«Я патриот. Я за здоровую армию»: нужно ли косить от призыва, если ты реально болен

cover Коллаж: Orda.kz

В конце июня Orda.kz опубликовала материал о компании Prizivanet, помогающей избежать призыва в армию. Поводом для публикации стали жалобы клиентов организации. Как заявляли молодые люди, их кинули на деньги. С представителями Prizivanet нашему корреспонденту тогда связаться не удалось. Но позже руководитель компании Ренат Адыкенов сам вышел с нами на контакт. В общении с журналистом Orda.kz он изложил своё видение произошедшего. Плюс дал советы тем призывникам, чьё состояние здоровья действительно не позволяет служить в войсках. 

Как рассказал Ренат Адыкенов, заниматься помощью призывникам он начал в 2019 году. Причём началось всё случайно — с просьбы родственника, имеющего проблемы с сердцем, решить вопрос с военкоматом. Ренат помог доказать негодность к воинской службе молодого человека. После этого стали обращаться другие люди, и в итоге это переросло в бизнес. По словам Адыкенова, только за прошедший призыв они помогли примерно 50 призывникам. Но всё-таки:

Ренат, как тогда получается, что некоторые клиенты не могут связаться с вашими специалистами и в итоге теряют деньги? 

— К нам чаще всего обращаются мамы призывников или сами призывники. И если мы говорим про парней, то они к нам идут, когда их петух клюнет. Если мы видим, что у человека есть непризывной диагноз и мы можем ему помочь, то заключаем с ним договор. В нём чётко прописано, при каких условиях будет расторгаться договор, прописаны условия возврата денег. И главное — в каждом договоре указан мой личный номер мобильного телефона. Если клиент не может дозвониться или дописаться до юриста, потерял контакт или что-то ещё, то у него есть возможность напрямую связаться со мной, с руководителем. 

 

Но наш договор несёт рекомендательный характер, это в нём прописано. Мы изучаем документы, мы консультируем. Но мы не призывная комиссия, мы не выдаём военные билеты. И главное — мы не занимаемся пособничеством в уклонении от воинской службы. В договоре также прописано, что если третьи лица, то есть госорганы, примут в отношении него негативное решение, то клиент не будет иметь никаких претензий. 

И при подписании все согласны. Но иногда они либо сами начинают пытаться всё решить, и тогда требуют возврат; либо хотят решений в кратчайшие сроки, а мы редко указываем конкретные даты окончания договора — это фиксируется актом выполненных работ. Но если условия ещё не выполнены, то подписать мы его не можем. 

И зачастую когда наш клиент обращается к другим юристам, заявляя, что мы «кинули его на деньги», то грамотный юрист смотрит договор, видит все прописанные в нём условия, и разводит руками.

Ещё есть приложение № 1 к договору, где указаны наши рекомендации. Но кто-то из призывников этого не соблюдает. В том числе один из героев предыдущей публикации, который в нарушение наших рекомендаций пошёл в бар, где его и забрали сотрудники военкомата.

Есть случаи, когда у призывника ещё не поставлен диагноз, а он уже что-то требует. А некоторые прямо просят: «Порекомендуйте врача, который напишет нужный диагноз». Но я ещё раз повторяю: мы не занимаемся пособничеством в уклонении! 

Но для многих обывателей вашу и другие подобные компании воспринимают как организации, которые помогают именно откосить от армии.

— Это совершенно неверно! Потому что это нарушение закона. Самому призывнику за такое будет административка. Хотя в УК РК есть статья «Уклонение от воинской службы», с 1993 года ещё ни одного призывника не привлекли. А вот нам за это светит реально уголовное наказание. Мы работаем исключительно в правовом поле.

Один из героев прошлой статьи указывал на то, что его отправили прикрепляться в государственную поликлинику. Это действительно обязательно?

— Да, это обязательно, причём в поликлинику по месту жительства. Потому что военкомат не принимает к сведению заключения частных медучреждений. При прохождении медкомиссии они дают акт исследования состояния здоровья — это документ, в котором даётся заключение о годности, негодности или отсрочке. С ним призывника отправляют в государственную поликлинику. А там этого человека могут видеть впервые и при обследовании поставят совершенно другой диагноз. 

Да, я понимаю: если у человека есть реальное заболевание, то он старается обращаться к компетентным врачам, а они зачастую работают в частных клиниках. Про государственные клиники люди забывают. Но я рекомендую, если у молодого человека есть проблемы со здоровьем, ему обязательно это нужно фиксировать в государственной поликлинике. Чтобы там была история болезни. 

Это особенно важно после прошлогодних изменений. Раньше в 16 лет молодые люди шли на медкомиссию, им выдавали приписное удостоверение, а в 18 лет их звали на новую медкомиссию и уже там призывник получал предварительный статус негодности. Сейчас в 17 лет молодой человек автоматически становится на воинский учёт по месту жительства. И доказывать ему уже ничего не нужно — вся информация, которая есть в управлении здравоохранения, в поликлинике по месту жительства, уходит в военкомат. И по этим данным уже создаётся личное дело призывника. 

Но не при любом диагнозе признают негодным. Можно просто вбить в интернете «Правила проведения военно-врачебной экспертизы» или просто «расписание болезней». В нём перечислены утверждённые диагнозы, при которых признают годным или негодным к службе в армии. Я не призываю изучать его с целью наносить себе увечья. Но если у человека есть проблемы со здоровьем, он может ознакомиться с этим расписанием и понять свои шансы. Потому что, например, по зрению: до минус пяти заберут в армию, а при минус шести и больше — уже нет. Так же с плоскостопием. Сейчас, если вторая степень, то обязательно нужно наличие артроза второй стадии. Просто не возьмут уже с третьей степенью. 

Ренат Адыкенов. Фото из личного архива

В Сети регулярно появляются истории про то, как молодых людей сотрудники военкоматов гребут с улиц. Причём иногда сообщается, что забирали людей без полиции. Что делать в таком случае?

— В рамках закона единственное должностное лицо, которому мы должны показать свои документы, — это сотрудник полиции. Кому-то другому — военкому, военнослужащему — гражданские лица документы показывать не обязаны. Военный может требовать документы у военного — у гражданских нет. А полицейский может требовать документы только после того, как сам представился, показал удостоверение и объяснил причину остановки. Например, объяснив это рейдом по поиску уклонистов. 

Но, насколько я знаю, в большинстве случаев подобные случаи доставки в военкомат всё-таки законны. Хотя я бы рекомендовал молодым людям снимать эти случаи на телефон. Не паниковать, не ругаться. Просто нужно знать свои права. Если сотрудник полиции требует назвать ИИН — его нужно назвать, он увидит в базе данных, есть ли вы среди уклонистов. Если вы студент, то покажите студенческий. Если есть другие причины для отсрочки или освобождения от службы, то стоит показать подтверждающие это документы. Если ничего этого нет, то молодого человека доставят в военкомат. И я вам скажу: чаще всего начинают паниковать и кричать те, кто действительно уклоняется. 

А могут ли забрать человека, если он прописан в одном регионе, а приехал в другой? Условно: могут ли увезти в военкомат жителя Каскелена, который приехал в Алматы? 

— Могут, потому что у нас закон действует по всей территории страны. То, что можно уехать в другой регион, и военкомат тебя не смеет трогать, это заблуждение. Если человек уезжает на длительное время со своего постоянного места жительства, то на новом месте он должен прийти в военкомат и оповестить об этом. Точно так же оповещать военкомат нужно, если ты уезжаешь из страны. 

Представим ситуацию: человек прикреплён к военкомату в Актау, а живёт в Алматы и думает, что повестки к нему домой приходят, а здесь его никто не тронет. Это и называется уклонение.

И если он попадёт под рейд, то его внесут в базу уклонистов. Такого человека имеют право отправить в армию прямо из Алматы, даже если он прописан в Актау. Личное дело запросят, даже нарочно в течение дня доставят, а в отношении парня возбудят административку. 

Но есть ещё момент с повестками. Их должны вручить лично призывнику или его прямому совершеннолетнему родственнику. В законе до сих пор прописано, что повестка из военкомата вручается нарочно. На повестке должны быть написаны время, место, кем выписана, кому выписана и так далее. Если всё вручено законно, то призывник обязан по ней явиться в военкомат. Хотя есть установленные уважительные причины, когда человек может не явиться. Например, подтверждённое заболевание, смерть близкого родственника.

Но в нашей практике были случаи, когда призывникам присылали фотографию повестки по WhatsApp, и это уже незаконно. Да, с 2022 года в тестовом режиме приходят SMS-повестки от 1414. Но WhatsApp — это просто смешно.

Раньше ведь был ещё вариант не служить, поступив на военную кафедру. Там же всё ограничивалось военными сборами.

— Теперь такого нет. С 2023 года офицеров запаса призывают на два года до 29 лет, а медиков вообще до 32. Но если у офицера после учёбы появилось заболевание, то он тоже проходит военно-врачебную комиссию. К ним более жёсткие требования, но если подтверждается, что у него обстоятельства, по которым он не может служить, то его списывают.

Разница у срочников и офицеров есть и по другим обстоятельствам. Например, если призывник на срочную службу состоит в браке и у него есть ребёнок, то он получает отсрочку до 27 лет, а потом просто идёт в военкомат, в отношении него выставляют годность к службе, и он живёт и работает на гражданке. У офицера запаса такой отсрочки нет. 

А можете рассказать о самых трешовых случаях в вашей практике?

— В самом начале моей работы, лет шесть назад, в военкомате я встретил парня, у которого не было верхних фаланг пальцев на одной руке. Это не был наш клиент, но я пошёл по его поводу ругаться с военкомом. Потому что за парня было обидно. Он же даже автомат держать не смог бы! Парень рассказал, что его каждый призыв таскали. Но для чего — посмотреть, не отрасли ли у него пальцы? Я сказал, что если его не признают негодным, то пусть обращается, я готов был ему бесплатно помочь. Но он не обратился, я надеюсь потому, что его в армию в итоге не забрали.

А уже из нашей практики — это случай в Костанае, где парня забрали в армию с язвой двенадцатиперстной кишки. Во-первых, это непризывной диагноз. Во-вторых, его забрали с нарушениями.

Диагноз у парня был всеми документами подтверждён, он давно стоял на учёте у гастроэнтеролога. Он получил акт исследования состояния здоровья и пошёл с ним в поликлинику. В акте врачи подтвердили его негодность. А это не просто бумажка — это документ, скреплённый тремя печатями: врача, заведующего отделением и гербовой печатью главврача.

Мы этот документ сдали в военкомат, и он чудесным образом исчез. А нашего клиента, когда он его принёс, закрыли в военкомате, объявили годным и отправили в войска. Но мы были уже научены горьким опытом и попросили его сфотографировать акт. Меня все убеждали, что вопрос решится, я даже дошёл до замакима — они по закону возглавляют призывную комиссию. Но ничего не решилось. Тогда мы подали в суд на всю призывную комиссию: на замакима, военкома, управление здравоохранения и других. Процесс длился полгода, и почти всё это время парень лежат в лазарете. Я думал, мы проиграем, но судья была адекватная. Хотя на неё пытались давить — она сама об этом заявляла. На клиента нашего тоже, в стиле «забери заявление, ты что, не мужик». Но и он не сдался. По определению суда его направили на обследование в госпиталь в Астану, и среди вопросов был такой: «Можно ли служить с таким диагнозом?» И ответ был: «Нет, служить нельзя». В итоге суд встал на нашу сторону.

Так что ещё один совет призывникам и их родственникам — иметь копии всех необходимых документов, как бумажные, так и цифровые. 

Но я не могу сказать, что у нас все военкомы готовы тащить больных людей в армию. Я лично знаю тех, кто в принципе не возьмёт больного призывника в армию. А есть те, кто поступает наоборот. Сами же призывники часто просто не знают законы и до последнего надеются договориться через знакомых, откупиться, думают, что про них забыли, и в итоге упускают время. Но заниматься этим вопросом нужно чем раньше, тем лучше, и желательно с помощью специалистов. Я говорю не только про нас, а вообще про тех, кто специализируется на подобной помощи.

Вообще, как бы это пафосно ни звучало, я патриот, я за здоровую армию. Если уж люди служат в армии, то пусть они служат здоровыми: и физически, и психологически, и морально. Зачем нам новые челахи, самоубийства и прочие происшествия. Я считаю, что всё это нужно решать комплексно. Мне нравится система Израиля. Там тебя в армию просто так не возьмут, а если взяли, то после службы человек получает массу привилегий и льгот. Надеюсь, мы когда-то к этому придём.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости