Я от дедушки ушёл: вышел ли Казахстан из политической орбиты Кремля?

cover Фото: Akorda.kz

На саммите «Центральная Азия — Россия» в Душанбе лидеры государств региона, включая Касым-Жомарта Токаева, наверняка будут говорить о тесных связях между их странами и Москвой. Но экономическая реальность такова, что Центральная Азия всё сильнее отдаляется от России, сообщает Orda.kz.

Не доверяй и проверяй

Как пишет Bloomberg, за последние три с половиной года — после начала полномасштабного вторжения РФ в Украину — страны Центральной Азии существенно дистанцировались от Кремля как в политическом, так и в экономическом плане. Место Москвы в их планах всё чаще занимают Китай, Евросоюз, Турция и даже страны Персидского залива.

Александр Габуев, директор Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии, считает, что отказ центральноазиатских государств от укрепления отношений с Москвой продиктован прагматичной оценкой рисков. В том числе санкционных. Неспроста информация о возможных санкциях в отношении Казахстана со стороны ЕС вызвала такой существенный резонанс.

Война в Украине заставила страны региона пересмотреть своё отношение к Кремлю. Теперь лидеры стран Центральной Азии понимают: Путин готов применять силу, чтобы забрать то, что считает своим.

Свято место пусто не бывает

В то время как Москва истощает свои ресурсы в войне, которая тянется уже более трёх лет, её место занимают другие державы — и в первую очередь Китай. По объёму торговли с Казахстаном и Узбекистаном, двумя крупнейшими экономиками региона, КНР обошла Россию.

«Объём торговли Китая с пятью республиками Центральной Азии подскочил на треть за последние два года. А в июне председатель Си Цзиньпин посещал Казахстан», — отмечает Bloomberg.

Действительно, более 20 % товарооборота Казахстана приходятся на Китай — причём это неравноценный обмен, где объём импорта из КНР существенно превышает долю экспорта из РК. Юань становится всё более значимой валютой на фоне масштабных китайских инвестиций и торговых соглашений с Пекином. Казахстан — ключевое звено инициативы Си Цзиньпина «Пояс и путь», на которую сейчас делает ставку Акорда в качестве нового ключевого источника доходов страны. И именно китайская CNNC — приоритетный подрядчик по строительству второй казахстанской АЭС (первую, впрочем, будет строить консорциум во главе с «Росатомом»).

Место России в Центральной Азии оспаривает не только Китай. Евросоюз также укрепляет стратегическое партнёрство с Казахстаном и другими странами региона, вкладывая миллиарды евро в логистические, энергетические и редкоземельные проекты.

Безбазовая дипломатия

Bloomberg подчёркивает, что Россия сохраняет существенное политическое, экономическое и военное влияние в регионе, а также принимает большое количество мигрантов из Центральной Азии. Поэтому «окно возможностей» по поиску новых экономических партнёров, которое открылось перед центральноазиатскими государствами, может захлопнуться сразу после завершения российско-украинского конфликта — если Москва перестанет расходовать ресурсы на войну и решит восстановить свои пошатнувшиеся позиции.

Казахстан — единственная страна ОДКБ, где нет российской военной базы (хотя есть находящийся под российским контролем Байконур), и самая крупная экономика региона. Возможно, поэтому Астана наиболее чётко демонстрирует свои расхождения во взглядах с Кремлём.

«Казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев отказался поддерживать войну России с Украиной, несмотря на давление Кремля, и в прошлом месяце встретился со своим украинским коллегой Владимиром Зеленским на Генассамблее ООН в Нью-Йорке. В августе он говорил Зеленскому, что поддерживает международные гарантии безопасности для обеспечения независимости Украины», — пишет Bloomberg.

Знаменитая «многовекторность» Касым-Жомарта Токаева, похоже, становится мейнстримом в Центральной Азии. В условиях, когда на Россию нельзя полагаться как на надёжного партнёра и безопасного соседа, все страны региона волей-неволей должны налаживать альтернативные экономические связи.

«Урок, который центральноазиатские страны вынесли из полномасштабного вторжения РФ в Украину, — в том, что Россия привержена своим стратегическим целям, невзирая на цену, которую за них приходится платить», — резюмирует Кейт Мэллинсон, аналитик британской консалтинговой компании PRISM Strategic Intelligence.

Ранее мы рассказывали, станет ли Евросоюз ссориться с Казахстаном из-за России. О риске вторичных санкций и сложном клубке торгово-экономических связей читайте по ссылке.

Читайте также:

Лента новостей

все новости