«Это пытки» — адвокат об условиях домашнего ареста для Гульнары Бажкеновой

cover Скриншот подкаста youtube.com/@ORDANews

Главный редактор и основательница сетевого издания Orda.kz Гульнара Бажкенова находится под домашним арестом без возможности защищать себя и свою редакцию от рейдерского захвата, по мнению адвоката мера пресечения избрана без законных оснований, сообщает Orda.kz.

Запретили всё

Как отметил адвокат Мурат Адам в своей частной жалобе на постановление следственного суда, для домашнего ареста должны быть достаточные основания. Эта санкция применяется, когда есть вероятность, что подозреваемый скроется от следственных органов или от суда, будет препятствовать расследованию дела и его рассмотрению в суде или же продолжит заниматься преступной деятельностью. 

В части попыток скрыться адвокат предоставил данные о том, что Гульнара Бажкенова пересекала государственную границу Казахстана дважды за последние несколько месяцев, посещала США и страны Европы. Если бы она планировала скрыться, у нее были все возможности сделать это, но она вернулась в Казахстан. Кстати, орган досудебного расследования данные о поездках и возвращениях основательницы «Орды» суду не предоставил. 

В итоге, вопреки указанию в УПК на то, что необходимо рассматривать возможность применения менее строгой меры пресечения, суд санкционировал именно домашний арест. 

«Сегодня, в отличие от Гульнары Бажкеновой, другие руководители СМИ, против которых также возбуждены уголовные дела по той же статье, находятся на свободе и могут продолжать работать. А Гульнара под домашним арестом, то есть она полностью изолирована от общения практически со всеми. Она не может давать интервью, не может ничего писать самостоятельно»,  подчеркнул адвокат.

С внешним миром основательница и главный редактор «Орды» может контактировать только через адвоката. При этом запреты в отношении Гульнары Бажкеновой отражаются и на жизни её несовершеннолетнего ребёнка. 

«Сегодня её ребёнок не может пойти на прогулку, потому что некому за ним присматривать. Суд запретил Гульнаре иметь няню. Также запретил и помощницу по дому, а это не прихоть Гульнары, а жизненная необходимость. Потому что ей по медицинским показаниям запрещено очень многое из домашней рутины — нельзя приближаться к горячей плите, нельзя поднимать тяжёлые предметы. Я расцениваю всё это как пытки»,  заявил адвокат. 

По его словам, этим домашним арестом ущемляют не только права журналиста на свободу и осуществление профессиональной деятельности, но и нарушают права человека и права несовершеннолетнего ребёнка. Передать его родственникам арестованная тоже не может, общаться с родными суд ей запретил, потому что якобы есть риск утечки информации. 

«Она не может выдать доверенность какому-то своему представителю в суде или на учредительном собрании, потому что не может изучить и оформить документ онлайн, суд запретил ей пользоваться социальными сетями и интернетом. Офлайн тоже запрещено контактировать с третьими лицами, в том числе и с нотариусом»,  добавил Мурат Адам. 

Пытаются заставить «Орду» замолчать 

Второй важный момент — Гульнара Бажкенова неоднократно говорила, что давление на неё и на редакцию, попытки взломов и атаки фейков, всё это имеет одну цель — заставить «Орду» замолчать, закрыть издание. И домашний арест с жёсткими ограничениями очень помогает тем силам, которые хотят остановить работу издания. 

«В таких условиях Гульнара Бажкенова лишена возможности защищать „Орду“. Уголовное дело о рейдерском захвате 70 % доли ТОО „Орда медиа“, возбуждения которого мы добились в департаменте экономических расследований (ДЭР), сейчас расследуют в департаменте полиции города Алматы. Причины этого непонятны, делом должен заниматься ДЭР. Тем временем в интернете уже публиковали информацию о том, сколько денег изъяли в офисе, что изъяли в квартире Гульнары, то есть идут утечки. Но в ответ на моё обращение к руководителю следственно-оперативной группы, почему у них происходит утечка, какие меры приняты, по сей день тишина», отметил Мурат Адам. 

Участвовать в следственных действиях по делу о рейдерском захвате Гульнара Бажкенова не может из-за всё тех же ограничений домашнего ареста. Она лишена возможности отправить своего представителя по доверенности и на собрание учредителей ТОО, чем уже воспользовался второй учредитель Максат Ганиев. Он провёл собрание и сам себя избрал новым директором «Орды», теперь планирует провести встречу с журналистами, а потом провести оценку издания как актива. 

«Как юрист считаю такое решение незаконным. Максат Ганиев прекрасно знает, что у Гульнары Бажкеновой есть уважительная причина неявки на это собрание. Ему необходимо было объявить перерыв до разрешения вопроса о мере пресечения Гульнары Бажкеновой. И как только она бы оказалась на свободе, инициировать этот вопрос», сказал Мурат Адам. 

Он рассказал, как по отдельным жалобам на нарушения при обысках и задержаниях сотрудников «Орды» 1 декабря прокуратура Алматы уже дала обратную связь. Нарушения подтвердили, прокуроры возбудили дисциплинарное производство, признав действия сотрудников полиции незаконными. 

Один из важных элементов защиты Гульнары Бажкеновой — обращения в международные правозащитные организации, чтобы придать глобальную огласку действиям силовых структур Казахстана, которые открыто нарушают основополагающие принципы Конституции, свободу слова и права журналистов на профессиональную деятельность. 

«Мы обратились письменно специальным докладчикам Совета по правам человека ООН, сообщили о произволе при задержании Гульнары и журналистов „Орды“. Также подали обращения в ОБСЕ, казахстанское представительство Евросоюза и другие международные правозащитные организации, в том числе в Международный комитет по защите журналистов CPJ», уточнил адвокат. 

Он отметил, что надежды на казахстанские правоохранительные органы, справедливость судебной системы и верховенство права уже не осталось. 

«На мой взгляд как адвоката сейчас идёт подавление свободы слова, тотальная цензура. Как раз у „Орды“ один из главных принципов — говорить без цензуры. Конституцией у нас цензура запрещается. Поэтому я обращаюсь ко всем послам дипломатических представительств в Республике Казахстан, в первую очередь — к послам Соединённых Штатов Америки и Евросоюза, о том, чтобы они со своей стороны оказали всяческое содействие, обратились к главе государства и призвали нашу власть декриминализировать статью 274 УК РК — за распространение заведомо ложной информации. Этой статьи в Уголовном кодексе быть вообще не должно. Но именно эту статью сегодня власть использует как рычаг давления на свободу прессы и на независимые СМИ», подчеркнул Мурат Адам. 

Давление на основательницу и главного редактора Orda.kz, а также на журналистов сетевого издания продолжается уже не первый месяц, в острую фазу оно перешло в начале сентября после ряда публикаций о следственных действиях в отношении крупных госчиновников и сотрудников КНБ

В попытках деморализовать руководителя и сотрудников издания организаторы атак применяли все доступные методы, от фейковых аккаунтов с нелепыми заявлениями до откровенных провокаций

1 декабря силовики ворвались в офисы «Орды» в Алматы и Астане, провели обыск, не предъявляя никаких обоснований и просто вытолкав адвокатов и юристов за дверь, задержали Гульнару Бажкенову и нескольких сотрудников издания. В алматинском офисе взломали сейф и забрали зарплату сотрудников, их личные вещи и технику. Деньги, телефоны и ноутбуки до сих пор не вернули. 

Гульнара Бажкенова находится под домашним арестом с 1 декабря.

Читайте также:

Лента новостей

все новости