Как Казахстан может превратиться в мясного гиганта и потеснить Бразилию на мировом рынке - мнение эксперта

cover Источник: istockphoto.com

У Казахстана большой потенциал в развитии мясного животноводства и превращении в международного гиганта, но этому мешают отсутствие конкурентного рынка и ограничения, вводимые правительством в целях насыщения внутреннего рынка. 

Министерство сельского хозяйства сообщило, что в Казахстане растёт поголовье сельхозживотных. Так, численность крупного рогатого скота (КРС) на 1 августа увеличилась на 2,7% и составила 9,68 млн голов. Лошадей стало больше на 7,7%, поголовье составляет 4,2 млн. Численность овец возросла на 3,6% до 23 млн голов. Вместе с тем, снизилось поголовье птицы на незначительные 0,3% до 49,6 млн голов, количество коз уменьшилось 3,9% до 2,6 млн голов, свиней на 2,7% до 818,3 тыс. голов.

Источник: stat.gov.kz

За полгода объем производства мяса всех видов в убойном весе во всех категориях хозяйств составил 666,7 тысячи тонн, что на 4,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам 2022 года произведено 924,4 тыс. тонн мяса. Внутренний рынок полностью обеспечен животноводческой продукцией за счет отечественного производства, за исключением мяса птицы. Доля импортной курятины на рынке страны составляет 33%.

Тем не менее, в отрасли имеются и существенные проблемы. О них корреспонденту  Orda.kz поведал исполнительный директор Мясного союза Казахстана Аскар Жубатыров

Аскар Жубатыров. Фото из личного архива
Поголовье действительно растёт, это видно даже невооружённым глазом, когда мы ездим по сельской местности. Из этого можно сделать вывод, что запущенная в 2013 году программа «Агробизнес-2020» дала свои плоды. До 2013 года в Казахстане не было промышленного производства мяса. Скот весь был беспородный, содержался в основном в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), а качество мяса было низким, сообщил спикер. 

При этом из-за пандемии, закрытия российского и китайского рынков, ограничительных мер правительства РК по экспорту живого КРС, экономической рецессии в Казахстане закрылось около 30% отечественных мясных фермерских хозяйств. 

В Казахстане постоянный рост предложений на рынке мяса, спрос же остаётся более-менее стабильным. Если население страны увеличивается на 1-1,2% в год, то поголовье скота – на 4%. 

По информации Аскара Жубатырова, в 2021 году производство говядины в РК составляло около 540 тысяч тонн. А потребность - 500 тысяч тонн. То есть в прошлом году профицит был порядка 40 тысяч тонн. Это около 200 тысяч голов скота. 

Несмотря на это, цены на мясо не снижаются и растут на 7-10% в год (ниже официальной ежегодной инфляции). Но роста цен рядовой фермер не ощущает из-за наличия на рынке посредников, перекупщиков, которые всем рулят на местных базарах и контролируют цены как для поставщиков, так и для конечных потребителей. Они ломают рыночное ценообразование. И это одно из главных препятствий для устойчивого развития животноводства в стране. 

«Тёмные» скупщики действуют так: фермер приезжает на рынок и выставляет на продажу своих животных. Ему никто не препятствует продавать. Но целый день к нему приходят одни и те же люди, которые находятся в сговоре и предлагают продать свой скот за одну и ту же крайне низкую цену. И уже под вечер приходит новый человек, но из той же команды, предлагает цену чуть выше, но на уровне себестоимости, и фермер обычно соглашается. Так как других вариантов нет. Торговать несколько дней живым скотом, который нужно кормить, поить, убирать за ним, ожидая нормального клиента, плюс самому где-то жить — это очень сложно, рассказал директор Мясного союза.

С другой стороны, этот фактор вынуждает некоторых производителей закрываться, так как разводить мясной скот для них становится нерентабельно. Цены на корм, на пшеницу только растут. Осложняют ситуацию климатические бедствия, в частности продолжительные и сильные засухи. Но компенсировать эти издержки путём повышения стоимости фермеры не могут.

Источник: stat.gov.kz

Второй момент: раньше в Казахстане остро стояла проблема монополистов, латифундистов и крупных хозяйств, владеющих громадными территориями, водоёмами, лучшими землями. Простым же сельчанам и новым предпринимателям было негде разводить, пасти и поить скот. Подобные проблемы остаются в определённых зерносеющих областях.

Другое дело, что эти земли распределяют не всегда грамотно и справедливо. Но это уже явления местечковой коррупции, а не дефицита земли. 

Третий момент: существует проблема слабой обводнённости пастбищ. В Казахстане вообще остро стоит водный вопрос. В своё время в стране была программа по пробивке скважин на всех пастбищах. Под это выделялись субсидии. Однако из-за коррупции и многочисленных нарушений в расходовании выделенных средств, правительство скорректировало программу и сильно урезало финансирование. Что сильно осложнило жизнь добросовестным фермерам. Эксперт считает, что необходимо продолжать практику обводнения пастбищ. 

Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы одним из условий получения госсубсидий было наличие ёмкостей и технологий для собирания талых и дождевых вод. Я видел много таких примеров в Австралии. В Казахстане нужно продвигать эту тему как можно активнее,   отметил Аскар Жубатыров. 

Четвёртый момент: перевыпас скота, вытаптывание пастбищ, деградация земли. Но это, в основном, касается ЛПХ, чьи владельцы пасут животных недалеко от своих населённых пунктов и постоянно ходят по одним и тем же маршрутам. 

Пятый момент: слабая ветеринария, которая то и дело оборачивается вспышками ящера, бруцелёза и даже сибирской язвы. Это делает продукцию РК крайне не привлекательной на зарубежных рынках. 

Шестой момент: самая главная проблема мясного животноводства – это отсутствие справедливой цены. Чтобы решить эту и ряд других проблем в животноводстве, необходимо создать и защищать свободный, конкурентный рынок, где производители сами смогут решать сколько скота выращивать, кому и по какой цене продавать. В таком случае у производителей не будет никаких проблем со сбытом. Будь это в живом виде или в мясе! 

Потенциальные рынки сбыта для казахстанской говядины - это РФ и КНР, где совокупный дефицит составляет порядка 3 млн тонн в год. В настоящее время четыре казахстанских мясокомбината имеют право экспортировать замороженную говядину в КНР. Но в этой нише наши предприниматели не конкурентоспособны, так как там доминирует бразильская замороженная говядина. Учитывая, что в Бразилии круглый год тепло, скот находится на пастбищах постоянно, а это, в свою очередь, дает низкую себестоимость. Причем поставлять свою продукцию Бразилия может морскими путями, которые всегда дешевле сухопутных. 

В итоге Казахстан со 6-7-ю месяцами стойлового содержания Бразилии не конкурент. Зато у страны очень большой потенциал в поставке охлаждённого (парного) мяса, которое можно продавать в Китай, где оптовая закупочная цена килограмма такой говядины достигает порядка 11 долларов. В Казахстане же средне розничная равна 6 долларам.

Поэтому для дальнейшего развития отрасли мясного скотоводства, Министерству сельского хозяйства РК необходимо приложить огромные усилия и сфокусироваться на вопросе открытия охлажденки. При таком раскладе, отрасль будет развиваться в конкурентной среде без субсидий и делать отрасль более привлекательной, считает собеседник.

Справедливая цена – это главное условие развития отрасли. Тогда сюда пойдут новые предприниматели и инвесторы, уверен директор Мясного союза Казахстана. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости