Как государство использует деньги негосударственных фондов: разбираем на примере одного моста в Семее
Фото акимата области Абай
В разных регионах Казахстана работают формально независимые общественные фонды, аккумулирующие средства для нужд местных госорганов. Речь идёт об огромных суммах. Один из таких фондов, созданный в ЗКО, собрал 73,5 миллиарда тенге для помощи жертвам наводнения (и попал недавно под проверку прокуратуры). Редакция Orda.kz решила разобрать специфику негосударственных фондов, помогающих государству, на примере фонда «Ақ Ертіс» в области Абай.
История
28 мая 2025 года аким области Абай Берик Уали приехал ознакомиться с ремонтом на подвесном мосту в Семее. Глава региона крайне заинтересован происходящим. Он поручает подрядчикам выполнить работы качественно и вовремя.
Всё происходящее старательно фиксируется журналистами, сотрудниками пресс-службы акимата. И это правильно! Подвесной мост Семея — наболевшая тема. Построенный более 20 лет назад, в последний раз он полноценно ремонтировался... никогда. Ни разу за все годы существования на нём не меняли даже асфальт.
Так что ремонт моста, затеянный Бериком Уали, для Семея счастье.
Никакой иронии. Ремонт подвесного моста — то, за что можно было бы похвалить новую администрацию. Но при изучении деталей возникают вопросы.
Первый и самый главный (который никто из журналистов почему-то не задал): какое отношение акимат имеет к ремонту моста? Почему аким области вообще что-то поручает подрядчику?
Ведь акимат (областной или городской) не оплачивает и не заказывает этот ремонт. Во всех источниках указано, что заказчик работ — общественный фонд «Ақ Ертіс».
«Финансирование осуществляется за счёт средств указанного фонда. Бюджет города Семея на эти работы средства не выделял», опубликовало 10 июля информацию местное СМИ Arnapress.
То есть некий малоизвестный общественный фонд решил сделать городу подарок. Отремонтировать за сотни миллионов подвесной мост. Из ответа отдела транспорта и автомобильных дорог Семея следует, что основную роль в этом ремонте играет «Ақ Ертіс», а отдел транспорта выступает лишь балансодержателем сооружения и представителем акимата.

Получается, работы заказал и оплатил фонд, отдел транспорта дал на них разрешение...
А контролируют их и. о. акима города Бекжан Бапышев и аким области Берик Уали. И они не сотрудники отдела транспорта. Не руководители, не учредители фонда «Ақ Ертіс» (о руководителях и учредителях мы ещё поговорим позже).
Не могли же чиновники области Абай присвоить себе заслуги общественной организации?
А может быть, мы чего-то не понимаем? Может быть, там всё совершенно не так? Может быть, областной акимат помог фонду собрать деньги? Или наоборот, уговорил каким-то способом создателей фонда отдать собранные ими деньги на ремонт моста?
Orda.kz поняла бы намного больше, если бы чиновники не отказались предоставить нам ответы на все запросы, касающиеся стоимости ремонта, характера взаимоотношений фонда и акимата, исполнителя работ (да, нам официально отказались назвать даже фирму, которая ремонтирует мост). О тайнах вокруг ремонта моста и его оплаты — немного ниже, ближе к концу статьи.
Начнём наш разбор с ответа на вопрос: что это за фонд?
По данным портала Kompra.kz, общественный фонд «Ақ Ертіс» был зарегистрирован 22 августа 2022 года в городе Семее области Абай (вскоре после назначения акимом области Нурлана Уранхаева) и сменил руководителя и учредителей в мае 2025 года (вскоре после назначения акимом области Берика Уали). Фонд относится к категории малых предприятий с частной формой собственности. Основной вид деятельности — работа общественных организаций. Юридический адрес фонда: город Семей, улица Абая Кунанбаева, дом 99. Кстати, здание постоянно использовалось госструктурами. При ВКО в этом здании находилось городское казначейство, Нурлан Уранхаев переселил туда городской Дом дружбы.
Согласно данным публичной кадастровой карты, обладателем участка является ГУ «Восточно-Казахстанский межрегиональный департамент геологии и недропользования Комитета геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан „Востказнедра“ в городе Усть-Каменогорске».


Карта, вероятно, устарела. Или же этот участок в самом центре Семея так и числится за усть-каменогорской организацией.
Можно ли представить, что независимый негосударственный общественный фонд зарегистрирован по адресу здания, где располагалась государственная структура? На участке земли, принадлежащем государственной организации? В принципе... да. Представить можно.
То, что фонд был зарегистрирован сразу же после создания области и прихода Нурлана Уранхаева, тоже большого удивления не вызывает.
С момента создания фонд перечислил в бюджет 51 521 566,66 тенге налогов. В 2022 году отчисления составили 464 762 тенге, в 2023 году — 1 282 069 тенге, в 2024 году — 13 285 310 тенге, а в 2025 году — 36 489 425,66 тенге.
Чем занимается фонд «Ақ Ертіс»?
Единственным найденным источником о целях фонда является небольшая цитата на сайте Gov.kz.
«Целью деятельности фонда „Ақ Ертіс“, согласно уставу фонда, является достижение социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных целей, а также других целей, направленных на обеспечение общественных благ»,цитата с портала Gov.kz
Звучит внушительно. Но всё же немного непонятно. Чем в итоге занимается фонд?
Попробуем подойти к вопросу с другой стороны. Всего за время существования фонд попадал в прицел объективов СМИ четыре раза.
В декабре 2022 года он провёл благотворительный бал, собрал 35 миллионов тенге.
В 2024 году профинансировал в Семее строительство детской железной дороги на острове на 2,5 миллиарда тенге.
В 2025-м отремонтировал подвесной мост. На сумму, которую чиновники почему-то несколько раз отказались назвать.
Раньше, при Нурлане Уранхаеве, доходы и расходы фонда на городскую инфраструктуру почему-то не скрывались. Если название фонда звучало, то называлась и сумма, которую он предоставил и даже откуда взялись деньги. При Берике Уали правила поменялись.
Впервые же фонд привлёк к себе массовое внимание, когда собрал 500 миллионов тенге на ликвидацию последствий пожаров в заповеднике «Семей Орманы».
Теоретически становится понятна цель фонда. Он собирает деньги.
Последний кейс также немного объясняет работу «Ақ Ертіс». Как следует из скриншота выше, одним из организаторов сбора выступал акимат области Абай. В сборе приняли участие и акиматы других областей.

Для сбора фонд открыл специальный счёт.
«На сегодня на каждую семью составлены персональные карты необходимой помощи в рамках бюджетных и внебюджетных средств. Кроме этого, создан спецсчёт в благотворительном фонде „Ақ Ертіс“ для оказания помощи пострадавшим и ликвидации последствий пожара», уточнил тогда аким области Абай Нурлан Уранхаев.
То есть сборы на счета фонда как минимум частично осуществляются при участии государства. И это «частично» на самом деле означает «весьма широко». Госорганы помогают фонду собирать деньги. И госорганы помогают их распределять. На нужды города и области.
Orda.kz не получила ответа на вопрос, контролировало ли государство как-то деньги, собранные при поддержке областного акимата на счета фонда. Собственно говоря, мы вообще никаких ответов на вопросы по поводу фонда не получили. Хотя открытие отдельного специального счёта для пожертвований по замыслу администрации Уранхаева явно предполагало возможность проведения каких-то контрольных мероприятий. Для прозрачности процессов. Но концепция со временем поменялась.
А как подобные структуры работают в других областях Казахстана?
12 сентября 2025 года «Уральская неделя» распространила информацию, что антикоррупционная служба в ЗКО ведёт досудебное расследование деятельности благотворительного фонда «Акжайык», который аккумулировал средства для ликвидации последствий наводнения весной 2024 года.
«Прокуратура области по согласованию с Генеральной прокуратурой начала проверку деятельности фонда. Сейчас проверка приостановлена из-за проведения Антикоррупционной службой по ЗКО досудебного расследования деятельности фонда», сообщает «Уральская неделя».
По данным издания, во время паводка 2024 года акимат ЗКО подписал трёхсторонний договор с фондом «Акжайык» и всеми компаниями, которые перечисляли деньги в поддержку пострадавших от наводнения. По договору фонд получал средства спонсоров. И перечислял их по документам, предоставленным подразделениями акиматов области и города.
То есть акимат сперва показывал спонсорам, куда отправлять деньги. Спонсоры отправляли их в фонд. А потом акимат показывал фонду, на что их тратить.
Теоретически это совершенно законная схема.
Единственная её проблема — значительная непрозрачность. Госорганы в этой схеме получают «в подарок» миллиарды от спонсоров. Но тратят их по своему усмотрению. Это не средства госбюджета, их не мониторят. В любой момент какой-то отдельный чиновник может принять решение... например, купить дешёвенькие однокомнатные квартиры по цене 60–100 миллионов тенге. Вдвое-втрое дороже, чем они стоят на самом деле. И продавца квартир выбрать знакомого. И поделить с ним прибыль. Это лишь простейшая из возможных комбинаций.
Однин из фактов, привлекших внимание журналистов, — руководитель фонда купил автомобиль за счёт процентов от пожертвований.
Тлеккабыл Имашев очень эмоционально отреагировал на вопросы журналиста «Уральской недели». Вот какой диалог с ним состоялся:
— Tucson купил, ну и что? Нам было необходимо средство передвижения. Какое отношение это имеет к вам? Зачем вы меня спрашиваете? Это мой частный фонд! Это собственные средства, с депозита. Я их заработал.
— Но ваш фонд не вёл никакой другой деятельности, кроме сбора пожертвований для жертв наводнения. На какой вашей деятельности вы заработали деньги для депозита?
— Пожертвования были на депозите. Мы проценты заработали. Я на 218 миллионов оказал помощь. Да, из процентов. И зачем вы мне эти вопросы задаёте?! — снова возмутился Имашев
Важный момент: в ЗКО при всём вышеуказанном есть некий контроль. Заключён трёхсторонний договор с акиматом. В области Абай на вопрос о том, какие проекты и на какие суммы были реализованы с участием госорганов при помощи средств фонда, Orda.kz ответа не дали.
За счёт спонсорских средств в ЗКО было собрано 73,5 млрд тенге. На эти деньги куплено 2011 квартир и 777 домов, восстановлено 19 дамб. До создания фонда его руководитель Тлеккабыл Имашев работал руководителем управления внутренней политики. Это заставляет нас задать следующий вопрос.
Кто руководитель и учредитель фонда «Ақ Ертіс»?
Фонд в области Абай аккумулирует миллиарды, пожертвования компаний мирового уровня. Нельзя, чтобы такое происходило бесконтрольно. И судя по данным портала Kompra.kz, там нет случайных людей. Сплошь хорошо проверенные на государственной службе. Большая часть руководителей и учредителей фонда «Ақ Ертіс» — бывшие государственные служащие. Конечно, не руководители управлений, как в ЗКО. Но тоже видные люди.
«С момента основания в руководстве и составе учредителей произошли изменения. Первым руководителем была Гулжан Каирхановна Алтынбекова, учредителями — Галия Абдугалиевна Жуасбаева и Зауреш Рамазановна Исабаева. В мае 2023 года сменился руководитель, а в мае 2025 года фонд возглавил Жасулан Толеубекович Сапаргалиев. Учредителями стали Амантай Хайроллинович Утельбаев и Нурлан Батташович Сыдыков»,выдержка из данных Kompra.kz.
Гулжан Каирхановна Алтынбекова работала начальником отдела финансов Петропавловска, начальником отдела образования Семея, трудилась в отделе экономики и бюджетного планирования Семея.
Галия Абдугалиевна Жуасбаева руководила хосписом города Семея управления здравоохранения области Абай.
Зауреш Рамазановна Исабаева долгие годы работала в городском отделе внутренней политики, была руководителем отдела образования, заместителем акима города, руководителем аппарата, директором Центра обучения языкам.
В мае 2025 года после прихода Берика Уали сменились и руководитель, и учредители.
Амантай Хайроллинович Утельбаев много лет возглавлял отдел ЖКХ Семея.
Нурлан Батташович Сыдыков —бывший депутат, бывший аким Бескарагайского и Жарминского районов, бывший руководитель СПК «Ертic».
Единственный нечиновник в этом списке — Жасулан Толеубекович Сапаргалиев. Никаких сведений про его административную карьеру нет. Но судя по данным на портале Gov.kz, как и аким области, он выходец из села Ойшилик.
Откуда фонд «Ақ Ертіс» берёт деньги?
В 2023 году многие семейчане удивились, с какой скоростью были собраны 500 миллионов на ликвидацию последствий пожара. Обсуждалось, что такой подход может стать эффективным способом решения городских проблем. Не нужно, мол, ждать решений акимата. Хочешь отремонтировать улицу или благоустроить двор — объяви сбор. Реальность оказалась одновременно сложней и проще этих надежд.
Изучая источники, можно предположить, что бóльшая часть средств поступила в фонд не от физических лиц, а от крупных добывающих компаний. Очень крупных. Международного уровня.300 из 500 миллионов на ликвидацию последствий пожаров фонду перечислила Eurasian Resources Group.
«Чрезвычайная ситуация в области Абай потрясла всех нас. В этот момент как никогда важно проявить единство. Борьба с последствиями стихии ещё предстоит. Мы в ERG скорбим в связи с трагедией, унесшей жизни наших соотечественников. Средства, выделенные компанией, пойдут на восстановление и оказание необходимой помощи региону»,сказал тогда председатель совета директоров ERG Александр Машкевич.
Строительство детской железной дороги на острове профинансировали медедобывающая компания KAZ Minerals и Бакырчикское горнодобывающее предприятие.
«Большое содействие реализации крупного социально значимого проекта оказали медедобывающая компания KAZ Minerals, проспонсировавшая закупку тепловоза и вагонов, и Бакырчикское горнодобывающее предприятие, осуществившее масштабное строительство. В рамках соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с акиматом области Абай БГП в 2024 году выделили 2,5 млрд тенге в общественный фонд „Ақ Ертіс“»,писало 30 ноября местное издание «Объектив-Восток».
После 10 августа 2025 года эта публикация почему-то была удалена. Но она всё ещё доступна в кэше Яндекса.
Что беспокоит Orda.kz в ситуации с подобными фондами?
Жители Семея и других городов скажут, что ничего плохого в вышеописанном нет. Акимат ремонтирует мост. Согласимся. В ремонте мостов действительно нет ничего плохого. Но непонятно, почему госорганы отказались озвучить стоимость ремонта моста и название компании, которая его делала.
Уточним, что, грубо говоря, вытаскивать деньги из подобных фондов довольно просто. Берётся «своя» компания, берётся смета, завышается раза в три-четыре, так что работы, которые стоят 300 миллионов, неожиданно начинают стоить, допустим, миллиард. Мы никого не обвиняем, это пример.
Формально все в выигрыше. Жители получают хорошо отремонтированный мост. Компания получает 600 миллионов прибыли. Немного непонятной остается позиция предприятий, которые пожертвовали деньги.
Непонятно и то, что когда мы запросили информацию, как оплатили недавний ремонт на втором мосту Семея, автогужевом, этот вопрос полностью проигнорировали. Возможно, работы там также были оплачены из средств фонда?
И почему при Нурлане Уранхаеве связь акимата и фонда чиновники признавали? И суммы, потраченные на определённые проекты озвучивали. (Мы не идеализируем фигуру господина Уранхаева, в прошлых проектах фонда тоже нужно будет разбираться. Но при Берике Уали в фонде «сменили часовых» и перестали давать даже минимальную информацию.)
Огромные суммы собираются при участии государства, но полностью вне его контроля. Огромные суммы тратятся при участии государства, но достаточно закрыто и, возможно, с большими коррупционными рисками.
И это не вопрос одного фонда и одной области. Это вопрос общеказахстанский. Мы лишь разобрали его на примере области Абай.
Ведь крупные отечественные предприятия, жертвуя деньги, ожидают, что деньги эти потратят на то, на что их направили. То есть на благоустройство города, покупку домов для пострадавших от наводнения, помощь для тех, кто пострадал от пожаров... Но при определённых обстоятельствах это оборачивается коррупционными рисками и завышенными сметами.
Orda.kz планирует продолжить изучать ситуацию с подобными фондами в Казахстане вообще и в области Абай в частности.
Читайте также:
Лента новостей
- За хорошее поведение: власти Франции сняли с Дурова ограничения на перемещения
- Дело о смерти девушки в опорном пункте: майора выписали из больницы и выгнали с работы
- Токаев поблагодарил Путина за успешный визит
- Светофоры не работают, на дорогах коллапс: жители Алатауского района несколько часов сидят без света
- Бывшего профессора КазГЮУ внесли в российский список террористов и экстремистов
- Казахстан и Марокко будут выдавать друг другу преступников
- Казахстан заключил стратегическое соглашение с John Deere на 2,5 млрд: куда пойдут деньги
- Тайная беседа и окно в мир: итоги поездки Токаева в Москву
- Хаос на казахстанско-китайской границе: пятые сутки в фурах гниют продукты
- Казахстан отправил 18 тонн гуманитарной помощи в Афганистан
- Суд поставил точку в деле кызылординской школьницы, которая попала в секс-рабство
- Лифт с рабочими сорвался в Астане — один погиб
- «КазМунайГаз» хочет заполучить долю «Лукойла» на Карачаганаке
- Казахстан снова признали «несвободной страной» в интернете
- Участника ОПГ Хасана будут судить за громкое убийство бизнесмена в Алматы
- Банк Кулибаева нарастил прибыль на сотни миллиардов тенге
- Аким объяснил, как будут бороться с разрухой в кокшетауском «Сучьем хуторе»
- «Я не работаю с родственниками»: Боранбаев о McDonald’s, «Кайрате» и новом стадионе для Алматы
- В районе, где убили агрария, погиб второй фермер
- Концерт Jah Khalib снова требуют отменить



