Как «Орда» вернула фермерам воду, или Почему в Алматинской области в разгар посевной гибнет урожай

Сельхозсезон в селе Акши, что в Илийском районе Алматинской области, в этом году начался раньше обычного — весна выдалась тёплой. Казалось бы, повод для радости. Но май обернулся катастрофой: жара под 45 градусов и ни капли поливной воды. Журналист Orda.kz приехала в село, чтобы узнать, как прошёл посевной сезон, но вместо рассказов про работу на поле попала в самую гущу конфликта: десятки фермеров требовали воду и показывали пустые арыки. А к вечеру выяснилось: всё это можно было решить за день.
С самого утра разгорячённые фермеры спорили, ругались и пытались найти ответ на главный вопрос: «Где же вода?» В селе наступил водный коллапс при том, что ближайшее Куртинское водохранилище было наполнено. Однако каналы всё равно оставались сухими.

С наступлением весны люди радовались тёплой погоде и спешили выйти в поля. Фермеры засеивали участки люцерной — ценной кормовой культурой для скота, сажали овощи и бахчевые, надеясь на хороший урожай. Но всходы, которые пробились в начале месяца, высохли под палящим солнцем. В итоге картина нарисовалась, мягко говоря, неприятная: выжженные поля и отчаявшиеся крестьяне.
«Вот человек арбузы посадил — всё, он бросает, поле сгорело. А деньги вложил, землю надо перепахать и обработать, арыки, семена. Семена у нас все импортные, своих семян нет, поэтому они дорогие. Это всё деньги, мы в итоге попадаем. В прошлом году так же и было. Но чуть-чуть пораньше дали, а в этом году даже каналы ещё не готовы», возмущён фермер Игорь Шмидт.

Один майский день из жизни фермера — в нашем репортаже.
Последняя капля
В селе Акши живёт около пяти с половиной тысяч человек, но при этом почти все друг друга знают и здороваются по имени. Здесь есть акимат, две школы, спорткомплекс, Дом культуры и даже библиотека, которая, к слову, стала лучшей среди всех аулов Казахстана.
Действующих животноводов в селе около 100, зарегистрированных побольше — 270. Число растениеводов с каждым годом убавляется — сейчас их 97, но только половина из них фактически работает на полях.
К девяти часам утра на встречу к зданию акимата подтягивались десятки человек — растениеводы и животноводы. Все с одной проблемой: почему не пускают воду с Куртинского водохранилища, которое в десяти километрах отсюда, если вода там есть?
«Вода есть, накопитель есть. Раньше всю жизнь давали воду вовремя. Последние три года, даже уже четыре года ужесточили, вовремя не дают воду. У нас огороды, всходы мы посадили, а воду нам не дают. А почему не дают? Водоканал не готов. А почему не готов? Это же не наши проблемы. Целое Министерство водного хозяйства открыли два года как. А у нас только ежегодно вода дорожает», объясняет Игорь.




На дворе май, но жара стоит такая, будто самый разгар лета: больше 40 градусов. Земля растрескалась, а воздух здесь сухой и горячий. И в этой раскалённой атмосфере кипят не только поля, но и люди, которые понесли огромные убытки из-за погибших всходов.
Поле в кредит
О том, какими потерями это обернулось для местных крестьян и что такое фермерская жизнь в Акши, журналисту рассказал скотовод Игорь Шмидт, который вырос в этом селе и знает его вдоль и поперёк. На первый взгляд будни агрария — это про «трактор, поле и урожай». Но на самом деле это ежедневная трудоёмкая работа, борьба с погодными условиями, долгами, бюрократией и системой, в которой никто ни за что не отвечает.
«Ранней весной мы начинаем пахоту (вспашка, обработка почвы — прим. авт.), то есть готовим изначально почву, семена в землю сеем. Затем тянутся арыки и поливается земля, что должно было происходить с начала мая, но этого не произошло. В этом году люцерна, которую посеяли в апреле, сантиметров на 5–10 выросла. Но всё уже сгорело».
В этом году он снова вложился: взял два трактора в кредит по госпрограмме через «КазАгроФинанс», закупил импортные семена, подготовил поля. Только один гектар обходится минимум в 200 тысяч тенге. А если их пять — это уже миллион. Вся надежда на полив. Иначе деньги — в землю, а урожай — в никуда.
«Если бы воду дали в начале мая, как надо, как это раньше было, мы бы уже полили до 10 мая, было бы всё отлично. Это мы опять теряем 20–30 дней. А потом, пока мы скосим, пока мы уберём, пока она переболеет, пока второй всход даст, мы его уберём, второй укос — третий уже не успеваем. В августе воду опять закрывают, и всё уже. А если бы это было всё вовремя, то мы бы железно три укоса сделали, а то и четыре укоса. Последний в конце августа или начале сентября. На всё про всё полтора месяца уходит»,перечисляет Игорь.
Фермеры в Акши выращивают в основном люцерну, арбузы, огурцы, помидоры и картошку. У кого хозяйства побольше, те делают заготовки себе, а излишки продают подешевле для местных или везут на базар. Основной рынок в Алматы — Алтын Орда.
К тому же излишки нужны, чтобы расплатиться с наёмными механизаторами, средняя зарплата которых 150 тысяч тенге без бонусов и премий. Одни берут деньгами, другие — сеном.
«С одного гектара с укоса в среднем 150 тюков выходит. По тысяче тенге один тюк, вот считайте, это 150 тысяч с одного гектара прибыли. Это один укос. У нас здесь обычно берут по три укоса, четвёртый не выходит. А вот то, что сейчас с водой творится, первый укос всё уже, сгорел. Жара видите какая на улице, дождей нет».
Парадокс в том, что два села — Акши и Курты — находятся буквально под боком у Куртинского водохранилища. Но это не даёт гарантии, что вода пойдёт по арыкам.
«Девять миллионов стоит земля, семь миллионов на неё расход, 800 тысяч семена. А в итоге миллионы на воздух!» — жалуется фермер Сапарбай.


Аким, который не побоялся
Среди всех выделяется молодой мужчина в белой рубашке и брюках — исполняющий обязанности акима Куртинского сельского округа Дулат Абилгани. Обычно чиновники избегают журналистов, но не Дулат — он, наоборот, сам подходит, жмёт руку, ведёт к себе в кабинет и рассказывает всё как есть.
«Говорят „воды мало, запасов нет“, а я сам туда ездил — воды предостаточно. Они сбрасывают воду в реку, говорят, что опасно наполнять больше. В прошлом году делали экспертизу — никакой угрозы нет. Видимо, просто не хотят работать».
Представители Большого алматинского канала имени Д. А. Конаева называли разные причины: и опасность наполнения, и отсутствие договоров. Но в конце концов остановились на версии, что воду не могут запустить из-за должников, которые не оплачивают счета.
«Я писал письма везде: в прокуратуру, КНБ, БАК. Позиция такая: „Аким должен собирать деньги с должников“. Я у них спрашиваю: „Вы хоть уведомления раздавали этим должникам?“ Они говорят: „Вы должны раздавать“. Я предлагал офис (в здании акимата — прим. авт.), чтобы они собирали оплату и заключали договоры. У меня нет полномочий — это же коррупционные риски, акимат никогда деньги не собирает. Например, кто за газ собирает? Сами представители. За электричество кто собирает? Представители есть. Я говорю: „Выделите одного человека, пускай деньги сами собирают“. Нет, не хотят».

Он говорит не как бюрократ, а как человек, которому самому больно за то, что происходит. Ему вода не нужна — у него нет хозяйства. Но он бьётся за односельчан, что удивило журналистку. В итоге после пары часов бурных обсуждений в село приехал представитель БАКа Абзал Рахимбаев, в сторону которого полетели обвинения:
— Мы даём воду, но от вас нет никакой оплаты. За два года никто не платил! — говорит представитель.
— Кто не платил? У кого фамилии? — парируют из толпы.
— Каждый должен. Кто поливную воду брал — все.
— Покажите договор! Где? У нас он без даты!
— Оплата через тендер, через одного человека в селе. Или через акимат.
— А вы выше народа, что ли?! Скот нечем поить. Всё, что посадили — погибает. Вы скажите, кто у нас должен? Или вы просто не хотите давать воду? Вы же сами сказали: хотите — таскайте вёдрами. Это ваша позиция? — выкрикивает один из мужчин.
В результате представитель БАКа пообещал, что воду пустят сегодня же — сейчас промоют каналы, а затем сбросят воду. Фермеры решили сделать перерыв и пригласили журналистку на шубат.
Гостеприимство — второе имя
Жамбыл ага — местный аксакал, хозяин 60 верблюдов. Он любит встречать гостей и угощает всех шубатом. Вместе с женой они переехали в село Акши с двумя верблюдами, но со временем поголовье разрослось. Сейчас они продают шубат как местным, так и в город.
«Мне 71 год, благодаря шубату я хорошо выгляжу и чувствую себя. Верблюжье мясо тоже полезно — в нём нет холестерина. Горб используют для лечения геморроя — надо есть каждый день, и недуг проходит. Раком болеют, сюда приезжают из Алматы и Шымкента, лечатся — сразу из-под верблюда пьют свежее молоко»,говорит Жамбыл ага, протягивая пиалу.




На 15 минут за пиалой шубата забываются жара и проблемы, но, к сожалению, ненадолго. Между разговорами местный мобилограф Серик сказал, что, скорее всего, промывку не запустили. А на собрании так объявили, чтобы журналистка уехала из села, подумав, что проблема решена:
«Чтобы успокоить людей, сказали, что воду открыли. Как вы уедете, опять этот хаос начнётся».
Вместе с и. о. акима и фермерами мы поехали на водохранилище, чтобы удостовериться в словах представителя БАКа.
Сухие обещания
Водохранилище начали эксплуатировать ещё в 1967 году. Его используют для орошения как Илийский, так и Жамбылский район, который находится южнее села. Во времена Советского Союза рядом с Куртинским водохранилищем были овощехранилища — сейчас их уже не занимают.


Дулат Абилгани подчеркнул, что при сбросе воды должен быть громкий и характерный звук воды, но никто из присутствующих его не услышал.
Слова Абзала Рахимбаева оказались пустыми обещаниями, потому что идущие от водохранилища каналы остались сухими, а перед дамбой не было напора из-за отсутствия необходимого количества воды. Полосу уровня видно на фото.


Мы проверили и поля, где не было даже намёка на воду, на что указывает фермер Сапарбай, чьи поля тоже попросту сгорели.
В итоге мы вернулись обратно в село и стали ожидать уже заместителя директора БАКа Самата Енсегена.
Так кто виноват?
Мужчина приехал в Акши ближе к вечеру. Его появление вызвало новую волну обсуждений и споров.
«Вы думаете, дайте воду — и всё? А проблема-то остаётся. Мы каждый год с этим сталкиваемся. Просто теперь ещё и СМИ подключились — вот хоть что-то сдвинулось. Но давайте разберёмся по-честному. Кто крайний всегда? БАК. У кого вода — тот и виноват»,отвечает на обвинения Самат Енсеген.
Он признаёт: система сбоит. Нет чёткой схемы взаимодействия с фермерами, нет прямых договоров, нет нормальной предоплаты. Всё на уровне «договорились — не договорились», и на каждом этапе — бюрократические тупики.
«Я бы тоже хотел, как с электросчётчиком: включил — и плати по факту. Но у нас такого закона нет. Питьевая вода — по счётчику, а поливная? Всё на словах, всё через посредников. А если ещё и документы у людей не в порядке? Один оформил, другой нет — и из-за второго первый страдает. А заявления никто не пишет. Все только говорят».

В зале Дома культуры ему возражают: это не повод перекрывать воду целому селу. Кто-то не оформил бумаги, а у остальных уже всходы сгорели.
«Вы говорите: „Дайте только мне и моему соседу“. А как мы это реализуем, если у нас по договору нет механизма выборочной подачи? У вас долгов нет — хорошо. А у 46 человек есть. Как мы это обойдём?»парирует представитель водных ресурсов.
Ещё один острый момент — оплата. По закону БАК не имеет права собирать наличные. Нет кассового аппарата — нет чека — нет легальности. Но и акимат не может этого делать из-за коррупционных рисков. В итоге деньги за воду оказываются ничейной зоной ответственности.
«Фермер знает только свои права. А обязанности кто помнить будет? Все хотят воду, но некоторые бесплатно. А потом шум».
В зале начинаются крики. Люди готовы платить, но требуют ясности: где конкретные договоры, фамилии, суммы? На что получают в ответ:
Первая капля
После бурного собрания, которое длилось около двух часов, было решено: воду всё-таки дадут сегодня. Снова едем на канал — теперь действительно видно: течёт! Пока канал только промывают, но наутро здесь будет течь долгожданная вода.
«Если бы не вы, никто бы не пошевелился. Вы вмешались, вы решили вопрос. Видели, утром кто приехал? Никто не приехал. Проблему надо поднимать»,с благодарностью говорит и. о. акима Куртинского сельского округа Дулат Абилгани.
Самат Енсеген, замдиректора БАКа, тоже говорит серьёзно:
«Вы не отпускайте эту тему. Это же не только фермеров касается. Это наша общая беда — никто не хочет работать на упреждение. Все просыпаются, когда уже жарит под 45».
Этот раз закончился победой — пусть запоздалой, на фоне выгоревших полей. Воду дали, но не потому, что система сработала, а потому что люди вышли на улицы и шум дошёл до заголовков. Именно это пугает больше всего: складывается впечатление, что в Казахстане фермеры получают воду не по графику, не по договору, а по степени шума и давления.
Из года в год повторяется одно и то же. Кто-то не заплатил — и без воды остаются все. Бумаги подписаны — но без даты. Каналы не готовы — потому что никто не знает, кто их должен готовить. Ответственные — в каждом ведомстве и ни в одном.
Фермерам нужен график подачи воды, понятные договоры, прямое взаимодействие и минимум посредников. Им нужна система, которая работает до того, как земля сгорит, а не после очередного скандала.
Потому что если ничего не изменится, в следующем мае люди снова скажут те же слова: «Посадили, взошло — и всё сгорело. Воды не дали».
Но люди из села Акши явно не робкого десятка, они так или иначе добьются своего трудолюбием и упорством.
Orda.kz направила запросы в ведомства, чтобы разобраться, как же всё-таки наладить эту систему.
Читайте также:
Лента новостей
- Сильнейшим палуаном Казахстана стал военнослужащий
- Что собираются сделать с рощей Баума, рассказали в акимате Алматы
- Учитель физкультуры в Семее отстранён после избиения ученика
- В самолёте Air China загорелась литиевая батарея, лежавшая в ручной клади
- Эскорт российских Су и турецких F-16: стало известно, как Путин доберётся до Будапешта
- Тысячи тонн казахстанского лука потерялись в России
- Россия разрешила ввозить пшеницу из Казахстана
- Тегеран заявил об утрате правовых оснований для санкций
- Кому выгодны «космические» цены на коммуналку в Казахстане?
- Димаш против Олжаса, языковой скандал и мохнатые трусы. Что обсуждали соцсети на неделе
- Земельный скандал в Алматы: аким взял вопрос на контроль
- Депутат Бапи посетил в колонии марафонца Жыланбаева: о чём он рассказал и чего не упомянул
- Премьер морозит цены. В армии РК снова волна смертей. «Орда» на конференции ОБСЕ
- Разрывное ДТП в Алматы: пять человек пострадали
- Бывший глава Антикора получил должность заместителя генпрокурора
- Киберпреступность в РК: откуда к нам лезут хакеры с мошенниками и как от них защититься
- Протесты зумеров на Мадагаскаре: временным президентом стал военный
- Беги, Фостер: куда делись обещанные боинги Air Astana?
- Цены на бензин заморозили: в Минэнерго объяснили, что это значит
- Днём ясно, ночью мороз — прогноз погоды на 18 октября