Как казахстанский фильм «Взаперти» переименовали в Claustro и он победил на американском кинофестивале

cover фото Владислав Брянов

На этой неделе киноиндустрию облетела новость о победе отечественного фильма-ужасов на Бостонском кинофестивале научной фантастики. Orda.kz поговорила с режиссёром Олжасом Баялбаевым о том, почему ужасы и триллеры в Казахстане на подъёме

На Бостонском фестивале, который проходит уже в 49-й раз казахстанская картина Claustro победила в номинации «Лучший фильм». Фестиваль хоть и не первого порядка, но идёт уже много лет и пользуется признанием кинокритиков. Мы спросили у режиссёра Баялбаева, почему картина была не очень успешна дома, а за океаном он получил первый приз. 

«Пытался из него сделать максимально понятный коммерческий психологический триллер, но, как мне показалось, получился какой-то супер авторский элемент. На участие в Бостонском кинофестивале, я так понимаю подала заявку студия. Изначально мы не планировали подавать картины ни на какие фестивали. Да, интересно, что американцам понравилось. Они оценили, они мне звонили и задавали вопросы тоже, и объясняли, почему им нравится этот фильм»,  говорит режиссёр. 


фото Владислав Брянов
фото Владислав Брянов

Картину по повести Александра Мендыбаева «Квартиранты» снимали  в помещениях «Казахфильма» Qara Studios, в пейзажах фигурирует Капчагайское водохранилище.

«Дали фильму название, через год выяснилось, что примерно в то же самое время вышел американский фильм, который на русском назвали тоже «Взаперти». Год писали сценарий, готовились несколько месяцев и снимали 27 смен. Потом один год монтировали, и вот получился фильм. Для фестиваля ему сменили название на Claustro», поясняет  Баялбаев. 

Возможно в США его оценили больше чем в Казахстане, потому что режиссёр – выпускник американской киношколы. 

«Потому что именно это для меня очень важно, что награда американская, не европейская, например. Я учился в Америке, и меня учили снимать кино именно по-американски, по-голливудски. Даже когда я смотрю фильмы, мне важно, чтобы были поворотные пункты правильные в истории: структура по Джону Труби, Блэйку Снайдеру, Роберту Макки. Я в восторге, что меня поняли».  

В Казахстане по мнению режиссёра фильм тихо прошел в прокате из-за актёрского состава. 

«Возможно, потому что там все актеры славянской внешности.  И вообще я часто сталкиваюсь с таким осуждением, что режиссер казах, в Казахстане снимали, почему нет казахов. Я  отвечаю, что, я прочитал книгу, и материал диктует, что это такие вот, славянские герои, я такими их увидел. Материал гораздо важнее, чем какие-то наши там хотелки», уверен режиссёр.   
режиссер Олжас Баялбаев, фото Владислав Брянов
режиссер Олжас Баялбаев, фото Владислав Брянов

В последние пару лет казахстанское кино переходит от бесконечных комедий к драмам – «Бакыт», триллерам и хоррору. Это дебютная полнометражка Айсултана Сеитова «Қаш», очень успешный в прокате «Дәстүр» Куаныша Бейсека. Почему так -  спросили у автора Claustro.

«Наверное пришло время приучать казахстанского зрителя к другим жанрам. Детективам, психологическим триллерам. Мне кажется любой захватывающий жанр имеет потенциал на успех в кинотеатрах. Убийства, мистика – это всегда интересно». 

Казахстанское кино набирает силу и популярность и как показывает статистика занимает уже 15% всех кинопоказов в стране, а по сборам – ещё больше. Национальная киностудия «Казахфильм» больше сдаёт в аренду помещения, чем снимает кино. На прошлой неделе на церемонии запуска нового сезона президент «Казахфильма» Азамат Сатыбалды  заявил Orda.kz что в ближайшие пять лет собирается вывести студию на самоокупаемость, но пока необходимо много бюджетных денег, чтобы площадка соответствовала современным требованиям к кинофабрикам. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости