за удержание рынка заплатили высоким акцизом (83% от сигаретного).

Меж тем в Казахстане сторонники повышения ставок акциза на ИНТ в лице антитабачной коалиции были так возмущены попыткой некоторых депутатов внести поправки в Налоговый кодекс, что написали целое обращение в адрес премьер-министра РК. Закон ведь был уже подписан, зачем вносить поправки и всё снова переигрывать?

Одно точно: бенефициаром в этом споре в любом случае станет бюджет страны. А вот проигравшей стороной всегда будут потребители, которые никак не могут «спрыгнуть» с никотина, переключаясь с сигарет на модные девайсы по нагреву табака и обратно. Ведь все мы знаем, что от пагубной привычки избавиться не так-то просто.

Лента новостей

все новости