Кайрата Сатыбалды и других олигархов заставляют тратить украденные миллиарды на казахстанских детей

cover Изображение сгенерировано нейросетью DALL-E

Антикоррупционный комитет наглядно показал, что можно правильно «усваивать» деньги и имущество, отнятые у коррупционеров, — не в личных целях, а в пользу народа. На примере Кайрата Сатыбалды изучаем, как на грязные миллиарды можно построить чистое будущее: комфортные школы, детские лагеря и центры для особенных детей. Подробнее в репортаже корреспондента Orda.kz.

На том, что наши экс-чиновники и олигархи должны вернуть активы, полученные не самыми законными (читай — преступными) способами, строилась риторика и фундамент „Нового Казахстана“. Поднявшиеся при Елбасы «бизнесмены» могли поделиться — либо добровольно через Фонд Народу Казахстана, либо теряя имущество через суды. Прошло несколько показательных громких процессов: Кайрат Сатыбалды, ранее имевший иммунитет благодаря известному родственнику, в „Новом Казахстане“ оказался под следствием. 

Его тёзка Боранбаев тоже — правда, в итоге легко отделался, но несколько жирных кусочков у него всё-таки оттяпали. Других олигархов власть пощипала закулисно и негласно, но в результате огромные средства вернулись в бюджет страны.

Комфортные школы за некомфортные деньги

27 июня Антикоррупционный комитет организовал пресс-тур для журналистов по объектам, возвращённым государству. Например, гимназии № 96 и 97 в Астане, построенные на деньги, отобранные у коррупционеров. Это уже ставшие стандартом для Казахстана «Комфортные школы».

Оборудованы они действительно удобно для детей. При этом такие школы никак не отличаются друг от друга, вне зависимости от того, на чьи средства они построены — государственные или коррупционные. По крайней мере, именно в этом нас заверили представители управления образования Астаны.

На вопрос журналистов, фиксировались ли попытки хищений этих средств при строительстве, представители Антикора уверили, что всё находится под контролем.

Цены в школьных столовых очень демократичные. А детей с первого по четвертый класс кормят бесплатно
«Всеми уполномоченными органами ведётся работа по своей части. В свою очередь антикоррупционная служба занимается мониторингом конфискованного имущества, чтобы с ним не совершали никаких неправомерных действий. Пока никаких досудебных расследований не зарегистрировано»,  отметил старший следователь Управления финансовых расследований, поиска и возврата активов Максат Имангазин.

Предложение размещать фотографии коррупционеров или именные таблички на объектах, построенных за их счёт, следователь встретил с улыбкой:

«Законопроект по ведению реестра коррупционеров сейчас находится на рассмотрении. Это, наверное, больше вопрос к нашим нормотворцам. Если депутаты выйдут с такой инициативой и поддержат её, то соответствующий законопроект будет принят. Как ни крути, частная жизнь в нашей стране неприкосновенна, даже осуждённые люди имеют право на личную жизнь».

К 2025 году коррупционеры с лёгкой подачи силовых ведомств «подарили» стране 61 школу. Это не только Астана, но и весь Казахстан. В этом году планируется построить ещё 25 школ.

Детям — коттедж, коррупционерам — тюрьма

Следующий объект, который посетили журналисты, — роскошный особняк Кайрата Сатыбалды в центре Астаны. Если раньше известный олигарх предавался здесь буржуазным размышлениям, то теперь тут творятся по-настоящему полезные дела.

В наследство от олигархов оздоровительным центрам досталась вся эта безвкусица. Впрочем, сотрудники не жалуются — раньше у них и этого не было

После передачи особняка в госсобственность здание отдали столичному управлению образования, и там открыли центр психолого-педагогической коррекции. Здесь бесплатно проходят реабилитацию дети со всего Казахстана.

Раньше здесь был фонтан. А теперь сцена для детей
«Помимо самой недвижимости, здесь были драгоценности, мебель, техника. Сейчас всё это реализуется или уже реализовано. Есть несколько эксклюзивных драгоценностей, которые мы, к сожалению, не можем показывать или называть, потому что тогда их стоимость значительно упадёт. Так устроен зарубежный рынок, на котором мы их продаём. Скажу даже так: большая часть уже продана», рассказал официальный представитель Антикоррупционной службы Данияр Бигайдаров. 
Вся территория утопает в зелени, столь редкой в столице

Здание полностью переоборудовали: открыли кабинеты, установили детские площадки, создали службу диагностики и сопровождения. При необходимости специалисты направляют детей на дальнейшее лечение.

На территории — несколько домиков. Основной коттедж и два гостевых и здание с бассейном
«Сейчас по всей стране проходит тур по объектам, возвращённым государству в рамках антикоррупционной работы. Один из таких объектов — Центр реабилитации и педагогической коррекции для детей, располагающийся на территории 1,2 гектара с оценочной стоимостью более 5,2 млрд тенге», сообщил Бигайдаров.

С начала 2022 года в государственную собственность вернулись активы на сумму 1 трлн 152 млрд тенге. Эта сумма касается только возвращённых активов. Дополнительно поступают средства в рамках уголовных дел, связанных с коррупцией.

Затем журналисты отправились в область — почти два часа дороги, чтобы увидеть элитную недвижимость Сатыбалды, которая теперь принадлежит акимату Астаны.

Акимат передал её Дворцу школьников имени Махамбета Утемисова для организации детского лагеря, причём бесплатного. Почему возникла такая сложная схема владения, пока неизвестно. Но лагерь получился великолепный, не уступающий знаменитому «Артеку».

Сразу ощущается свежий воздух, запах хвои.

Здесь ребята могут рыбачить

Повсюду шагают отряды детей, поющих лагерные песни и выкрикивающих кричалки, есть озеро, где ребята могут заниматься спортивной рыбалкой, и лес, кажущийся бесконечным. Согласитесь, слишком жирно одной семье владеть таким великолепием. Вполне логично разделить это с детьми Акмолинской области.

Лагерь расположен в селе Барап, в 120 километрах от Астаны. Его стоимость — 7,9 млрд тенге, площадь — 13 гектаров. Здесь отдыхают дети от восьми до 13 лет, преимущественно из многодетных и малообеспеченных семей.

Лобное место здесь было ещё до детского лагеря. Зачем оно было нужно семейству Сатыбалды, неизвестно

Доступны походы, экскурсии и короткие заезды на выходные. Летом восемь смен по семь дней. Одновременно в лагере могут находиться до 1400 детей, а за год здесь успевают отдохнуть более 7000 человек.

В будущем руководство планирует сделать лагерь круглогодичным.

Лагерю досталась вся инфраструктура и постройки, но от некоторых вещей пришлось отказаться — например, от зоопарка. Некоторое время его обитателями занимался лагерь, но затем местное лесничество подало на них в суд, утверждая, что животных содержали в неподобающих условиях.

«Суд мы выиграли. Но животные чуть ли не пропали — а может, и пропали. Мы их специально растили, кормили, поили. Для детей это же было просто уникально! Даже суд встал на нашу сторону. Потом лесничество звонило и предлагало, чтобы мы снова взяли животных к себе, но я сказал, пусть сами занимаются — это их прямая обязанность. Вроде животных потом отправили в Карагандинский зоопарк. Там были яки, олени, маралы — причём маралы были ручные», рассказал директор Дворца школьников им. М. Утемисова Вадим Моторин.
На въезде в лагерь установлена вертолётная площадка

В апреле 2024 года Антикор уже рассказывал о конфискации активов Кайрата Сатыбалды. Тогда речь шла о возврате государству дополнительных имущественных активов более чем на 50 млрд тенге.

О том, как Кайрат Сатыбалды и банда салафитов захватили отель в Алматы, читайте подробнее здесь.

Читайте также:

Лента новостей

все новости