Экономическая бомба: зачем власти Казахстана лгали о новом Налоговом кодексе?

cover Коллаж Orda.kz

Министр экономики Серик Жумангарин всех обманул? Новый Налоговый кодекс станет реквиемом по казахстанской экономике? Спасение страны — в ликвидации квазигоссектора? Ответы на эти вопросы — в интервью Orda.kz с экономистом Маратом Абдурахмановым.

Для малого бизнеса в Казахстане наступают суровые времена. В новом Налоговом кодексе  резко сократили перечень видов деятельности, по которым применяют упрощённый налоговый режим. Для бедных казахстанцев новости тоже не радостные: власти постепенно отменяют регулирование цен на социально значимые продукты. Марат Абдурахманов уверен: эти искры чреваты социальным взрывом.

Добрый день, Марат. Начнём сразу с вопроса, который сейчас многих волнует. Министр экономики Серик Жумангарин сначала говорил, что доступ к упрощённому налоговому режиму закроют лишь немногим видам бизнеса. А в итоге его отменили для большинства видов деятельности. Не кажется ли вам, что происходящее сейчас с «упрощёнкой», с Налоговым кодексом в целом, нарушает социальный договор, который всё это время существовал между обществом, бизнесом и государством?

— Начну с предыстории. В 2023 году я подавал заявку на участие в разработке Налогового кодекса в качестве экономиста. Ответ был такой: «Мы вас примем, но ваше мнение будет носить рекомендательный характер». Свою концепцию Налогового кодекса я дал. Основная идея была в сборе налогов с тех производств, которые локализованы в стране. Согласно ВВП, недропользователи у нас 70 % производят — значит, с них и надо брать 70 % отчислений в бюджет. Логично же: кто сколько зарабатывает, тот столько и платит. Сейчас они платят 12 %. А оставшиеся проценты хотят собирать с граждан. Я был категорически против этого подхода.

Вы хотите сказать, что сейчас порядка 90 % налогов поступают от физлиц?

— Не только от физлиц, но и от организаций, которые не являются недропользователями. От недропользователей приходят только трансферты из Нацфонда. Все эти цифры есть в открытом доступе — данные о трансфертах доступны на сайте Нацбанка, закон о госбюджете доступен на сайте Минюста.

Какой вопрос в связи с этим вы хотели бы задать министру экономики, г-ну Жумангарину?

— Мой вопрос к Жумангарину — чисто экономический. Добавленная стоимость домохозяйств, ИП, маленьких предприятий и всех остальных, кто работает внутри страны, сейчас составляет 28 трлн тенге. Это наши национальные производители. По проекту бюджета на 2026 год с этих денег хотят собрать… 35 трлн тенге! Можно ли собрать больше, чем есть? Ответ очевиден. Поэтому я задаю вопрос Жумангарину: у вас эти расчёты есть вообще? При таком НДС с ним будут работать только монополисты, большие сети, крупные предприятия, которые по пальцам пересчитать. А НДС с импорта сядет в цены всех товаров, потому что у нас импортозависимость — 68 %.

По некоторым отраслям и больше.

— Я говорю в среднем по стране. Суть в том, что если мы проведём экономический анализ прямых последствий этих фискальных действий, то получится, что в следующем году мы получаем снижение поступлений налогов в местные бюджеты от одного до трёх триллионов тенге. Плюс 400-800 тысяч безработных. И увеличение цен в среднем от 20 % до 40 %. Это и есть нарушение общественного договора, когда люди не влезают в политику, а политики обеспечивают уровень жизни, достаточный для большинства. Я именно про это говорю.

Приведёт ли резкое расширение запретительного списка по упрощёнке к миграции бизнеса — к его оттоку в Кыргызстан, в Узбекистан, в другие страны с более либеральными налоговыми режимами?

— Не к оттоку, а к закрытию. По классификации Всемирного банка, весь бизнес от трёх до 50 млн — малый, а всё, что меньше трёх миллионов — это микробизнес, который может или закрыться, или работать. И это удар именно по микробизнесу. Этот бизнес закроется, и люди придут с заявками на получение социальной помощи. В бюджете денег нет, адресную социальную помощь выплачивают местные акиматы. А там будет дефицит на три триллиона тенге по всей стране. Получается, люди платили налоги, а тут ввели новый Налоговый кодекс — и они лишились работы, а государство им откажет в выплате социальной помощи. Это параметры социального взрыва.

Вы полагаете, что возможно повторение событий 2022 года?

— Я экономист. Я не полагаю, а считаю. Есть экономические функции, которые позволяют делать прогноз по суммам, датам и воздействию.

В таком случае планируете ли вы связываться с тем же Минэкономики? Задавать им вопросы — откуда у них такие расчёты, кто им их составлял? Какой-то диалог будете вести?

— Я пытался. Г-н Жумангарин мне ответил в Facebook, что у них расчётов нет, но они уверены в положительном результате этой реформы. И запретительный список — это только часть вопроса, примерно 5 % от общего вала вопросов, которые сейчас есть.

О чём ещё вы хотели бы спросить министра экономики?

— Вот появился сравнительный контроль, например. Скажем, вы производите тапочки. И в этом году вы продали тапочек на 20 % меньше, чем в прошлом. Так вот, вам на эти 20 % доначислят налоги! То есть налоги повысили, у людей денег стало меньше, они стали меньше вашего товара покупать — значит, у вас тоже меньше денег. Но налоговая так не считает! И она вам доначислит эти 20 % по вашей реализации. Это нормально или нет?

Это как минимум странно.

— А этот сравнительный налоговый контроль сейчас есть в Налоговом кодексе! И им будут пользоваться уже с января, в полном объёме. Это коснётся всех, абсолютно всех.

Создаётся ощущение, что правительство судорожно ищет деньги для затыкания дыр в бюджете — помимо трансфертов из Нацфонда, которые год от года растут. Но, наверное, в правительстве всё-таки осознают, что эти дыры можно латать другими способами?

— Я давным-давно предлагал разные формулы и варианты, как решить эту проблему принципиально. Но г-н Жумангарин никак не реагирует. Вы можете собрать информацию по государственным расходам на квазигоссектор и по расходам самого квазигоссектора. Вы увидите огромные суммы. Например, административные расходы сейчас на 900 тыс. госслужащих в восемь раз больше, чем были в 1991 году. Тогда было 125 тыс. госслужащих. Представляете масштаб вопроса? Квазигоссектора тогда не было. То есть если закрыть квазигоссектор, привести численность персонала госслужбы к показателю 1995 года (когда была принята Конституция), — у нас вопрос с госбюджетом будет решён автоматически. Этих расходов не станет просто.

Предлагаете пустить квазигоссектор в свободное плавание — чтобы он был уже и не «квази», и не «гос», а абсолютно частным?

— Я предлагаю отменить закон о квазигоссекторе и постановление правительства, по которому квазигоссектор финансируется из бюджета. Тогда расходы госбюджета сократятся значительно. Я уже знаю сумму — от трёх до восьми триллионов тенге. Мораторий на новое строительство административных зданий для субъектов квазигоссектора, который премьер-министр объявил, — как раз про это. Представьте себе, какие деньги там. Госрасходы в целом сократятся на 12 трлн тенге! И на индексацию пенсий хватит, и на повышение прожиточного минимума в два раза, и девальвации не потребуется — всё будет решено. Но политической воли на такие решения нет.

Но это не решение уровня г-на Жумангарина.

— Жумангарин — хороший специалист, он делает то, что может. Но, к сожалению, такие вопросы решают другие люди, политики другого уровня. Он просто озвучивает конечный результат. Я так понял, исходя из официальных заявлений, которые прозвучали за последние три месяца.

Это должно быть решение уровня премьера? Или выше?

— Закрыть квазигоссектор с такими госрасходами — это даже не уровень Бектенова.

Волевое решение президента, в общем.

— Да. Если президент скажет: девальвации не будет, сократить квазигоссектор, все эти ТОО и РГП — в бюджете денег сразу хватать станет. Просто в ФНБ «Самрук-Казына», в «Байтереке» не пишут, сколько субъектов квазигоссектора есть в стране. Есть только старые цифры: 5,1 тыс. компаний.

А почему не актуализируют эти цифры? От какого года эти данные?

— От 2018 года. А не актуализируют, потому что эту информацию негласно засекретили. И сколько сейчас этих субъектов, я не знаю достоверно. Их количество каждый год росло. Президент Нурсултан Назарбаев сказал: сократить их. Но закон о квазигоссекторе не был отменён тогда и не отменён до сих пор. Если его отменить, закрыть все ненужные ТООшки, РГПшки, сократить штат госслужащих, — экономия на госрасходах сразу составит от трёх до восьми триллионов тенге в год. Сейчас дефицит республиканского бюджета — два триллиона. То есть вполне реально за счёт внутренних резервов закрыть весь дефицит. Но этого г-н Бектенов не делает, потому что это политическое решение. Это может решить только президент, который даст прямое указание закрыть весь квазигоссектор, который по факту никому не нужен.

Редакция Orda.kz запросит в Бюро национальной статистики информацию о количестве компаний квазигоссектора, а в Минэкономики — сведения о финансировании этих компаний. Мы считаем эту публикацию приглашением к публичному диалогу о Налоговом кодексе, бюджете и состоянии казахстанской экономики, в том числе с участием профильного министерства, и рассчитываем на ответные комментарии вице-премьера Серика Жумангарина.

Завтра мы опубликуем ещё одно интервью с другим экономистом, в котором предложим читателям альтернативный ответ на вопрос, нарушают ли власти Казахстана социальный договор.

Читайте также:

Лента новостей

все новости