Качество связи и плохой интернет: как в РК решают эти проблемы и при чём тут радиофобы

cover

Компания Beeline провела образовательный курс о мобильной связи, где журналистам рассказали про рост тарифов, радиоволны и воровство на базовых станциях, а также ответили на самые острые вопросы

От чего зависит качество связи? Почему операторы не могут решить проблемы раз и навсегда? Почему дорожают тарифы? И, наконец, интернет в Казахстане лучше или хуже, чем в других странах? У нас дороже или дешевле, чем у соседей? Этот пул вопросов способен встревожить любого казахстанца, который пользуется мобильным телефоном и интернетом. А если добавить сюда неоднократное возмущение премьер-министра Алихана Смаилова, который месяцем ранее на заседании правительства заявил, что казахстанцы обоснованно жалуются на связь, за которую платят, то градус обсуждения вокруг этой темы накаляется ещё больше.

Компания Beeline провела образовательный курс о мобильной связи, куда пригласила журналистов и всех заинтересованных специалистов в области медиа, чтобы раз и навсегда ответить на злободневные вопросы. Мероприятие состоялось в гибридном формате, а перед гостями выступили директор по эксплуатации мобильной сети Руслан Аюпов и эксперт по корпоративным коммуникациям Сергей Ким.

Радиочастотный спектр – что это такое?

Эксперты компании постарались на пальцах объяснить, как казахстанцы делят между собой интернет и мобильную связь. Например, немаловажную, если не основную роль здесь играет такое явление, как радиочастотный спектр. Чтобы можно было представить – это как одно большое полотно, которое разделено между разными пользователями.

Сергей Ким. Фото Orda.kz

«Что нужно знать о радиочастотном спектре? Это радиосигналы, которые как невидимый ресурс, но этот ресурс довольно ограничен. Он принадлежит государству, и государство его распределяет между разными организациями. Например, гражданская авиация, силовые структуры и операторы связи, все те, кто пользуется радиоволнами. И операторы платят государству деньги за временное пользование. От чистоты радиоволн зависит радиус его действия. Главный вопрос, который задают себе абоненты: как эти радиочастоты влияют на качество связи? Мы стараемся доступно и подробно отвечать на этот вопрос», – сказал эксперт по корпоративным коммуникациям компании Beeline Сергей Ким.

Он попробовал объяснить это на примере дороги: каждое утро, выезжая на работу, вы выбираете путь, например, по проспекту аль-Фараби, если живёте в Алматы. И в этом случае аль-Фараби как отрезок радиочастотного спектра, по которому данные двигаются от одной точки к другой. Но если по этому пути двинетесь вы, ваши соседи, родные, коллеги, то через некоторое время на аль-Фараби начинает образовываться пробка из-за того, что большая нагрузка, сказал Сергей Ким.

«Но если у оператора есть ещё одна частота, то появляется дополнительный маршрут, и абоненты могут ехать по двум путям. Таким образом пассажиропоток увеличивается, а дорога, наоборот, разгружается. Этот пример показывает, каким образом дополнительные радиочастоты важны для операторов и почему для нас важно, чтобы этот ресурс пересматривался и распределялся эффективно, потому что это напрямую влияет на клиентский опыт абонентов».

Следующим понятием, которое представили журналистам, стала базовая станция. Их существует два вида и при этом они разной высоты. Если говорить простым языком – это некая вышка, башня, на которой расположено оборудование. При этом в городах чаще всего используется крышная позиция, за счёт неё не нужно строить большие сооружения.

«Возможно, вы обратили внимание, по трассе стоят 50–75 метровые вышки. У каждого из нас есть телефон, он напрямую связан с этими антеннами. Наверное, вы обращали внимание и на плоские антенны на домах, вышках, трассах и так далее. Ваш телефон принимает уровни сигналов от ближайшей базовой станции. Когда вам нужно совершить звонок с телефона, его принимает ближайшая станция и направляет дальше в оборудование контроллеров, которое управляет пулом определённых базовых станций. Далее после обработки в контроллере, система понимает, где вы, и передаёт это всё на коммутаторы. Коммутатор считывает, в какой локации находится ваш собеседник, и отправляет сигнал ему на телефон», – рассказал о том, как передаётся звонок, директор эксплуатации сети Руслан Аюпов.

Руслан Аюпов. Фото Orda.kz

«Помимо оптики у нас любят воровать аккумуляторы»

Что происходит, когда случаются перебои со связью? Оказывается, помимо самой базовой станции, каждому оператору необходимо иметь кондиционеры, потому что оборудование должно работать при определённом температурном режиме. Все базовые станции оснащены аккумуляторами. Это обязательное условие на случай, если отключат электропитание.

«Хотелось бы отметить, что ёмкость аккумуляторных батарей не безгранична, бывают жалобы, что интернета нет или "упала" станция. То есть аккумуляторы подразумевают под собой какие-то кратковременные отключения, они не могут держать вечно. На узловых станциях мы ставим дизельные генераторы на случай длительных отключений, так как дизельный генератор способен работать неделями. Также на наших вышках по трассам вы можете наблюдать посты охраны. Охрана нужна для пресечения воровства, которое наносит нам большой ущерб. Раньше наши вышки соединялись фидерным трактом. Фидер – это медный кабель. Именно из-за меди происходило воровство. Сейчас мы заменили фидер на оптику, это позволило сократить количество краж и избежать технических проблем», – рассказывает Аюпов.

Помимо оптики, как выясняется, воруют и аккумуляторы. Один из таких случаев произошёл в новогоднюю ночь. Сотрудникам Beeline пришёл аварийный сигнал о том, что на одной из узловых станций вскрыли дверь и украли аккумуляторы.

«Когда вся страна отмечала Новый год, наши дежурные выехали ловить преступников. За три часа нашим сотрудникам удалось добраться до места происшествия, но там уже никого не было, и аккумуляторов в том числе. Всё дорожает, и стоимость таких конструкций тоже возросла, одна такая конструкция стоит 100 млн тенге, и цены растут. Компания несёт потери, которые для качества обслуживания нужно оперативно восстанавливать», – говорит Аюпов.

Оптоволокно – один из самых надёжных способов передачи информации, но и один из самых дорогих. Примерная стоимость одного километра составляет около 5–6 млн тенге. Также из минусов – не везде можно протянуть оптику, и не везде это целесообразно, отмечают в компании.

«Самая распространённая среди нас – это радиорелейная система. Её особенность в быстром развёртывании практически в любой местности. Но для того чтобы организовать РРЛ, у нас должна быть прямая видимость между двумя круглыми антеннами. Если прямой видимости нет, то организовать РРЛ-трансмиссию невозможно. В Алматы мы сталкиваемся с тем, что в неделю две-три станции переносим из-за того, что в городе растут деревья, а также хаотично и очень быстро строят дома, развязки. И это всё приносит нам колоссальный объём работы. Кривизна земли негативно влияет на РРЛ-трансмиссию, поэтому, когда вышки далеко расположены друг от друга, то мы можем не пройти по нормам. У нас в стране с этим всё сложно», – говорят эксперты компании.

Есть ещё и спутники. Запустив их, можно избежать проблем со стройкой и обслуживанием вышек и сложных наземных систем. Но Руслан Аюпов говорит: спутники – недешёвое удовольствие, по спутнику у нас проходят только телефонные звонки. Но огромный плюс спутника – это возможность развернуть его, где угодно.

«Какое решение у нас есть для того, чтобы уйти со спутников и перейти на РРЛ? Для этого нам нужна прямая видимость. Сложность в отдалённости посёлков от райцентров и отсутствии там сетей электропитания. Никто на себя такие обязательства не берёт, так как это колоссальные затраты. В Актобе и Караганде у нас два пилотных проекта, мы поставили солнечные панели. Мы предупредили акиматы близлежащих районов, чтобы они провели беседу с населением. Если будет акт вандализма, то мы просто сюда не вернёмся, а население будет без интернета», – заключил Аюпов. 

Борьба с радиофобией

Эксперт по корпоративным коммуникациям Сергей Ким отмечает: помимо проблем с распределением сигналов и кражей оборудования, в Казахстане есть ещё одна – радиофобия.

Радиофобия – страх, радиотревожность, комплекс нервно-соматических психических и физиологических расстройств, иногда трудно поддающихся лечению, выражающихся в боязни различных источников ионизирующего (радиация) и неионизирующего электромагнитного излучения.

Каждая третья стройка в стране осложняется радиофобией, отмечают интересную статистику в Beeline.

«Радиофобия – не новшество. Если посмотреть историю, то в 1918 году с изобретением радио люди связали появление испанского гриппа. В 2003 году атипичную пневмонию связали с 3G. В 2009 году запуск 4G связали с птичьим гриппом. У нас есть фото и видео, где наши монтажные бригады закидывали камнями. В Южном Казахстане приезжали «братки», которые угрожали вывести наших сотрудников в багажниках за город. И с этим мы сталкиваемся на каждой третьей стройке. 40% запланированных в 2021 году базовых станций не были нами установлены. Отсюда проблемы с качеством, жалобы и штрафы. 340 базовых станций в 2022 году были демонтированы по требованию местных жителей», – привёл удивительную статистику Сергей Ким.

При этом на вопрос, пользуются ли радиофобы телефонами, они отвечают, что да, без гаджетов никуда, резюмируют в компании-операторе. Особенность законодательства нашей страны в том, что если житель против, то оператор не имеет права устанавливать своё оборудование, а если там уже работает базовая станция, то они обязаны её демонтировать.

«Есть случаи, когда блогеры говорят: у меня поставили вышку, они нас облучают, поддержите меня. У человека вовсе нет понимания того, что он сейчас находится онлайн и благодаря интернету вещает своей аудитории?» – недоумевает эксперт.

В окончании ликбеза в компании Beeline резюмировали: с точки зрения оператора, Алматы и Астана остаются самыми сложными городами Казахстана для установки базовых станций. И у нас в стране жёсткие требования для сотовых операторов, которые осложняют ведение такого бизнеса и приводят к ненужным затратам, а также удорожанию тарифов. Введут ли дополнительные нормы, а также облегчат ли регулирование мобильных операторов – вопрос остаётся открытым. 

Лента новостей

все новости