«Я не работаю с родственниками»: Боранбаев о McDonald’s, «Кайрате» и новом стадионе для Алматы

cover Скриншот видео

Бизнесмен Кайрат Боранбаев в интервью YouTube-каналу Baitassov Live откровенно рассказал о своём пути — от детства в Аркалыке и первых кооперативов 90-х до запуска McDonald’s в Казахстане и управления футбольным клубом «Кайрат». 

Кайрат Боранбаев родился в небольшом селе Амангельды, позже семья переехала в Аркалык, а затем он перебрался в Алматы, где живёт со времён студенчества.

«Как и все в 90-е, я увидел, что можно зарабатывать быстрее. Мы занимались кооперативами, предпринимательством — купи/продай. Первая машина у меня была девятка малинового цвета, но всегда хотел цвета мокрый асфальт. Всё развивалось очень хорошо», вспоминает он.

Постепенно Боранбаев стал интересоваться бизнес-моделями, которые появлялись в России и переходили в Казахстан. В одну из поездок он впервые попал в ресторан McDonald’s.

«Мечта открыть McDonald’s появилась чуть позже. Тогда я даже не думал, что это займёт 16 лет».

«Я мыл полы и работал на кухне»

Достучаться до McDonald’s оказалось делом не одного года. Когда первые документы подписали, началось серьёзное обучение.

«У меня программа была девятимесячная, а ещё мы должны были набрать команду из 30 человек. Они на год уехали на обучение. Вернулись 22 — это очень хороший результат, обычно отсеивается 50 процентов».

Сам Боранбаев три месяца проработал в ресторане в московской Капотне: 

«Я приходил как обычный сотрудник — мыл полы, работал на кухне. К кассе меня подпускали только вторым кассиром. И сейчас, когда захожу в ресторан, я точно знаю все стандарты, что и как работает, почему именно так».

Он отмечает, что в сети строгие требования даже к поставщикам:

«В Москве за два года до открытия построили заводы по мясу, булочкам, стаканчикам. Поставщиков учили стандартам».

После ухода McDonald’s из России компания не планировала уходить из Казахстана. Однако, по словам Боранбаева, экономически это стало невозможно.

«Мы привезли пробные партии из Дубая, Франции, Польши и Азербайджана. Цена была очень высокой. Основной продукт мы получали из России. Хотя я инвестировал и построил здесь четыре завода, бургер стоил бы дороже».

После ухода международного бренда Боранбаев сохранил прежние стандарты в собственных ресторанах. Главная сложность сейчас в работе с ресторанами I’m — поиск поставщиков, готовых пройти аудит и вкладываться в обучение сотрудников.

«Наша компания уже пятый год аудирует мясо халяль. И ни одну компанию в Казахстане мы не смогли выбрать. Должны быть две параллельные линии — по мясу и по халяль. Пока такого нет».

Российская сеть «Вкусно — и точка» при этом тоже продолжает успешно развиваться. Кайрату Боранбаеву сегодня принадлежит 104 ресторанов быстрого питания, пришедших на смену McDonald’s в России.

«В последние несколько лет мы приостановили развитие, но ждём, что в этом году откроем 16 новых ресторанов „Вкусно — и точка“ в России», сказал предприниматель.

«Я всегда знал, что если футбол, то только "Кайрат"»

Боранбаев рассказал и о своём отношении к футболу.

«Я всегда знал, что если заниматься футболом и брать футбольный клуб, то только «Кайрат». Клуб я купил официально. Основным условием при покупке было невмешательство властей в дела клуба».

Главным стратегическим решением стало воспитание собственных футболистов.

«Все говорили: никто играть не будет. А я собрал молодых ребят с зарубежным спортивным образованием, дал им дополнительное обучение. Мы начали с голландской системы, потом изучали академии Барселоны, „Манчестер Сити“, „Шахтёра“, „Лейпцига“. Тогда и начали применять философию скоростного футбола». 

Боранбаев отметил, что два года назад клуб играл в Лиге конфедераций и заработал около шести миллионов евро.

«Этой суммы достаточно для содержания команды и участия во внутренних чемпионатах. За каждый матч стоит на кону по 500 тысяч евро».

По его словам, суммарно за цикл Лиги чемпионов «Кайрат»  рассчитывает получить около 35 млн евро — с учётом спонсоров, билетов и выплат от УЕФА. При попадании в 24 лучших — ещё 12 млн. 

«Но все спрашивают, сколько „Кайрат“ заработал. Подождите, давайте я расскажу, сколько я потратил. За всё время, пока я управляю клубом, я говорил, что у нас никогда не будет проблем с выплатой зарплат. Даже в трудные периоды мы всегда выполняли свои обязательства», отметил Боранбаев. 

Он добавил, что успех клуба — это результат работы всей команды.

«Я не работаю с родственниками и друзьями. У нас есть правило: если в команде есть кто-то из близких, об этом нужно сразу сказать. Если человек соответствует требованиям и компетенциям — почему бы и нет».

По словам бизнесмена, Алматы остро нуждается в современном стадионе:

«Наш стадион устарел. Когда мы играли с „Селтиком“, УЕФА прислало комиссара — он сделал 81 замечание. Мы сократили до 21. Главное для них — безопасность. Сейчас вместимость — 22 800 человек, но для города нужен стадион хотя бы на 30 тысяч».

Боранбаев добавил, что проект нового стадиона уже обсуждается с властями:

«Надо уметь не только построить, но и правильно содержать. Можно и на 50 тысяч построить. Футбол идёт только по выходным — это около 25 матчей в год. Поэтому нужно рассматривать варианты сдачи площадки в аренду и проведение концертов».

Читайте также:

Лента новостей

все новости