Как на Кок-Жайляу сажали деревья, а Мэлс Елеусизов испортил всем настроение

cover Фото: Orda.kz

Красивое место близ Алматы, Кок-Жайляу, давно стало яблоком раздора между чиновниками, бизнесменами и экоактивистами. Предприниматели хотели построить там горнолыжный курорт, общественники сопротивлялись, потом президент курорт строить запретил. Но недавно разговоры о курорте возобновились. А активисты заявляют, что их потихоньку выдавливают из координационного совета. На днях на Кок-Жайляу массово сажали ели. Журналист Orda.kz отправилась посмотреть, что там и как.

На высоте две тысячи метров над уровнем моря, в урочище Кок-Жайляу, в субботу утром собрались пять сотен добровольцев, чтобы посадить шесть (с небольшим) сотен саженцев тянь-шанской ели.

Фото: Ксения Клеева / Orda.kz

Ранее организаторы заявляли, что приедет аким Алматы. Но он не приехал.

Зато прибыл вице-министр Нуркен Шарбиев, который сказал, что территория Иле-Алатауского национального парка — одно из красивейших мест нашей страны.

«Идея была посадить четыре миллиона саженцев и для начала охватить три ключевых региона — города Алматы и Астану и область Абай. Неделю назад ребята уже стартанули в Абайской области, сегодня – продолжение в нашем родном городе Алматы, а через неделю – в столице», пояснил всем присутствующим заместитель председателя правления Halyk банка Даурен Сартаев.

Настроение чиновников и бизнесменов сильно подпортил своим выступлением общественный деятель и эколог Мэлс Елеусизов. Эксперт напомнил, что природа национального парка под угрозой, потому что власти снова взялись за проект Almaty Superski:

«Я прошу послушать молодёжь. Создание здесь горнолыжного курорта — это крупнейшая афера. Я поднимал этот вопрос, и бьюсь, и стою до сих пор на этой точке, что никакого горнолыжного курорта здесь делать нельзя. Во-первых, он не будет работать, потому что здесь быстро уходит снег. Мы должны защитить Кок-Жайляу. А там глубокая мысль — просто захватить эти земли, чтобы построить себе особняки и быть как бы небожителями. Я категорически против. Я стоял и буду стоять на этом. А вы, молодёжь, как раз должны понять, что вам жить дальше. И чтобы сохранить Кок-Жайляу, мы должны сегодня объединиться. Мы долго проводили акции по защите. Сначала президент поддержал — отменил идею строительства лыжного курорта. А сейчас он опять дал добро. И мы должны сейчас вновь подняться и защитить Кок-Жайляу. Это наша святая обязанность. Будем вместе решать эти проблемы. А то, что вы высаживаете деревья, это очень хорошо, это очень нужно»

Зрители похлопали экологу. То ли чтобы поддержать, то ли потому что он закончил выступление. Повисла неловкая пауза. Чиновники скривились. Никто больше не вспоминал об этом разговоре. Праздник во что бы то ни стало должен был продолжаться.     

Фото: Ксения Клеева / Orda.kz

Речи прозвучали, а значит, пришло время сажать. Внимание людей перехватил ведущий, чтобы разрядить обстановку. Перед тем как приступить к посадке елей, он попросил участников прослушать краткий инструктаж инспекторов Иле-Алатауского национального парка. Но перед этим сделать ещё одну красивую фотографию.

Фото: Ксения Клеева / Orda.kz

Людям раздали перчатки. Ведущий на счёт три объявил официальную посадку деревьев. «Вы делаете шаг в историю», — объявил он. Участники двинулись к склону горы — к заранее заготовленным лункам.

Во время посадки елей люди то и дело отвлекались на свои гаджеты, и основную работу приходилось делать работникам парка.  

«Вы дерево посадили? Сфотографировали? — спросила учительница у своих учеников на склоне. — Молодцы! Умницы! Рада за вас!»

«Внуки! Дети! Смотрите, я посадила дерево!» говорила в камеру своего телефона девушка.
Фото: Ксения Клеева / Orda.kz

«Сначала мы с вами занимаемся посадкой деревьев, а потом получаем вознаграждение — вкуснейший обед и развлекательная программа», — звучали слова из колонок. Казалось, люди шли, как заворожённые, чтобы заслужить награду. Замотивированные обедом и вкладом в светлое будущее.  

«А сейчас осознайте, что вы являетесь одними из первых, кто оставляет след в истории нашего Иле-Алатауского национального парка», продолжил ведущий

И было в этом что-то гипнотическое.

Эхо разносило по окрестности звуки песни под домбру. Люди столпились возле музыканта и стали подпевать.

Ведущий продолжал поддерживать атмосферу, заполняя паузы. Но, кажется, никто не слушал.  

Ближе к полудню солнце в горах припекло, и народ утомился. Сделав дело, люди направились в сторону кейтеринга, чтобы укрыться в тени, присесть, попить.

Многие так и не добрались до вершины и часть саженцев не посадили. Инициатива, хоть и благородная, но оказалась для подготовленных физически.

«Раз уж мы взялись, давайте доведём дело до конца!» призвал ведущий

Группа мужчин взяла лопаты и отправилась наверх.

Акция прошла успешно. 

Фото: Ксения Клеева / Orda.kz

Мы ни в коем случае не умаляем значимость происходящего. Но в атмосфере праздника, посреди всей этой красоты, всё же есть над чем подумать.

По пути на Кок-Жайляу с дороги видно здание котельной, которое построили для предыдущего проекта Almaty Superski. Этот проект остановил своим поручением президент Токаев в октябре 2019 года.

На официальном сайте Иле-Алатауского национального парка говорится, что начались проектно-изыскательские работы. Это значит, что процесс создания горнолыжного курорта на Кок-Жайляу снова запущен. По данным релиза, геологи и геодезисты приступят к изучению рельефа, грунтов и подземных условий местности, чтобы безопасно и устойчиво спроектировать инфраструктуру Almaty Superski.

Получается, так или иначе, горнолыжному курорту быть?

Читайте также:

Лента новостей

все новости