Как месторождение Боранбаева в качестве подарка государству может обернуться корпоративным шантажом

cover Коллаж Orda.kz

Экс-сват Дариги Назарбаевой подарил государству компанию, стоимость которой оценивается в 35,4 млрд тенге. В активах предприятия Phystech II – нефтяное месторождение "Северный Каражанбас". Передача 100% акций произошла уже после вынесения приговора Кайрату Боранбаеву. Orda.kz узнала мнение экспертов, почему эта сделка может в будущем принести неприятности

Компания Phystech II, чьи акции размещены на Казахстанской фондовой бирже, 3 октября опубликовала данные об изменениях в списке владельцев. Вместо ТОО "Холдинговая компания "КазТурбоРемонт" новыми акционерами стали предприятие "КазСтройПроект-А" (99,28%) и Кайрат Боранбаев (0,72%). Они недолго владели активом и уже 4 октября провели собрание акционеров или совета директоров, где решили подарить 100% акций государству. 

Как и где провели встречу – неизвестно, также как и то, каким образом Кайрат Боранбаев подписывал документы и присутствовал на встрече, если он находится в СИЗО 

Читать также: Кайрат Боранбаев вернул государству нефтяное месторождение на миллиарды тенге

Полная гласность: журналистов должны были пригласить на сделку

Юрист Сергей Уткин рассказал корреспонденту Orda.kz, что процедура передачи компании Боранбаева государству должна была пройти открыто в присутствии СМИ, нотариуса и адвоката.

«Чтобы соблюсти этот принцип, властям следовало при совершении сделки обеспечить максимальную прозрачность: пригласить всех партнеров Кайрата Боранбаева по бизнесу, нотариуса, адвоката, обеспечить Боранбаеву возможность общения с ними наедине для выяснения свободы волеизъявления. Также не помешало бы пригласить журналистов, в присутствии которых совершилась бы сделка, после этого предоставить возможность Боранбаеву и его партнерам ответить на все вопросы СМИ»,  объяснил юрист.
Сергей Уткин

Уткин преполагает, если Кайрат Боранбаев вдруг захочет вернуть свои активы, то правительство Казахстана в любом случае предъявит претензии по вопросу их приобретения. 

«Риск будущих исков, естественно, имеется. Хотя с другой стороны, всем понятно, что большинством активов господин Боранбаев обязан исключительно своей близости к семье Назарбаева, а не своим личным качествам как бизнесмена. Поэтому если подобный процесс в будущем и состоится, то со стороны государства, думаю, выкатят ему также множество претензий относительно справедливости приобретения этих активов. В общем, это логичный итог экономики, построенной Нурсултаном Назарбаевым, где право собственности на самом деле совершенно не охраняется Конституцией, а гарантировано лишь хорошими отношениями с властью»,  подытожил Сергей Уткин.

На те же грабли 

По мнению финансиста Расула Рысмамбетова, безвозмездная передача государству прав на владение компанией из камеры в СИЗО, Высокий суд Лондона, к примеру, воспримет как рейдерство. 

«Лучше всего такие активы, а в Phystech II было ещё месторождение нефтяное, передавать не государству в лице комитета по приватизации и госсобственности Минфина, а реализовать с аукциона. Вообще договор дарения, когда человек находится в заключении, штука сомнительная и далеко не все юристы её одобрят. Дело в том, что такое дарение из камеры СИЗО, судом Лондона может восприниматься как рейдерство в стиле дела/иска Анатолия Стати. Да, Боранбаев – не иностранный гражданин, однако знающий юрист может найти какие-то иностранные деньги в инвестициях для Phystech II»,рассказал Рысмамбетов корреспонденту Orda.kz. 

Финансист считает, что Казахстан закладывает мины на будущее и это может привести к печальным последствиям. Вызывает вопрос, кого же привлекли в качестве консультанта по оформлению этой сделки.  

"Не знаю, какая английская компания консультировала Минюст и генпрокуратуру в этом вопросе, но надеюсь, это не те, кто заработал миллионы на иске против Стати. Неоднократно говорили, что иностранные юристы, которые консультировали правительство по этому делу – также финансово «помогали» решающим людям в Казахстане. Таким ребятам, которые берут по 3-5 тыс. долларов за час работы, любой иск на 2-3 года – это источник денег. Высокая вероятность, что мы закладываем мины на будущее против себя же. И если у Phystech II найдётся иностранный бенефициар хотя бы на 2-3 млн долларов или кому-то этот Phystech II за границей должен денег, иски обязательно «выстрелят». Напомню, что дело Стати начало приносить неприятности только через несколько лет после того, как у него забрали актив",заключил  Рысмамбетов 
Расул Рысмамбетов/ фото с личной страницы Facebook 

Экономист Айдархан Кусаинов считает, что к этой сделке больше подходит термин "гринмейл" – нечто напоминающее корпоративный шантаж. Впоследствии присутствует вероятного того, что внезапно объявится пострадавший от этой сделки, который в суде будет отстаивать право на признание её недействительной.

«Это не первый такого рода "подарок стране" и не первый даритель. Удивительно, что страна принимает такие подарки при всей очевидности "засады". Несогласен с автором только в одном: вопрос не в консультантах, а в логике государства. "Дарение" из СИЗО очевидно не нормально. Такие мины могут сработать и без участников сделки и даже помимо их воли», сообщил Кусаинов.  
Айдархан Кусаинов / фото с личной страницы Facebook 

В 1999 году компания Анатолия Стати Tristan Oil получила лицензию на разработку месторождений Боранколь, Толкын и блока Табыл в Казахстане. Спустя девять лет, когда организация начала приносить доходы, у молдавского бизнесмена начались проблемы. Внезапно офис Tristan Oil на регулярной основе начали приходить сотрудники различных ведомств с проверками. А затем компания получила неподъёмные штрафы и обвинения в неуплате налогов. В 2010 году активы Анатолия Стати национализировали. В 2013 году арбитражный суд в Стокгольме встал на сторону бизнесмена, но иностранный инвестор до сих пор не получил компенсацию. 

Верховный суд Швеции 14 июня отказал Казахстану и Нацбанку РК не удовлетворил апелляционную жалобу. Благодаря чему Анатолий и Габриэль Стати получат 75 млн из 560 млн долларов. В сентябре Верховный суд Нидерландов разблокировал акции фонда «Самрук-Казына» в KMG Kashagan на сумму 4 млрд долларов.

Читать также:

Лента новостей

все новости