К чему привело повышение акцизов на стики: говорят эксперты

cover Фото: Envato

Защита кошельков курильщиков или ложь табачного лобби? Жадность политиков или забота о бюджете? Orda.kz разбиралась, для чьего блага увеличили налоги на нагреваемый табак.

2022 год запомнился множеством неприятных событий, однако среди них есть одно, ударившее по вполне определённой и в то же время широкой прослойке населения: курильщики. В июне стало известно, что в Казахстане планируют ввести новые акцизы на нагреваемый табак. 

Это решение обсуждали все, от обеспокоенных родителей до Администрации президента. В итоге акцизы увеличили до 70% уровня от сигарет.

Табачные компании и их сторонники пытались добиться акцизных послаблений для изделий с нагреваемым табаком – не вводить акцизы вовсе либо ввести по минимуму. Звучали слова о росте цен на стики (из-за которого курильщики якобы вернутся к классическим сигаретам и тем самым не принесут ничего в бюджет) и появлении контрафакта с вероятным опасным содержимым. 

Антитабачники, в свою очередь, парировали ростом поступлений в бюджет и скомпрометированностью исследований в пользу низкого вреда стиков. Депутат мажилиса Аманжан Жамалов пояснил журналистам свою точку зрения во время заседания в июне: 

«Вы знаете, что мы долгое время добивались акцизов на нагреваемый табак, стики. До сегодняшнего дня нагреваемый табак в Казахстане не облагался никаким налогом, хотя по воздействию на организм, по содержанию никотина и другим параметрам сегодня, по выводам, которые делает ВОЗ, они ничуть не менее вредны, чем обычные сигареты». 

Пройдя множество кругов бюрократии по Данте, пакет поправок в налоговое законодательство всё-таки приняли. Они вступили в силу с этого года, и за два полных месяца рынок уже успел отреагировать на новые нормы. Кто же в итоге оказался прав? 

Фото: Envato

Всё правильно сделали 

Соавтор нашумевших поправок в Налоговый кодекс и депутат Зарина Камасова самостоятельно отследила цены на табачные изделия. Она считает, что всё было сделано правильно как с её стороны, так и со стороны государства:

«Цена сейчас сопоставима по цене с сигаретами, что с точки зрения нашего Кодекса о здоровье и директив Всемирной организации здравоохранения – одно и то же. При этом бюджет страны уже получает дополнительный доход от этих вредных для здоровья продуктов». 

Реакция рынка на увеличенные акцизы говорит о жизнеспособности принятых акцизных подходов, считает мажилисвумен. Кроме того, никак не подтвердились опасения о зарождении нелегального рынка нагреваемого табака, на который намекали те же самые табачные ассоциации. Нелегальных «хитсов», судя по прилавкам магазинов, не появилось.

С другой стороны, результаты исследований сигнализируют о низком уровне прогнозов табачных лоббистов, среди которых ассоциации «КазАлкоТабак», QazSpirits, «Лига потребителей Казахстана», «Денсаулык» и другие. 

Другой соавтор новых норм – депутат VII созыва Мажилиса Парламента Казахстана Арман Кожахметов – также удовлетворён результатами работы:

«Экономические рычаги государства должны быть таковы, чтобы не позволять вовлекать нашу молодёжь к табакокурению. Поэтому я считаю, что здесь был абсолютно правильный подход. Мы не видим особого ажиотажа от производителей и продавцов нагревательного табака».

Итоги битвы «экстрасенсов»  

Марат Каирленов, казахстанский экономист и участник акцизных дебатов, поделился с Orda.kz выводами по итогам введения поправок. По его мнению, цены на нагреваемый табак если и поднялись, то не в результате роста акциза. 

Фото: Envato

«Цены на нагреваемый табак выросли на 4% и сопоставимы по цене с не самыми дорогими сигаретами. На фоне общей инфляции более чем в 20% этот прирост более чем скромный. Причин несколько.

Первая: производителям не выгодно резко поднимать цены. Курильщик – это потребитель, и потребитель долговременный. В таких условиях прибыль должна быть постоянной, а не одномоментной, поэтому главное – завоевать внимание и доверие. В табачном бизнесе это прекрасно понимают. 

Вторая: новая аудитория. Устройства для нагревания табака – это гаджеты, а гаджетами интересуется преимущественно молодая аудитория, из которой можно вырастить новых долговременных потребителей. Молодёжь менее платёжеспособна, подъём цен их отпугнёт.

Таким образом, производители «хитсов» готовы устанавливать цены на уровне обычных сигарет, тем более что рентабельность, маржа прибыли их продукта очень высокая. 

Что означают утверждённые более высокие акцизы на хитсы? Это поступление около 100 млн долларов в год дополнительных налогов в государственный бюджет от этих вредных для здоровья продуктов», – отметил эксперт.

И, как итог, поддельной продукции на рынке больше не стало, уверен Марат:

«Цены поднялись не на десятки процентов, как прогнозировали отдельные представители табачного лобби. Поэтому ситуации, в которой рынок контрафакта мог бы вырасти до масштабов проблемы, не произошло. Тем более что легальные игроки периодически участвуют в мероприятиях по борьбе с нелегальной продукцией, причём весьма успешно».

От редакции 

Акцизы жизнеспособны. Обложенные новым налогом стики не нокаутировали кошельки курильщиков и приносят в бюджет большой стабильный доход. Как оказалось, производители охотно берут на себя это бремя ради удержания имеющейся базы потребителей и привлечения новой.

Лента новостей

все новости