Кабмин отправляется на три буквы: как правительство РК повышало НДС

cover Фото: Orda.kz/Ольга Ибраева

Государство нашло способ, как заработать деньги, чтобы сохранить свои социальные обязательства, деньги Нацфонда и обеспечить экономический рост. Решение, которое так долго боялся предъявить общественности кабмин, заключается в повышении ставки НДС бизнесу с 12 % до 20 %. Об этом, а также о снижении нагрузки на фонд оплаты труда, отношении граждан к АСП, шла речь на расширенном заседании правительства с участием президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Orda.kz рассказывает, как это было. 

Левобережье Астаны сегодня с утра встало в одну сплошную пробку. Расширенное заседание правительства отразилась на интерактивных городских картах бордовым цветом.

К тому же сегодня выпал небольшой снег, а для местных водителей это настоящая катастрофа. Любые осадки словно парализуют мозговую деятельность автомобилистов и, как следствие, городское движение. Весь правительственный квартал, конечно, оцепили сотрудники государственной охраны. Это стандартная процедура: усиленная охрана, бронированные машины, снайперы на крышах.

Фото: Ольга Ибраева

Внутри здания правительства тоже усилили контроль. Например, для СМИ закрыли половину обычно свободного для нас второго этажа. Поскольку расширенное заседание проходило именно на втором этаже, нам даже не дали пройти в столовую. О доступе к министрам и акимам даже речи не шло. Такое происходит не впервые, но те журналисты, что поопытнее, ещё помнят времена, когда к государственным топ-менеджерам можно было подойти без поклонов и согласований. 

Теперь же премьер общается с прессой только в формате монолога по телевизору. Прям как на этом фото:

Фото: Ольга Ибраева

Впрочем, стоит отдать должное пресс-службе. В большом холле второго этажа накрыли фуршет. Кроме того, там поставили стулья и вывели трансляцию с заседания на экран. Однако в сеть эту трансляцию не дали. Таким образом, насладиться выступлением президента смогли только аккредитованные столичные журналисты, пресс-секретари и сотрудники аппарата правительства. Это при том, что каждый вторник на сайте премьер-министра без проблем транслируют все заседания.

Ещё из интересного. Чай на фуршете разливали по стаканчикам с символикой саммита ШОС. Видимо завалялись на правительственных складах. Президент же сказал затянуть пояса. 

Фото: Ольга Ибраева

Ожидания vs реальность

Обычно таким совещаниям предшествует небольшая подготовка. В этот раз за несколько дней до самого заседания решили собрать руководителей нескольких СМИ не только для расстановки правильных акцентов, но и дать понять — озвученные решения понравятся далеко не всем. Заодно как-то оправдаться, что, мол, время пришло, нельзя больше тянуть, и предупредить, что дальше правительство отпускает вожжи и умывает руки. Поэтому о повышении для предпринимателей ставки НДС с 12 % до 20 % было известно заранее.

Фото: Ольга Ибраева
Фото: Ольга Ибраева

Если кто-то ожидал от расширенного заседания громких разборов полётов и смены министров, то этого не случилось. Как показывает практика, это не в методах дипломатичного Касым-Жомарта Токаева. Разносов на публике он не устраивает.

Заседание президент начал с того, что пожурил чиновников за долгие процедуры согласования и принятия решений внутри правительства. Дал понять, в общем, что те медленно работают. Глава государства предположил, что всему виной боязнь Антикора.

Фото: Ольга Ибраева
«В чём дело, может быть, антикоррупционное ведомство всех придавило, задавило и запугало?! Давайте разберёмся и с этим вопросом. Но решение ведь надо принимать»,  спросил Касым-Жомарт Токаев, добавив, что ранее он делегировал кабмину большие полномочия. Причём, до такой степени большие, что Администрации президента сейчас не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность правительства.

Это замечание министры выслушали молча, возражать никто не пытался. Выражения лиц будто подтверждали, критика обоснована. Всё потому, что проблема министерского «отфутболивания» вопросов стара как мир.

Сначала экономика, потом всё остальное

О главном событии этого года, о котором так долго боялись говорить вслух, — повышении до 20 % ставки НДС — сообщил премьер-министр Олжас Бектенов. Он приводил для убедительности весомые доводы, что бюджет в Казахстане сугубо социальный, а налоги не приносят нужный объём денег в казну. Из-за этого казна почти пустая, потому что все деньги уходят на пенсии и пособия. Понятное дело, что экономике на развитие совсем ничего не остается. Соответственно, в таких условиях развиваться она не может.

Фото пресс-службы Акорды
Фото: Ольга Ибраева
«У нас недостаточный объём бюджета развития. В развитых странах он достигает 25 % от всех расходов государства, у нас 8 %. Из почти 26 трлн тенге республиканского бюджета на развитие идет всего два трлн. Всё остальное — это текущий бюджет, значительную часть которого составляют социальные расходы»,  аргументировал Бектенов. 

По его словам, денег не хватает в отраслях, которые считаются базой развития экономики — электро- и теплоэнергетика, водное хозяйство, газотранспортная система, дороги, инженерные сети и инфраструктура. И поэтому казахстанцы имеют сегодня то, что имеют — ужасные, разбитые дороги, аварийные теплосети и старую инфраструктуру.

Фото пресс-службы Акорды
Фото пресс-службы Акорды

Горькую пилюлю для бизнеса пытался подсластить заместитель Бектенова Серик Жумангарин, который сообщил, что в случае увеличения ставки НДС государство готово значительно снизить нагрузку на фонд оплаты труда.

«В случае увеличения ставки НДС до запланированного уровня мы готовы значительно снизить нагрузку на фонд оплаты труда в среднем на 10 %, и до 30 % за счёт упрощения социального налога и обязательных пенсионных взносов работодателя. Эти расходы бюджет сможет взять на себя»,  пообещал он.

Чуть позже на пресс-конференции для журналистов Жумангарин очертил границы ценового будущего для казахстанцев, пояснив, что удорожание произойдёт в разных сферах по-разному.

«Конечный потребитель, безусловно, ощутит на себе повышение цен. Оно будет, и мы коридор инфляции считали, где-то увеличение до 4,5 %, может быть. И это увеличение нам необходимо нивелировать тем, что эти дополнительные финансовые ресурсы, прежде всего, должны пойти на реальный сектор (...). Все модели показывают, что повышение будет краткосрочным»,  отметил заместитель премьера.

В целом, президент поддержал поправки в проект Налогового кодекса по увеличению НДС и остальные прозвучавшие меры. Жумангарин заверил, проект с новыми нормами скоро рассмотрят депутаты в парламенте. Ожидается, что новые правила вступят в силу ориентировочно со следующего года. Но драматичность в словах докладчиков наталкивает на мысль, что налоги могут поднять и раньше.

Фото пресс-службы Акорды
Фото пресс-службы Акорды

Ещё на расширенном заседании обсуждали ситуацию с долларом. Здесь выступил глава Нацбанка Тимур Сулейменов. Президент указал, что люди видят волатильность национальной валюты, а эксперты ожидают давления на курс тенге из-за укрепления американского доллара. В связи с этим Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что обеспечение стабильности валюты и в целом обуздание инфляции — это крайне важная работа, которая должна проводиться в тесном сотрудничестве с правительством.

«Прежние установки на то, чтобы мы независимые, самостоятельные, сейчас уже не работают, поскольку ситуация необычная»,  признал глава государства.

В целом, как отметили участники заседания, все эти решения принимаются для того, чтобы уменьшить трансферт из Нацфонда. В противном случае есть риск того, что лет через 10 от главной кубышки казахстанцев, может ничего и не остаться. По данным Тимура Сулейменов, в «крайне непростых фискальных условиях» правительство было вынуждено увеличить изъятия из Нацфонда до 6,3 трлн тенге, из них прямые трансферты составили 5,6 трлн, а покупка акций — 467 млрд тенге. Общий объём валютных активов Нацфонда сейчас составляет 58,8 млрд долларов.

Всё заседание вращалось вокруг финансово-экономической ситуации в стране и поиску ответа на вопросы — что делать и как быть? Других сфер коснулись вскользь. Например, по АЭС стало известно, что идёт выбор участников строительства первой станции. И поиск места для второй АЭС. До некоторых вопросов и вовсе не дошли.

Например, к работе фонда «Самрук-Казына» президент страны обещал вернуться позже. Позитив на этой «расширке» достался только акиму Астаны Женису Касымбеку. Его одного глава государства похвалил за то, что тот достроил LRT, но заметил, что в городе большая проблема с пробками на дорогах. Так что есть ещё над чем работать. И не только акиму.

Авторы: Назира Қиял, Илья Астахов, Ольга Ибраева

Читайте также: 


Лента новостей

все новости