Как строили жильё в Алматы в 90-е: постмодернизм, авторский дизайн, огороженные дворы, подземные паркинги

cover Фото Orda.kz

В 1990-е годы происходит спад в темпах ввода нового жилья. Строить стали гораздо меньше, зато больше не было типовых серий. Большинство новых домов делали по уникальным проектам. Квартиры стали просторнее, а дома красивее. При этом большие и уютные дворы-скверики и палисадники у подъездов остались достоянием советского прошлого. Девелоперов эти вещи уже не интересовали, сообщает Orda.kz. 

Хотя в первые два-три года государство достраивало некоторые районы и объекты, строительство которых началось или было уже конкретно запланировано в 80-е годы. 

Комплекс из нескольких 12-этажных домов в мкр. Аксай-1А по улице Момышулы выше улицы Раимбека / фото Данила Утюпина

Одно из таких мест — микрорайон Жетысу. В конце 80-х там понастроили девятиэтажные дома с несколькими подъездами, расположив их друг к другу под небольшим углом, из-за чего сверху район походил на пчелиные соты. В начале 90-х к этим комплексам со стороны улицы Саина впритык пристроили ещё по девятиэтажному дому с одним подъездом. 

Пристроенный девятиэтажный дом в мкр. Жетысу-2 / фото Данила Утюпина

Главной внешней изюминкой этих новых зданий стали изображения храмов, сфинксов и других архитектурных сооружений на торцах. 

Из-за плачевного экономического состояния в стране некоторые новые дома, построенные в ранние 90-е, смотрелись довольно депрессивно. Но при этом имели какие-то уникальные элементы на фасадах. Например, круги вокруг окон. 

Пятиэтажный жилой дом в мкр. Таугуль-3 на улице Жандосова, 184в / фото Данила Утюпина

Параллельно разворачивали свою деятельность коммерческие застройщики и девелоперы. Среди самых крупных — компании «Базис», «Век, «Элитстрой». 

И если в первой половине 90-х достраивались советские проекты, во второй начали появляться новые объекты с уже новыми стандартами — ограждения двора, отделка фасадов, улучшенная планировка квартир. 

Большая часть проектов этих лет ориентировалась на стиль постмодернизма. Его отличают индивидуализм, сочетание разных стилей, яркие цвета, обилие декора, закрытая территория. 

ЖК «Академия» на улице Жамбыла, 26 / фото Данила Утюпина

Многоквартирные дома часто строили на свободных участках в центральных жилых районах. 
Иногда эти дома были хоть и высотные, но совсем небольшие. Так как строили их также на небольших пустырях. 

ЖК «Академия» на улице Уалиханова, 121 / фото Данила Утюпина

Но если была возможность, то здание строили покрупнее. 

Жилой комплекс из трёх домов в мкр. Самал по улице Бектурова / фото Данила Утюпина

При этом двор мог быть совсем маленьким. Либо весь двор занимала автостоянка. 

Иногда это даже нельзя назвать двором. Скорее, просто придомовая территория. 

Огороженная территория вокруг дома по адресу Кабанбай батыра, 122; передняя часть (выше) и задняя часть (ниже) / фото Данила Утюпина

Зато почти всегда огороженная. Стремление отгородиться от остального мира — одна из знаковых тенденций жилых проектов в 90-е. 

Девятиэтажный дом с закрытым двором и охраной по улице Зенкова, 33 / фото Данила Утюпина

При въездах в богатые жилые комплексы даже были будки с охранниками. 

Девятиэтажный дом с закрытым двором и охраной по улице Зенкова, 33 / фото Данила Утюпина

Другие тенденции — это нередко наличие подземного паркинга, коммерческие первые этажи, миниатюрные и неуютные дворы, небольшое количество зелени вокруг дома или полное отсутствие, архитектурные изыски. 

Девятиэтажный дом с закрытым двором  по улице Шашкина, 9в / фото Данила Утюпина

Многие дома были уже не просто прямоугольными коробками серого или бурого цвета, а сооружениями с причудливыми геометрическими формами, выкрашенными в различные цвета (чаще всего белый, кофейный, кремовый, стальной, голубой, синий).

ЖК «Горстрой» с полукруглыми формами на пересечении улиц Аль-Фараби и Маркова / фото Данила Утюпина

Однозначным минусом таких вот помпезных домов были опять же дворы. Кое-где они были не просто миниатюрные, но абсолютно неуютные, без какой-то зелени. Это объяснялось тем, что они не приносили денег, в основном убытки. 

Двор ЖК «Горстрой» на пересечении Аль-Фараби и Маркова / фото Данила Утюпина

Во дворах сравнительно богатых жилых комплексов ставили беседки. Но таких объектов было очень мало.  

Двор комплекса из девятиэтажных домов с закрытым двором по улице Шашкина, 9в / фото Данила Утюпина

Вот как писал о тенденциях в градостроительстве тех лет выдающийся алматинский архитектор Алмас Ордабаев: 

«Ещё больший успех постмодернизм обрёл после развала СССР. Новый заказчик интуитивно оценил плюрализм новой проектной стратегии, плавно переходящей в популизм и далее в китч. В новой стилистике чётко прослеживается рекламно-дизайнерский метод проектирования в угоду разнообразных прихотей и навязчивых идей — от „дворянских усадеб“ и „дворцов“ до безумных экспериментов в экзотических этностилях. Постмодернизм стал удобной ширмой для прикрытия как низкого уровня культуры и амбиций заказчиков, так и степени конформизма и профессионализма архитекторов. И это ещё один весомый резон для сохранения эстетических ценностей исторической части города, созданной трудом настоящих профессионалов».

Материал подготовлен при содействии алматинских архитекторов Адильжана Псяева, Давида Каминского и Владислава Филатова. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости